* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c31 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c41 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c34 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c30 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c20 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c10 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c29 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

детского сада «Белочка»

_____________/М.В.Кротова

                                                                                                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Любят танцы на Руси»

Тема проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской  культуры средствами  народной хореографии».

Название проекта: «Любят танцы на Руси».

Разработчик проекта: педагог дополнительного образования Дьячкова Марина Николаевна.

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, хореография, театр.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.

Участники проекта: Данный образовательный проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка».

Актуальность проекта заключается в том, что  сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование  музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, танцах.

Задачи:

Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам  русской народной культуры.                                                                              

Знакомить детей с русским народным творчеством: сказки, песни, танцы, костюмы.

Воспитывать интерес  и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

Обучать детей элементам русских  народных танцев

Воспитывать и пробуждать интерес  к культуре России.

Воспитывать уважение к русским народным традициям.

 Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

Объект: Процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкально-хореографическом воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет:  Процесс обучения, формы, методы развития музыкально-хореографической компетентности   детей,   сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности. Гипотеза: Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.                                                                                                                      Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в работе особое значение уделяется воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.                                                                                                                                      До  сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются  носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.      

       Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.                                                                                                                    Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека.                                                         Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.

 

Практическая значимость:  Повышение качества образовательного процесса,  уровня основ музыкально-хореографической компетентности  ребёнка. Формирование  системы музыкально-хореографического образования детей,   предметно-развивающей среды, методического обеспечения. Приобщение родителей к воспитанию у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Этапы развития проекта:

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение целей и задач проекта;

Оценка возможностей  и ресурсов в рамках реализации Проекта;

Распределение материала на блоки, составление плана работы;

Изучение компетентности родителей по теме проекта.

2 этап. Основной этап.

Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.

Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки и танцев на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата».

Активное включение русской народной музыки и танцев в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;

Исполнение русских народных песен, танцев, былин, сказок в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;

Совместная хореографическая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;

Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

Проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ детского сада «Белочка»

3 этап. Заключительный.

Мониторинг результатов проектной деятельности.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».

Ожидаемы результаты реализации проекта:

1. Личностное и осмысленное отношение к народному фольклору и культуре      России.

2. Воспитание  эмоциональной  открытости.

3. Вживание в русскую стилистику спектакля через вокально-хореографическое  исполнение.

4. Овладение  пластикой  народного  русского  танца  -  хоровода, пляски.  

5. Желание показать,  поделиться  своими     знаниями  со  зрителями.

6. Повышение   общей культуры и образованности воспитанников.

7  Воспитание  у  детей   ответственности  за результаты  общего    дела.

8. Повышение  мотивации  к  дальнейшему  самостоятельному изучению  русского  творчества.

   Поэтапно – творческий план педагога дополнительного образования Дьячковой М.Н. МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка» на 2014-2015 уч.г.

по реализации проекта

«Приобщение дошкольников к истокам русской  культуры средствами  народной хореографии».

месяц

воспитанники

педагоги

родители

оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

Мониторинг определения уровня знаний и умений воспитанников

Октябрь

«Осенняя ярмарка», «Балалаечка», хоровод «Свирель да рожок»

Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Помощь в проведении утренников.

Оформление   русской избы, веночки в руках и на голове.

Ноябрь

«Мама – солнышко моё», танец «Яблонька», хоровод с платками.

Воспитание детей на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия.

Участие в проведении концертной программы.

Атрибуты, костюмы.

Декабрь

«Новый год в гостях у сказки о царе Салтане…»

Раскрыть значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Совместное чтение с детьми «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина

Декорации, атрибуты, головные уборы, детали костюмов.

Январь

Музыкальная гостиная «Музыкальная живопись сказок и былин».

Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке, танцах, взаимосвязи видов искусства.

Помощь в пошиве и приобретении костюмов.

Музыкальный и видеоматериал, презентация на тему «Богатырская тема в искусстве»

Февраль

Театрализованное представление «Широкая Масленица»

Подготовка костюмов и чучела Масленицы

-

Народные костюмы, атрибуты, блины, самовар, чай, скатерть.

Открытый показ музыкально – хореографической постановки «Сказание о чудесах земли русской»

Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам  русской народной культуры

Помощь в изготовлении костюмов

Атрибуты, костюмы, декорации,

Март

Фольклорный праздник «Живи, моя Русь и душа».

Развивать навыки восприятия народных  традиций,  творчества,  музыки, танцев,  игр, через отражение их содержания

Участие в утренниках

Ширма  с изображением  русской избы.

Предметы деревенского двора и быта, кухонная утварь. Русские народные   детские музыкальные инструменты, народные костюмы.

Апрель

Городской конкурс детского творчества «Искорки Тамбовщины»

Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

Участие в подготовке конкурса «Искорки Тамбовщины»

Костюмы, фонограммы песен.

Май

«Этих дней не смолкнет слава…»

Формировать патриотические чувства, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Помощь в проведению экскурсии к местам боевой славы.

Флажки, бумажные голуби, разноцветные ленточки, игрушки, синие платочки, фронтовое письмо.

Июнь

Мониторинг результатов проектной деятельности, уровня освоения знаний и умений.

Демонстрация опыта на педагогическом совете, участие во всероссийском конкурсе педагогического творчества.

Обобщение опыта.

-

Презентация, подготовленный материал, фотографии, видеоматериал.

Репертуар:

Для постановки и  исполнения:

«Скоморохи»;

«Балалаечка»;

«Свирель да рожок»;

«Веретёнце»;

«Плетень» танец-игра;

«Яблонька»;

«Черномор и богатыри»;

«Белочка»;

«Лебеди»;

 «Массовый хороводный танец».

Используемые информационные ресурсы

(список литературы, интернет ресурсы):

Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.  – 3-е изд., перераб. и дополн. -  СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

 Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.

Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.

Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.

Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.

Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.

Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5

Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.

Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007

Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998

Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

  

http://nsportal.ru

  

http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1

  

http://muzruk.if.ua/

   

http://www.maam.ru

  

http://www.musical-sad.ru

  

http://www.o-detstve.ru

  

http://chayca1.narod.ru/

  

http://myzryk.forum2x2.ru

  

http://possum.ru

  

http://pochemu4ka.ru

  

http://razum.myinsales.ru

Проект в детском саду для детей старшей группы "Всё о русском народном танце"!

Вид проекта:

Творческо-познавательный; интегрированный; среднесрочный.

Продолжительность:

Подготовка - 2 месяца. Подготовлен ко дню танца (29 апреля).

Участники:

Педагог, дети 5- 7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно- эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Народная танцевальная музыка развивает и внутренне обогащает детей . Через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, происходит знакомство с русским бытом, костюмом, народными традиционными праздниками. В дошкольном возрасте активно развиваются физические способности детей, создаются благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, рисует и играет - это помогает проявлению индивидуальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных. Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.

В основу исследования легла рабочая программа по хореографии " Русские узоры". Уровень освоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста

( 5-7) лет в разделе русский народный танец. Программа направлена на расширение кругозора детей в области народной танцевальной культуры. Прививает детям любовь к Родине, родной природе, знакомит с народными праздниками и обрядами, а так же с традициями и бытом русского народа.

Цель проекта:

Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.

Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей каждого воспитанника, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Обучить детей танцевальным движениям.

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,

передавать их танцевальными движениями.

-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

-Координация движений и ориентирование в пространстве.

Воспитательные:

-Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

-Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

-Воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.

Развивающие:

- Развивать творческие способности детей.

- Развить музыкальный слух и чувство ритма.

- Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

- укрепление здоровья детей.

-способствовать развитию осанки, мышечного корсета.

-постановка рук, ног и головы.

Рабочая программа “Русские узоры” направлена на расширение кругозора детей в области народно-сценической танцевальной культуры.

Интеграция образовательных областей:

Физическое;

Познавательное;

Художественно- эстетическое;

Социально- коммуникативное развитие.

Предполагаемый результат:

1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

2. Формирование потребности в двигательной активности детей.

3.Развитие внимания, собранности, зрительного восприятия, трудолюбия, ответственности.

4. Развитие логики, пространственного мышления, а также: памяти целеустремленности.

5.Развитие творческого потенциала ребенка.

6. Обучение практическим и теоретическим навыкам хореографии - знание жанрового разнообразия, умение отличать жанры, умение показать и рассказать о хороводе, пляске, русском игровом танце.

7. Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и некоммуникабельных детей.

8. Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей.

9. Проявление интереса к познанию народно-сценической хореографии.

10. Повышение активности родителей в укреплении здоровья и физического совершенства детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап- Выявление проблемы.

2 этап- Разработка проекта.

3 этап- Выполнение проекта.

4 этап- Подведение итогов.

Подготовительный 1 этап:

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. Изучение уровня знаний детей в области народного танца. Подбор литературы, видео презентаций, наглядно - дидактического и музыкального материала. Организация развивающей среды в зале, подготовка атрибутов и вспомогательных средств. Планирование и организация деятельности по ознакомлению детей с темой проекта.

Содержательный 2 этап:

№ Совместная деятельность педагога и детей Кол-во часов Работа с родителями

1. Беседа с детьми: выявление знаний и навыков детей в области русского народного танца.

2 Подготовка к опросу родителей.

2. Подбор танцевальных движений, совместное творчество детей и педагога.

Видео презентация 1 час.

Анкетирование родителей: "Танцуют ли дети дома?". Каким жанром танца вы отдаёте предпочтение?

3. Разучивание движений русского народного танца и комбинация движений под музыку. 2 часа.

Консультация родителей: "Возрастные особенности развития дошкольников".

4. Танцевальные рисунки, самостоятельное перестроение по музыкальным предложениям. 2 часа

Рисунок дома: "Как я вижу русский танец?"

5. Упражнения с атрибутами и подсобными предметам: шумовые музыкальные инструменты(ложки, бубны, гармошки). 2 часа.

Опрос родителей: смотрите ли вы с детьми передачи о танцах, посещаете ли танцевальные кружки

6. Рабочее занятие с танцевальными загадками.

Самостоятельная свободная пляска. Знакомство с костюмом русского народа. 2 часа.

Консультация на тему: «Формирование творчества детей при обучении народным танцам».

7. Игровое - танцевальное творчество детей. Беседа с детьми о русских народных играх и импровизациях.

1 час.

Интегрированная работа хореографа и воспитателя. Подготовка презентаций к открытому занятию.

8 Итоговое занятие: знания и умения детей, в русском народном танце. 1 час.

Свободное посещение родителями и воспитателями.

Основной 3 этап:

Выполнение проекта.

Обобщение предварительной работы.

Конспект занятия по теме: " Всё о русском народном танце"?

Тематическое занятие на тему: « Хоровод и хороводные игры»

Интеграция хореографического занятия и работа воспитателя в области прикладного творчества.

Работа с родителями, через детей и воспитателей:

Анкетирование;

Памятка на доске объявлений в группе;

Рисование детей с родителями и детей самостоятельно;

Подготовка видео презентации;

Проведение проектного занятия.

Итоговый 4 этап:

Анализ проекта:

 результаты знаний и навыков детей в фото и видео материалах,

выставка детских работ. Видео и фото выставка проектного занятия.

Полезные ресурсы

 (источники информации)

1. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г.

2.Горшкова Е. В. " От жеста к танцу" Москва " Гном и Д" 2002 г.

3.Слуцкая С. Л. " Танцевальная мозаика" Москва" 2006 г.

4.Михайлова М. А." Народные праздники, игры и развлечения"Ярославль "Академия развития" 2005

5.Михайлова М. А. Воронина Н. В." Танцы, игры, упражнения для красивого движения" Ярославль " Академия развития" 2001 г.

6. Интернет ресурсы.