Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель урока: 

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- определять, каким членом предложения является глагол в предложении;

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других, строить понятные для партнёра высказывания;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Ход урока:

I .Организационный момент.  

-Доброе утро!

-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

Садитесь, пожалуйста!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

-Прежде чем перейти к работе в тетрадях нам надо, подготовить наши пальчики к работе, согреть их

Давайте поиграем в снежки.

Возьмите горсть снега,

Слепите снежок,

Сжимаем в левой руке, кидаем,

Сжимаем в правой руке, кидаем.

Ручки замёрзли — потрём ладошки.

- Молодцы, подготовили свои пальчики к работе.

- А теперь открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.
Запишем число, классная работа.

- А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите. Посмотрите на экран. Что там написано? Прочитайте.

Гриша в гудок очень громко гудит.
Грозно на Гришу Галя глядит. ( Скороговорка, предложение)

- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [г].)

- Что вы знаете про этот звук? (согласный, парный звонкий, парный по твёрдости ягкости)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой г.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. Г г Гм Го Гр Ге (Прописывают в тетради).

2. Словарная работа. 
1. Крупное домашнее животное, дающее этот ценный продукт т.е. молоко (корова); 

2.Домашнее животное, охраняющее жилище человека (собака); 

3. Хитрое животное с длинным пушистым хвостом (лисица). 

4. Лиственное дерево с белым стволом и маленькими листочками (берёза); 

5. Крупный населённый пункт, имеющий свои фабрики и заводы, шахты (город); 

 6. Столица нашей Родины; (Москва);
- Какие части речи записали? (Имена существительные: эти слова означают предмет и отвечают на вопросы кто? что?) 
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые предметы (Одушевлённые отвечают на вопрос: кто? – корова, собака, лисица. Неодушевлённые предметы отвечают на вопрос: что? – Москва,  город,  берёза.) 

III. Самоопределение к деятельности.

- А сейчас, я прочитаю очень интересную историю. Послушайте, ребята.

В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше  смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

- Давайте вспомним, какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)

-А что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить)

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

- Какую цель на урок поставим перед собой?

Узнать:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначает глагол?

3. На какие вопросы отвечает глагол?

IV. Работа по теме урока

-Что обозначает глагол? Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 68.

-На какие вопросы он отвечает? (ответы детей)

- Приведите свои примеры глаголов. (ответы детей)

- Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».

( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») 

                               Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Глагол, не глагол»

Я буду называть подряд слова, а вы если услышите среди этих слов глагол, хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете. (под музыку)

Луна, трещит, скрипит, поезд, солнце, мчится, тетрадь, бежит, колодец, катится, обидеть, думать, ручка. дышать, нос, смотреть, бежать.

- Молодцы. Отдохнули. Продолжаем работу.

Работа по теме урока (продолжение)

Работа по учебнику с. 68, упр.116. Выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику с. 69, упр.118. Выполнение заданий к упражнению.

Работа в парах.

Работа по учебнику с. 68, упр.117. Составление рассказа на тему: « Домашние обязанности». В рассказе должны быть перечислены действия, которые ребёнок выполняет.

- Какой частью речи вы воспользовались, когда называли действия?

- Для чего мы используем в речи глаголы?

- Запишите одно из предложений.

2. Открытие новых знаний о глаголе.

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши предположения.

- Чтобы подтвердить ваши предположения, нам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вы распределите, и запишите их в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик  – глагол (У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

        Записи в тетрадях и на доске

- Сверьтесь со своим соседом по парте.

- В чем было затруднение при выполнении этого задания?

- Докажите, что слово пила – это существительное и глагол.

                                 

- Чтобы это доказать, что нужно сделать? Какие у вас предположения?

( Надо с этим словом составить предложения.)

        Например: У папы есть острая (что?) пила. Я (что делала?) пила апельсиновый сок..( Предложения записываются в тетрадь и на доску. Устно ведется работа со словами: печь, жгут.)

- Какой сделаем вывод?

(Одно и тоже слово может быть разной частью речи.)

V. Закрепление изученного материала

– Давайте потренируемся в определении глагола. Я буду говорить слова, а вы должны будете найти и записать только глаголы. (Пишем в строчку.)

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

- Бездельник, безделье, бездельничает.

Чтение слов - глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.

- Что обозначают все глаголы? (Действия)

VI. Рефлексия деятельности

- Ребята, у Вас на партах лежат распечатанные телефончики. Напишите ответ на сообщения, которые пришли к Вам на телефон.

VII.Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей? Вспомним какие цели мы ставили на уроке?

- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

 Домашнее задание.

Стр. 70 №120