Применение педагогических технологий и индивидуального образовательного маршрута при обучении математики детей, находящихся на длительном лечении.
Я хочу отметить, что уже не первый год работаю с детьми, находящимися на длительном лечении в отделении онкологии и гематологии, и, конечно же, знаю каждого ученика, его индивидуальные успехи и трудности, а также все документальные данные (то есть диагноз, медицинские данные). Только зная и опираясь на все вышеперечисленное, можно достичь определенного результата. Каждый день нужна большая подготовка к урокам с такими ребятами. Из-за проблем со здоровьем у ребят имеются пробелы в знаниях, большое отставание от программы. Поэтому очень важно провести входной контроль знаний, чтобы правильно выстроить индивидуальный маршрут обучения. На уроках всем нужно уделить время, внимание и, конечно, контролировать работу каждого. Требуется многократное повторение и объяснение материала. Всегда нужно возвращаться к предыдущим темам. В общем, работа сложная, но я стараюсь достичь поставленной цели.
Необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приемов работы. Свой класс я делю на 3 группы: первая группа- дети, которым постоянно нужна моя помощь, вторая- дети, которые могут работать самостоятельно и третья- дети, которые могут работать самостоятельно, но иногда им нужна моя помощь. К каждому ученику я нашла подход и прекрасно знаю, кто справится с тем или иным заданием, а кто нет. Исходя из этого при выполнении самостоятельных или контрольных работ разрешаю некоторым учащимся обращаться за помощью к своим старым записям, либо к учебнику или предлагаю карточки, заготовленные заранее, с образцами выполнения заданий. Чаще всего раздаю задания на карточках разного уровня. Например, первый уровень- простые задачи, второй- более сложные задачи. Или задания с разным количеством задач. При устном опросе тоже дифференцирую задания.
Теперь хочу обратиться к уроку геометрии по теме «Четырехугольники». Вообще, цель всех уроков- адаптация в современном обществе. Ставлю цель урока-решение задач практического содержания. Напоминаю, что эти задачи очень важны для нас, поскольку связаны с окружающей действительностью и помогут в дальнейшем решать те или иные бытовые и практические вопросы, которые повседневно ставит жизнь, при выборе будущей профессии. Урок должен предполагать большое количество наглядности. Показываю на слайде еще раз как выглядит прямоугольник, квадрат, ромб, параллелограмм. Ребята дают точное определение этих четырехугольников. Опять провожу связь с окружающей действительностью. А именно, задаю вопрос- какие предметы в жизни имеют форму прямоугольника, квадрата, ромба, параллелограмма. В основном, для каждого ученика индивидуально составляю задачу практического содержания. При составлении таких задач я не ограничиваюсь только материалом учебника, я использую факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Такие задачи могут быть самыми разнообразными. Например, на своем уроке я взяла следующие простые задачи:
ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
(Такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны)
ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?
(Эта проверка ненадежна. В квадрате, конечно, диагонали равны, но не всякий четырехугольник с равными диагоналями есть квадрат. Равные диагонали могут быть у прямоугольника и у равнобокой трапеции).
ЗАДАЧА № 3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему?
(Этим свойством обладают не только диагонали квадрата, Но и диагонали прямоугольника).
4. Трем братьям достался в наследство участок земли в форме квадрата. Как следует его разделить, чтобы все братья получили одинаковое количество земли? Предложите разные решения
5.Фруктовый сад имеет форму прямоугольника: длина 50 м, ширина - 36 м. Половина сада занята кустами черной смородины. Найдите площадь, занятую черной смородиной.
6. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см. чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3м. и 2,7м.
Прежде чем начать решать последнюю задачу проговариваем алгоритм решения. В последнем действии необходимо выполнить деление в столбик. При делении могут возникнуть трудности. К некоторым ученикам подхожу и помогаю выполнить деление, остальные выполняют самостоятельно.
Обязательно даю задание на развитие моторики. Например, раздаю вырезанные прямоугольники, квадраты, параллелограммы. Необходимо провести диагональ в каждом четырехугольнике, а затем данные четырехугольники разрезать по этой диагонали.
Еще одно практическое задание. Раздаю модели прямоугольных параллелепипедов и кубов. Предлагаю измерить длину и ширину любой одной грани и вычислить периметр и площадь. Затем сравнить. Прием сравнения- тоже один из самых главных приемов. Опять не все могут справиться с этим заданием, помогаю индивидуально.
В конце урока обязательно подводим итог- какие задачи рассмотрели, как они нам могут пригодится в жизни, приводим конкретный пример.
На уроках алгебры, здесь был показан небольшой фрагмент, мы только начали изучать новую тему. Вообще, всегда делю параграф на несколько частей и выдаю небольшими порциями для лучшего усвоения. Конечно, делаем ошибки, но позже обязательно исправляем. Я пытаюсь, чтобы сами нашли ошибку, задаю наводящие вопросы. Не все сразу получается, но мы стараемся. Да и, вообще, планируя свой урок, я не могу предугадать все ли так получится как я запланировала.
Я пытаюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, чтобы у каждого было желание учиться и познать новое. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигнуть определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. Поэтому я все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, возвращаюсь к прошлому материалу. Порой новое – это хорошо забытое старое.
Выделяют 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение; формирование через подражание и организация групповых видов активности в игровой форме. Так, дети, находящиеся на длительном лечении выступают в роли «учителя», что значительно повышает самооценку ребенка, потому что, при технологии взаимного обучения они учатся друг у друга.
Использую социо-игровые технологии (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), так как их использование позволяет успешно включать детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы, помогает всем детям приобретать навыки взаимодействия со сверстниками и создает при этом каждому ребенку благоприятные условия для индивидуального развития в своем собственном темпе.
Игровая форма занятий помогает адаптировать ребенка к учебному процессу, снять напряжение, и создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как естественное средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности, создания ситуации успеха.

