Тема урока: Особо охраняемые природные территории России.
Цели и задачи урока:
1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. Формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.
2. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, выступать перед аудитории и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.
3. Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Оборудование: Физическая карта России, атласы, учебники, контурные карты, компьютер, DVD (для демонстрации презентаций), презентация «Особо охраняемые территории», видеофильм «Уникумы природы России».
I. Организационный момент: отметка отсутствующих, санитарное состояние класса, внешний вид учащихся, их готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Географический диктант
1. - Продолжить запись, указав непреднамеренное последствия, которые наступают при изменении природы человеком.
А) Распахан склон для увеличения площади пашни ?
Б) Осушение болот ?
В) Как называются природные комплексы, сильно измененные человеком?
Г) Распределите воздействия на природу на слабые и коренные:
1. сбор ягод и грибов;
2. строительство транспортной магистрали;
3. охота
4. добыча полезных ископаемых открытым способом»
5. создание водохранилища;
6. заготовка древесины;
Ответ: слабое - коренное-
Д) На какие группы делятся все ресурсы?
Е) На какие группы делятся исчерпаемые ресурсы?
2. Проверка диктанта.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя:
Испокон веков человечество использовало природные богатства планеты и система «Природа – Человек – Общество» находилось в гармонии, но бурный прогресс человечества, внедрение технических средств привело к противоречию с чрезвычайно медленным естественным развитием природной среды. И как результат – нарушение равновесия природной среды, губительное для природы.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный наказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
В связи с этим человек начал задумываться о взаимоотношениях с природой. В нашей стране природа охраняется законом. Кроме того, отдельные природные территории нашей страны относятся к группе особо охраняемых.
Особо Охраняемые Природные Территории – участки земли, водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования.
Как вы думаете, что относится к таким территориям?
(Примерные ответы учащихся: Заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы.)
Учитель: -Ребята, сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особые охраняемые территории – «Ильменский минералогический заповедник», «Озеро Марьер», «Кунгурская пещера», Национальный парк «Марий Чодра», «Клюквенный массив», заповедник «Большая Кокшага», «Зоологический памятник природы Ирека».
Каждый из них уникален, у каждого своя история. Заповедные места, в которых мы с вами сейчас побываем, необходимо отметить на контурных картах и занести в таблицу.
2. Дать понятия заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы.
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:
Особо охраняемые территории
Название
Местоположение
Особенности
Памятники природы – это достопримечательные природы объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. Каждый из вас может принять участие в обнаружении и паспортизации редкого объекта природы – памятником.
Сообщение 1 ученика о Кунгурской пещере (слайды 2-9)
Сообщение 2 ученика о «Зоологическом памятнике природы Ирека» (слайды 10-12)
Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
В заповедниках запрещенный любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка, леса, сбор ягод.
Сообщение 3 ученика об «Ильменском минералогическом заповеднике» (слайды-13-18)
Сообщение 4 ученика о заповеднике «Большая Кокшага» (слайды 19-22)
Учитель. Как уже было сказано на территории нашей страны насчитывается 103 заповедника, расположенных в разных ландшафтах. Некоторые из них входят в мировую сеть заповедников, они носят название биосферные.
Если верить Библии, Бог создал такой прекрасный мир всего за шесть дней. Сотворил землю и океаны, качнул колыбель всего живого и дал право суше и воде самим примириться в своем соседстве. Миллионы лет две стихии в единоборстве формировали нашу планету. То вода утопит землю, то земля, возмутившись, взметнётся над уровнем моря - смотри, мол, кто выше к солнцу? С поднятием и опусканием земной коры, с высыханием и наполнением водных бассейнов, с наступлением глобального похолодания, а потом потепления менялись на земном шаре природные ландшафты: перемещались климатические пояса, вымирали или меняли зоны обитания видовые представители флоры и фауны.
В муках таких геологических переворотов происходило и рождение современного рельефа нашей Республики. Много миллионов лет прошло с тех пор, прежде чем территория приняла именно такой вид, как сейчас - красивой во все времена года и неповторимой.
Всего лишь несколько десятков лет назад по земле, где мы с вами живём, бегали стада сайгаков, водились в большом количестве дрофы. А колёса телег становились красными от обилия ягод. Земля у нас одна. И если мы сейчас не задумаемся о том, что останется на этой земле после нас, то через несколько десятилетий живущие на этой земле могут не услышать песню жаворонка, не увидеть полётастрижа, бурный разлив рек и яркий ковёр луговых растений.
Но не только заповедники выполняют такую ответственную задачу. Сюда мы можем отнести и заказники, - охраняемые территории, где частично разрешена хозяйственная деятельность и национальные парки - охраняемые территории, которые используется для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.
В них мы с вами сейчас и побываем.
Сообщение 5 ученика об озёрном заказнике «Марьерский» (слайды 23-25)
Сообщение 6 ученика о заказнике «Клюквенный массив» (слайды 26-27)
Сообщение 7 ученика о национальном парке «Марий Чодра» (слайды 28-33)
3. Закрепление: Природа России разнообразна и каждый природный объект заслуживает отдельного внимания и заботы.
А) Какие заповедные места вам особенно понравились и почему?
Б) Какой из них самый большой по площади?
В)А какой самый маленький по площади?
Г) Какие заповедники бывают?
4. Подведение итогов урока.
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах,
Не растопчи её полей,
Вот в дальней сутолоке века,
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую, -
Нас много, а она – одна!
Уважение к природе – это одновременно и уважение к человеку.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.
Домашнее задание: параграф учебника
Задание по контурным картам:
1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.
2.Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.

