Основные особенности начального этапа игре на домре
Обучение детей музыкальной деятельности еще в дошкольных учреждениях способствует наиболее полному развитию, знакомству с различными явлениями окружающего мира посредством музыки.
Дальнейшее обучение детей музыке, игре на музыкальных инструментах раскрывает перед ними новый мир звуковой палитры, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
При обучении игре на музыкальных инструментах происходит постепенное освоение нотной грамоты. Когда дети играют, они в большей степени осознают строение музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и наиболее органично вступают в незнакомый для них мир музыки.
Во время обучения игре на музыкальных инструментах улучшается эстетическое восприятие и проявляется эмоциональность ученика. Это способствует появлению и усовершенствованию таких качеств воли, как терпение, усидчивость. Дети становятся более чуткими к окружающим, наблюдают за действиями других детей. Также при игре на музыкальных инструментах развивается память, наибольшая целенаправленность в выполнении различных действий. Изучение названий инструментов, их тембров, специальных музыкальных терминов (струны, смычок, клавиатура, медиатор и др.) расширяет действующий словарь детей, улучшает их речь.
В то время, когда ученик слушает и узнает, соотносит тембры разных музыкальных инструментов, совершенствуются его навыки к анализу услышанного, к соответствующим выводам и размышлениям. При игре на музыкальных инструментах тренируется мелкая мускулатура пальцев рук, а занятия, связанные с мелкой моторикой, способствуют правильному развитию детей. Преподаватель, при обучении детей игре на инструменте, помогает росту их регистрового, тембрового слуха, обучает их слушанию и дифференциации многоплановой и многоголосной фактуры сочинения, развивает чувство ритма. Игра на инструменте способствует развитию чистого интонирования (если есть таковая проблема), отзывчивым движениям в характере музыки, умению чувствовать ее настроение.
Отсюда следует, что игра помогает активизировать способности детей, развивает их музыкальный вкус, интеллектуальные, творческие и физические умения, фантазию, навык понимать и любить музыку.
Также примечательно то, что игра на музыкальных инструментах может быть применена в разных ситуациях – когда ребенок занимается в классе с преподавателем или же по своему желанию самостоятельно музицирует.
Основная составляющая и наиболее важная задача любого обучения – овладение системой знаний и положенных навыков. Современная педагогика трактует обучение как комплекс ведущих функций: образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция заключается в обучении учащихся знаниям, навыкам и умениям с развитием на этом фундаменте основных суждений, убеждений и идеалов. Воспитывающая функция состоит в использовании содержания, методов и форм устройства образовательного процесса для воспитания у учащихся трудовых, моральных, эстетических и подобных положительных сторон личности. Развивающая же функция устремлена на усовершенствование всех физических и духовных потенций и умений учащихся в процессе познавательной, общественной и других видов предметной практической деятельности.
Обучение предполагает объединенные действия обучающего (преподавателя) и обучающихся (учеников). По виду организации обучение может быть коллективным (занятия в оркестре) и индивидуальным (индивидуальные занятия). В данном исследовании в основе будет индивидуальное обучение.
В современной психологии есть утверждение, что обучение и развитие вплотную связаны, и развитие происходит посредством обучения при постепенном получении учащимися конкретных знаний и навыков. В то же время важно учесть, что развитие измеряется не только объектом полученных знаний, так как в ходе развития изменяется, улучшается качественная сторона интеллектуальной деятельности учащегося.
Накапливание музыкальных мнений-образов – самобытных, отчетливых, музыкально окрашенных – фундамент музыкального совершенствования. Более обширное определение – общемузыкальное развитие – являет собой сложный диалектический процесс, который включает, наряду с созданием у учащихся системы определенных способностей (музыкальный слух, память, ритм), формирование их мышления, музыкальной эрудиции, интеллекта. Развитие исполнительских навыков на инструменте по сути является одним из способов музыкального роста.
Стоит отметить основные дидактические принципы развивающего музыкального обучения по Г.М. Цыпину [19]:
– расширение, разнообразие осваиваемого репертуара;
– гибкость в соблюдении сроков прохождения учебного материала в зависимости от темпов усвоения;
– увеличение информационно-познавательной стороны содержания занятий;
– использование разнообразных приемов и форм для развития самостоятельности мышления, творческой инициативы и т.д.
Развитие домриста связано с формированием ряда психических и физических особенностей. По этому принципу по характерным признакам у человека различают младенчество, юношество, зрелость и старость, так же возможно различить и у учащихся характерное распределение на возрасты. Различные функциональные возможности человека, которые присущи каждому возрасту, привели педагогику и физиологию к разделению жизни человека на данные периоды:
- младенчество и раннее детство – 5 лет;
- дошкольный 5-7 лет; - младший школьный 7-12 лет;
- средний школьный, подростковый 12-15 лет;
- старший школьный, юношеский 15-18 лет и так далее.
Для подготовки хорошего исполнителя нужно с начального этапа обучения музыканта многосторонне и гармонично развивать его музыкально-исполнительские способности, технические навыки и навыки игры на инструменте в тесной связи с его музыкальным образованием и воспитанием.
Именно на начальной стадии музыкального обучения дети приобретают сложные навыки постановки, осваивают в базовом виде почти все основные приёмы домровой техники, вырабатывают начальные технические навыки игры на инструменте, которые основаны на тонких двигательных ощущениях и требуют координации действий обеих рук. Данный процесс усвоения первоначальных технических навыков игры на инструменте также связан с развитием у обучающихся многообразных слуховых, метроритмических и музыкально-художественных представлений, которые они черпают на уроках с педагогом по специальности и в музыкально-теоретических классах. Таким образом, в младших классах 11 обучения музыканта происходит формирование его музыкальных представлений, умений, исполнительских и технических навыков.
На каждой стадии обучения технические требования должны быть строго разделены. Завышение требований может негативно отразиться на развитии учащегося. Довольно много сказано об усложнении материала. То есть не нужно использовать произведения, которые на данном этапе сложны как в художественном, так и в техническом плане, поэтому их исполнение принесет вред, а не пользу. Вместе с произведениями, которые соответствуют уровню учащегося, можно вводить и более трудные, посредством постепенного усложнения технических приёмов, в определенной степени выполнимых и не нарушающих верного технического развития ученика.
Важную роль в музыкальной педагогике начального этапа обучения с детьми играет выбор такого музыкального материала, в котором бы отражались: цельность музыкальной мысли, ясность музыкальных образов и технических задач, так как подобный материал лучше воспринимается ребёнком и гарантирует его полноценное развитие. Технически материал произведений, которые педагог вводит для изучения, должен быть простым, понятным и близким к возможностям детей данной возрастной группы.
Н.А. Ветлугина отмечает, что «крупнейшие музыканты мира – композиторы, музыковеды, педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в её жанровой характеристике… Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя технические приёмы» [3].
Вместе с изучением художественных произведений обучающемуся необходимо регулярно работать над инструктивным материалом (гаммы, этюды, упражнения и прочее), которые предназначены для развития специальных навыков. Педагоги советуют опускать из педагогической практики механические этюды, при которых ученик «автоматически» повторяет многочисленные упражнения, при этом не зная их конечной цели и результата. Хороший учитель должен знать, что успехи невозможны до тех пор, пока учащиеся не вовлечены в свои упражнения; он должен иметь особый подход, должен уметь сделать так, чтобы ученику понравилось заниматься. Тем, кто обучает детей, особенно важно иметь эту способность, так как иногда дети, которые раньше пламенно желали учиться, через несколько уроков разочаровываются, встретив трудности. Однако это не означает, что от упражнений надлежит отказаться. Они просто необходимы, потому что освоение любого навыка без них невозможно.
Прежде чем приступить к обучению игре на домре, нужно изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, цель которых заключается в том, чтобы учащийся при игре на инструменте мог осознанно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.
На занятиях используются различные упражнения. Подготовительные упражнения занимают несколько уроков. Представлены упражнения для правой руки, которое условно называют «броском», оно является основой для развития игровых навыков правой руки. Активные действия кисти в процессе меняются местами с пассивными. Учащийся сидит на середине стула, свободно опущенную правую руку сгибает в локте и поворачивает ее влево до соприкосновения в запястье с плотным картоном или большой по формату книгой, которую держит левая рука. Это положение картона будет помогать следить за правильностью движения кисти. Кисть из пассивного состояния переводится в активное путем подъема и небольшого разворота предплечья. При этом она будет прямым продолжением предплечья. Пальцы правой руки подгибаются и соприкасаются с картоном. Мышечное усилие в запястье и локте должно быть минимальным, а плечо абсолютно свободным. Кисть скользит по картону и, не меняя положения запястья, чуть поднимается вверх и резко опускается вниз, с отключением мышечного 13 напряжения. После этого кисть отскакивает от нижней точки и, двигаясь по инерции, производит колебательные движения вверх-вниз и снова вверх. В этом цикле движений не должно быть фиксации кисти ни в верхнем ни в нижнем положениях. Предплечье правой руки совершает небольшое прямолинейное (а не вращательное) движение. Свобода движения кисти регулируется зрительно, внутренним ощущением мышечной свободы и звуковым восприятием трения пальцев о картон. При правильных движениях шуршание будет легким, четким и ритмичным.
Посадка домриста очень важна в обучении игре на домре. Сидеть необходимо на половине стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для удержания инструмента. Правую ногу положить на левую и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет угол соприкосновения медиатора со струной. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.
Достигнуть успехов в обучении можно только при совместном усилии педагога и родителя. Родитель помогает преподавателю в том, что контролирует занятия ребенка по самоподготовке, качество этих занятий и уделять этому делу должное внимание.
Существуют различные формы работы преподавателя по обучению детей. Это индивидуальные занятия, в ансамбле и в оркестре. Индивидуальное занятие проще в проведении, так как не нужно координация и согласованность со всеми членами оркестра или ансамбля. На занятиях в музыкальных школах, где дети поют, выполняют движения под музыку (предмет – ритмика), изучают теорию музыки, из таких составляющих происходит музыкальное воспитание. На начальном этапе обучения важно применять наглядные пособия, так как в этом возрасте (младшие школьники) 14 главенствующее место занимает узнавание мира через игру (музыкально-дидактические игры). Поэтому стоит проводить ассоциации с окружающим и знакомым ребенку миром.
Материалом для музыкально-дидактических игр являются наборы музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, вокальные и инструментальные произведения.
В программах по музыкальному воспитанию указывается, что цель музыкально-дидактических игр – через интересные и понятные ребенку действия научиться понимать, осознавать и анализировать музыкальные явления.
В музыкально-дидактических играх всегда содержится постепенное развитие действия, в котором собраны занимательные элементы, соревнования с сенсорными задачами.
Игровые действия направлены на то, чтобы помочь ребенку услышать, соотнести свойства музыкальных звуков, таких как: высота, длительность, сила, тембр и т. п.
Музыкально-дидактические игры, проводимые регулярно, помогают постепенному и комплексному совершенствованию музыкального слуха, помогают ребенку слышать не просто музыкальные произведения, но и его элементы (смена динамики, регистра, ритма), которые составляют общую картину.
Помимо этого, музыкально-дидактические упражнения могут использоваться детьми самостоятельно или вместе с родителем с применением печатного материала, выдаваемого на уроке, для наиболее плодотворного усвоения материала. Общеизвестно, что систематические упражнения помогают развивать и совершенствовать приобретенные навыки. Эти упражнения занимают небольшое количество времени на музыкальных занятиях и могут быть введены в разделы с пением или музыкально-ритмическими движениями.
Ребенок в любом возрасте воспринимает музыку на эмоциональном уровне. С развитым музыкальным слухом ребенок может узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить различные составляющие музыкальной ткани (высота, динамика, регистр, тембр, ритм), то есть иметь ориентацию в музыкальной теории.
Если в коллективе, где проводятся занятия благоприятный микроклимат, присутствует проявление внимания преподавателя к каждому участнику группы в его самостоятельных заданиях, тогда дети сами захотят проявлять инициативу в музыкально-дидактической деятельности и выражать в словах обоснование своих действий.
Музыкальные занятия являются основной формой планомерного воспитания, обучения, развития детей и определяются обязательными программными требованиями, которые составлены с вниманием к возрастным особенностям школьников. В этой форме учебного процесса в одно время участвуют все дети конкретных возрастных групп. Они совместно поют, играют, двигаются под музыку. В это время их объединяет общее настроение, переживание музыки, стремление верно выполнить задание, и в этот момент они чувствуют, что успех или неудача одного – это успех или неудача всех. Поэтому коллективный принцип проведения занятий является наиболее продуктивным в музыкальном воспитании детей.
Во взаимосвязи на музыкальных занятиях решаются музыкально-эстетические и музыкально-воспитательные задачи. В процессе активной деятельности на уроках дети осваивают нужные знания, навыки и умения, которые в дальнейшем обеспечивают возможность эмоционально и выразительно исполнить песню, музыкально-ритмические движения, простые мелодии при игре на музыкальном инструменте. Все это в совокупности помогает развитию художественного вкуса, совершенствованию музыкальных способностей, воображения, воспитывает любовь к музыке и формирует основные нравственно-эстетические качества.
В процессе решения задач музыкального воспитания и образования происходит знакомство детей с музыкой, выразительными средствами, рассказывают о форме произведений, каких-то конкретных его составляющих – частях, фразах. Благодаря этому дети узнают и пополняют свой словарный запас музыканта понятиями, такими как: «вступление», «тема», «мотив» и т. п. Ребята теперь могут говорить о характере музыки не просто «весело», «грустно», а «задорно», «радостно», «бодро», «мягко», «нежно», «грозно», «тяжело».
Главной задачей стоит практическое обучение определенным навыкам, умениям применимо к пению, движению под музыку, игре на инструментах. И ребятам будет достаточно просто выполнить задание, если они будет понимать его смысл. Поэтому, если стоит задача спеть колыбельную, то нужно исполнять ее в приглушенной динамике, спокойном характере, неспешном темпе, тогда она будет звучать выразительно. Когда ребята овладеют этим навыком, они уже будут иметь определенные знания о настроении, характере звучания произведения, его структуре, сюжете (если таковой присутствует).
Существуют определенные требования к занятию:
- реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства;
- обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности;
- сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям;
- сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.
При составлении занятий педагог должен проявлять креативность, при непосредственном проведении уметь подстраиваться под аудиторию различного уровня развития, суметь привлечь внимание всех. План занятий должен варьироваться в зависимости от способностей учеников, их возраста и особенностей материала для изучения. Могут быть ситуации, когда одновременно на занятии могут присутствовать дети разных возрастных групп, поэтому в таких ситуациях можно подключать различные виды музыкальной деятельности.
Вследствие исследований по вопросу построения музыкальных занятий выделились несколько видов занятий, которые применяются для наилучшего и продуктивного решения различных видов задач и проблем в музыкальном воспитании.
Одно из наиболее значимых условий эффективности музыкального развития учеников представляется использование занятий различных видов. Определенные условия варьирования занятий должны решаться в применении четырех выделяемых видов.
У детей музыкальных способностей неравен и многие показывают себя индивидуально – кто-то наиболее активен, кто-то нет. И, конечно, существуют дети с прекрасными способностями, но крайне стеснительные. Необходимым условием формирования и совершенствования личности является вера в силы ребенка. Если учение поверит, что все сможет сделать, что ожидает от него педагог, то результат может быть положительным. Для этого и на занятиях нужен индивидуально-дифференциальный подход к ребятам. При этом необходимо разумно использовать коллективные, групповые и индивидуальные занятия, имея в виду уровень каждого ребенка.
Если в процессе обучения возникает необходимость, преподаватель может применить индивидуальную форму занятия. Бывает, что после длительного отсутствия школьник не знает, как себя вести в определенной ситуации, как бы отключается из организма коллектива. В подобном случае после общего необходимо провести несколько индивидуальных занятий (2-3 минуты). Преподаватель должен выяснить, в чем причина отставания ребенка, объяснить или помочь в том или ином задании, чтобы учащийся 18 понял и узнал, как нужно выполнять данное задание. С отстающим ребенком может хватить 3-4 занятий, после которых он вновь будет полноценно участвовать в работе коллектива. После этого необходимо еще некоторое время понаблюдать за учеником и, если возникнет необходимость, вновь провести несколько подобных индивидуальных занятий.
Также может быть вариант занятий с группой, где небольшое количество человек, когда нужно разобрать какое-то произведение для исполнения или освоить тот или иной прием игры на музыкальных инструментах. На уроках воспитывается ответственный, с подключением воображения подход к материалу, ведется работа по общему воспитанию детей, совершенствуются специальные умения.
С переходом ребенка в другую возрастную группу меняются требования к качеству выполнения заданий, усложняются задачи.
Можно обозначить примерный план организации занятий: знакомство с новым материалом, разбор и работа над тем, что в какой-то мере уже усвоено, закрепление полученных навыков и умений.
Когда педагог составляет план занятия, он должен обратить внимание на некоторые условия:
- уровень умственной, физической и эмоциональной нагрузки детей;
- последовательность в распределении различных родов деятельности, разучиваемого материала;
- постепенное развитие музыкальных способностей, усвоение навыков, умений, знаний, изучение музыкального материала;
- сочетание различных видов деятельности детей в зависимости от их возрастных возможностей.
Какого вида будет музыкальное занятие, определяет календарный план.как соотносятся занятия в разных возрастных группах, определяют учебно-воспитательные задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их музыкального развития и интересов, конкретные условия жизни данной возрастной группы и всего заведения в целом.
Занятия всегда проводятся в соответствии с программой предмета и при этом должны организовываться так, чтобы каждое занятие могло восприниматься как отдельное, и в то же время быть в общем процессе изучения материала. Большое место имеет задача заинтересовать детей на уроках, можно сказать, какую песенку или пьесу они будут играть на том или ином празднике или концерте и т. п. таким образом любое занятие должно быть связано с тем, которое уже было и тем, которое будет.
Учебный материал может быть разным по уровню трудности. То, что потребует наибольшей сосредоточенности и внимания детей, должно быть в начале урока, с учетом его сложности. К завершению занятия стоит снизить уровень нагрузки в целом и уменьшить интенсивность движений. Каждый вид деятельности вызывает у ребенка определенные эмоции. Игра, которая воспримется детьми с радостью, повысит активность детей, поэтому ее нужно проводить после решения сложных заданий.
При даче заданий детям необходимо учитывать уровень их развитости: наиболее развитым детям давать задания сложнее, а тем, у кого уровень ниже, давать задания проще. Но при этом задание в любом случае должно развивать способности ребенка. В конечном итоге выполненное задание должно завершаться успехом, что мотивирует на дальнейшее обучение и желание учиться.
Важное место в жизни музыканта занимает музыкальный слух. Тот, кто не обладает хорошим музыкальным слухом от природы, имеет наименьшие шансы стать выдающимся музыкантом. И в музыкальном образовании музыкальный слух занимает важную позицию. При вступительном испытании у ребенка проверяют его музыкальный слух. Впоследствии его развивают на специальности, музыкально-теоретических дисциплинах и ритмике.
Когда у музыканта есть музыкальный слух, он может слышать мелодию, мысленно представлять, как она звучит, может прекрасно интонировать сочинение, при этом не привлекая инструмент. Если у ребенка 20 есть музыкальный слух, он очень выразительно, художественно исполнить произведение.
Если не заниматься развитием музыкального слуха на начальной стадии обучения, в дальнейшем могут появиться проблемы в становлении профессионального музыканта-исполнителя.
Чтобы развить музыкальный слух, необходимы разные подходы. Все зависит от психологии ребенка, его возрастных особенностей. Наиболее восприимчивы оказываются дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Поэтому самой важной в этом возрасте становится цель пробуждения интереса малыша к музыке. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, и его общее развитие связано с ними, и слух играет в этом немаловажную роль. В четыре года ребенок умеет делать почти все то же, что и взрослые. В это возрасте необходимо развивать деятельность рук, чтобы помочь развиваться правому и левому полушариям мозга.
Музыкальный слух имеет различные разновидности: относительный, абсолютный, внутренний, мелодический, гармонический, фактурный, интонационный, ладовый, ритмический, полифонический, тембральный, архитектонический.У ребенка может быть хорош развитым только один или несколько видов слуха. К примеру, интонационный слух, ученик может без каких-либо усилий воспроизвести мелодию или ритмический слух, когда ребенок может качественно повторить тот же ритм, что ему был задан. Наверное, всеми типами музыкального слуха могут обладать только гениальные люди. И детям, которые приходят учиться в музыкальную школу, нужно развивать наименее развитые виды слуха. В.И. Петрушин определяет, что к звуковысотному слуху относятся абсолютный и относительный. «Абсолютный слух характеризуется тем, что человек способен узнать или воспроизвести высоту определенных звуков, не соотнося их с другими, высота которых известна. При относительном слухе человеку для того, чтобы определить какую-либо ноту, надо иметь представление об известном исходном звуке, например, до или ля первой 21 октавы. Люди с абсолютным слухом могут не только называть звуки музыкальных инструментов, но и определять высоту звуков в пении птиц, завывании ветра, в сигналах автомобилей и электричек. Это узнавание звуков у них происходит непосредственно, сразу же вслед за звучанием, и не включает в себя внутреннего пения. Многие люди обладают абсолютным слухом, и среди великих музыкантов были такие это Ф. Лист, Н.А. РимскийКорсаков, А.Н. Скрябин, В.А. Моцарт. Обладание абсолютным слухом помогает музыканту в чистоте интонирования мелодии, облегчает развитие гармонического слуха, осознание модуляций и поэтому даёт много преимуществ в овладении профессией» [12].
При занятиях на музыкальном инструменте очень хорошо совершенствуется звуковысотный слух, но в большей степени это осуществимо на уроках сольфеджио, когда мелодия пропевается вслух. Чтобы развивать этот вид слуха можно на уроках по специальности применять знания, полученные на сольфеджио. Очень помогает в этом пение мелодии во время игры. Как указывает Г.М. Цыпин, «пение с опорой на звучание инструмента в условиях, позволяющих подравниваться к точному звуковысотному эталону, создаёт оптимальные предпосылки для успешного решения слуховой проблемы» [19].
Рекомендации по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения.
Как было сказано выше, музыкальный слух необходимо развивать еще до того, как ребенка приводят учиться в музыкальной школе. Нужно воспитывать у ребенка эстетический вкус, чувство прекрасного. Этому помогает слушание классической музыки, посещение театров и концертов, где ребенок уже получает какое-то представление о музыке.
Так как музыкальный слух – это очень важный предмет в жизни музыканта, развивать его нужно не только на уроках сольфеджио. В это поможет любая музыкальная деятельность – пение, игра на инструменте, слушание музыки. Развитие музыкальной и творческой личности учащегося – вот главная цель всех предметов в музыкальной школе – специальности, хора, сольфеджио, музыкальной литературы.
Но, к сожалению, внимание при обучении исполнителя-домриста обращено в большей степени на техническую сторону игры в процессе длительных автоматизированных тренировок, а развитие слуха ребенка отодвигается на второй план.
В процессе обучения игре на инструменте нужно воспитывать слух у учащихся, а именно:
1. Основательный слуховой контроль во время исполнения сочинения с недопущением механических повторений музыкального материала.
2. Во время уроков нужно ставить ребенка в такие условия, чтобы при этом у него формировались и развивались навыки и умения в игре параллельно с музыкальным слухом.
Необходимо помнить о том, что большинство учащихся музыкальной школы – это дети, поэтому занятия должны проводиться в форме игры, что удержать интерес ребенка к музыкальной деятельности. На первых порах при игре на инструменте используются сборники с картинками.
Но часто бывает так, что уроки по специальности и сольфеджио идут не параллельно в плане содержания, и какой-то предмет движется вперед, а другой отстает. Такая ситуация носит отрицательный характер, так как развивать музыкальный слух нужно сразу на обоих этих занятиях.
При слушании музыки можно попросить детей закрыть глаза и потом рассказать, какие картинки они увидели, какие у них возникли образы; также можно дать задание изобразить услышанное на листе бумаги или нарисовать, как они себе представляют Мажор и Минор. В таком задании применен принцип контраста и принцип синтеза, и учтено развитие образного мышления, чувствительного восприятия музыки.
Для того, чтобы развить звуковысотный слух, нужны некоторые упражнения для работы над этим:
Педагог играет какую-нибудь ноту на инструменте, а ученик её воспроизводит голосом, далее количество нот возрастает.
Предложить ребенку сыграть мелодию на инструменте (которая хорошо
ему знакома), перед этим педагог может её сыграть, а затем попросить исполнить ее от другой ноты и т.д.
Когда разучивается какая-либо пьеса или песенка по специальности, ребёнку нужно петь во время игры и суметь петь и без инструмента эту мелодию.
Также очень полезен метод, когда ученик, играя песенку с аккомпанементом, поёт мелодию, а сопровождение исполняет на инструменте. В ансамбле с преподавателем ситуация аналогичная – педагог играет сопровожден
ие, а ребёнок поёт свою партию.
Используется и такая игра: преподаватель играет ноты, интервалы, аккорды на инструменте, не показывая ребёнку, а ученик должен угадать, что звучало и показать это на инструменте.
Для того, чтобы развить полифонический слух, можно иметь в виду
следующие рекомендации:
В случае
,
если ребёнок уже исполняет двухголосное произведение, нужно играть один голос, а второй петь и наоборот.
Очень хорошая почва для развития полифонического слуха при исполнении в ансамбле, когда одновременно с тобой
играет ещё несколько человек и тебе нужд слышать каждый звучали
голос, при этом качественно играя свой. Ансамблем может считаться игра с педагогом, концертмейстером и исполнение с другими инструментами. Хорошо развивает полифонический слух игра в ансамбле, она позволяет слышать то, что одновременно с тобой играют другие.
При игре двухголосных мелодий нужно выделять голос, в котором находится мелодия
.
.Также нужно развивать у учащихся гармонический слух:
Перенос (транспонирование) песенок и пьес в другие тональности.
Для мелодии подбирается аккомпанемент. Гармония подбирается к хорошо знакомой мелодии. Например, к «Маленькой ёлочке».
При прослушивании произведений учиться анализировать
гармонию
,в
ыслушиваться
в аккорды во время медленного проигрывания того же материала.
Также необходимо при слушании музыки развивать тембро-динамический слух. Этому важным здесь является анализ педагогам, а затем, по данному примеру, и учеником, колорита, тембра звучания. Можно предложить вариант инструментовки какого-нибудь фрагмента. Репертуар в этом плане должен обогащаться, чтобы пополнять слушательский багаж ребёнка в этом направлении. Если у ученика слабо развит тембро-динамический слух, нужно играть пьесу с утрированными нюансами, больше искать оттенки для полного выражения эмоционального состояния музыки.
Самой главной и сложной задачей является развитие внутреннего слуха. Он связан с интерпретацией и передачей исполнителем содержания произведения. Нужно учить ребёнка мысленно думать и представлять пьесу, которую ищете на инструменте, даже если инструмент в это время не звучит