В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
Задачи музыкального воспитания:
- формировать знания о музыке;
- корригировать отклонения интеллектуального развития;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную активность, отзывчивость и реагирование на музыку;
-развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребёнком.
В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью.
Принципы коррекционной направленности – использование недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путём использования специальных методических приёмов. Коррекции подлежат не только недостатки, присущие всем воспитанникам, но и отклонения, присущие конкретным учащимся (индивидуальная коррекция).
Принцип воспитывающей направленности - осуществляется путём воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий.
Принцип оптимистической перспективы - раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся; постоянное фиксирование внимания на реальных успехах, достижениях; использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип комплексности обучения – единство педагогических и медицинских воздействий на детей; разнообразное воздействие на различные мыслительные процессы, чувства, эмоции, функциональные системы организма.
Принцип доступности – умственно-отсталые дети могут воспринимать только тот материал, который им доступен. В связи с неоднородностью возможностей учащихся, необходимо дифференцировать программный материал с целью повышения уровня его доступности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает особый подбор и расположение учебного материала в календарно-тематическом планировании при составлении программ от простого к сложному, к более высокому уровню развития. К изучению нового материала можно переходить только после того ученики усвоят тот, с которым работают в настоящее время.
Принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства мировой музыкальной мысли.
Реализации образовательных задач способствуют методы музыкального обучения, которые делятся на: наглядные, словесные, практические.
Наглядность бывает:
а)звуковая (исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО: аудио записи, компакт диски);
б)зрительная (картины рисунки, графическое изображение музыки, схемы таблицы и т.д.);
в)комбинированная (аудио - визуальная) наглядность включает телевидение, видеофильмы.
Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. В музыкальном обучении применяются следующие разновидности словесных методов: рассказ, беседа, объяснение.
Практические методы. Восприятие музыки ребёнком гораздо полнее, если опирается на практические действия. В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые значительно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся:
а) упражнения (инструментальные, вокальные, дыхательные, ритмические);
б) показ (подражание учителю в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов);
в) игра (дидактические, игры – драматизации, сюжетно-ролевые, игра на музыкальных инструментах).
Формированию положительных личностных качеств способствуют методы музыкального воспитания, определяемые как специфические способы и приёмы действия педагога, приводящие к изменению музыкально-эстетических личностных характеристик ребёнка, его поведения и сознания. В соответствии с возрастными изменениями усложняются и методы воспитания. В отечественной специальной (коррекционной) музыкальной педагогике представлены следующие методы воспитания:
а) метод убеждения средствами музыки (настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях);
б) метод подражания, положительный пример (метод основан на стремлении детей подражать педагогу, его артистизму, выразительности исполняемых им произведений);
в) метод внушения, требования (направлен на подавление негативных личностных проявлений средствами музыки).
Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся степенью их активности, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определёнными возможностями. Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На этих уроках учащиеся получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку. Из теории музыкальной педагогики (общей школьной и специальной) выделяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются уроки: а) доминантные (преобладание одного вида музыкальной деятельности, другие выполняют второстепенные, вспомогательные роли); б) комбинированного типа (объединение нескольких видов музыкальной деятельности); в) тематические уроки (объединены общей музыкально темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с музыкой); г) на уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов искусства. Помимо музыки привлекается живопись, хореография, литература, театр и др.
Продолжение работы по музыкальному воспитанию учащихся является внеклассная образовательная деятельность. Выделяются: 1)массовые формы внеклассной деятельности (утренники, посвящённые календарным датам, музыкальные праздники, посещение концертов и т.д.); 2)групповая работа (организация творческих объединений хорового и сольного пения, танцевальные студии, оркестры); 3)индивидуальные формы музыкального воспитания, которые вызваны тяжёлыми, стойкими психопатоподобными расстройствами, ограничивающие участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одарённому ребёнку получить дополнительный материал
Планирование уроков пения и музыки (музыкальных занятий, занятий студий дополнительного образования) может быть представлено в двух вариантах:
1. Календарно-тематическое – планирование.
2. Поурочное планирование.
Одним из наиболее важных условий для включения учащихся специальных (коррекционных) школ восьмого вида в полноценную активную жизнь, самостоятельный, производительный труд является своевременная коррекция патологических поведенческих стереотипов и компенсация эмоционально – личностных расстройств.
Особую значимость в период обучения наряду с уроками приобретают комплексные мероприятия воспитательного цикла, которые располагают значительными возможностями для развития ряда основных качеств личности умственно отсталого ребёнка. Современные научные исследования и результаты практической деятельности позволили глубоко проанализировать возможности нормализации отклонений в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития средствами музыки.
Одним из условий результативности обучения является постепенное «погружение в музыку», от полной пассивности к активному участию в творческом процессе, а далее к самостоятельной художественной деятельности.
В результате применения музыкальных форм воспитания было выявлено резкое снижение таких отклонений в поведении и эмоционально – личностной сфере детей, как общая возбуждённость, негативизм, упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность. Отмечены проявление сдержанности, самоконтроля; развитие уверенности в своих возможностях, целенаправленности при достижении результата.
Обязательным условием проведения комплексных мероприятий по музыкальному воспитанию является согласованная совместная деятельность учителя музыки, педагогов дополнительного образования специального (коррекционного) учреждения.
Можно сделать следующие выводы:
- специальное музыкальное обучение и воспитание, органично включённые в единый учебно - воспитательный процесс, должны строиться с учётом потенциальных возможностей каждого ребёнка и его сохранных способностей;
- эффективность специальных музыкальных занятий, имеющих своей целью коррекцию эмоционально – волевой сферы, поведения, зависит от раннего включения их в систему комплексных педагогических мероприятий;
- представленные методы и формы музыкального образования являются эффективным средством преодоления психопатоподобных, невротических расстройств, свойственных умственно – отсталым детям.
- музыкальное воспитание способствует предупреждению возникновения неадекватных форм поведения, содействует успешному эмоционально – личностному развитию школьников специальных (коррекционных) школ восьмого вида и улучшает их социальную адаптацию.
Литература
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Санкт-Петербург, 2013г.
Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста», Москва, 2024г.
Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот», Москва, 2020г.
«Музыка и пение». Программа для I-IV, V-VIII классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

