«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада «Белочка»
_____________/М.В.Кротова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Любят танцы на Руси»
Тема проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
Название проекта: «Любят танцы на Руси».
Разработчик проекта: педагог дополнительного образования Дьячкова Марина Николаевна.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, хореография, театр.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.
Участники проекта: Данный образовательный проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка».
Актуальность проекта заключается в том, что сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, танцах.
Задачи:
Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Знакомить детей с русским народным творчеством: сказки, песни, танцы, костюмы.
Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучать детей элементам русских народных танцев
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
Объект: Процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкально-хореографическом воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкально-хореографической компетентности детей, сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности. Гипотеза: Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа. Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в работе особое значение уделяется воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец. До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого необходимо обращаться к истокам русской народной культуры. Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека. Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкально-хореографической компетентности ребёнка. Формирование системы музыкально-хореографического образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения. Приобщение родителей к воспитанию у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Этапы развития проекта:
1 этап. Подготовительный.
Обсуждение целей и задач проекта;
Оценка возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта;
Распределение материала на блоки, составление плана работы;
Изучение компетентности родителей по теме проекта.
2 этап. Основной этап.
Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.
Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки и танцев на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата».
Активное включение русской народной музыки и танцев в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;
Исполнение русских народных песен, танцев, былин, сказок в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;
Совместная хореографическая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;
Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
Проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ детского сада «Белочка»
3 этап. Заключительный.
Мониторинг результатов проектной деятельности.
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».
Ожидаемы результаты реализации проекта:
1. Личностное и осмысленное отношение к народному фольклору и культуре России.
2. Воспитание эмоциональной открытости.
3. Вживание в русскую стилистику спектакля через вокально-хореографическое исполнение.
4. Овладение пластикой народного русского танца - хоровода, пляски.
5. Желание показать, поделиться своими знаниями со зрителями.
6. Повышение общей культуры и образованности воспитанников.
7 Воспитание у детей ответственности за результаты общего дела.
8. Повышение мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению русского творчества.
Поэтапно – творческий план педагога дополнительного образования Дьячковой М.Н. МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка» на 2014-2015 уч.г.
по реализации проекта
«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
Репертуар:
Для постановки и исполнения:
«Скоморохи»;
«Балалаечка»;
«Свирель да рожок»;
«Веретёнце»;
«Плетень» танец-игра;
«Яблонька»;
«Черномор и богатыри»;
«Белочка»;
«Лебеди»;
«Массовый хороводный танец».
Используемые информационные ресурсы
(список литературы, интернет ресурсы):
Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.
Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.
Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.
Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.
Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.
Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5
Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
http://nsportal.ru
http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1
http://muzruk.if.ua/
http://www.maam.ru
http://www.musical-sad.ru
http://www.o-detstve.ru
http://chayca1.narod.ru/
http://myzryk.forum2x2.ru
http://possum.ru
http://pochemu4ka.ru
http://razum.myinsales.ru
Проект в детском саду для детей старшей группы "Всё о русском народном танце"!
Вид проекта:
Творческо-познавательный; интегрированный; среднесрочный.
Продолжительность:
Подготовка - 2 месяца. Подготовлен ко дню танца (29 апреля).
Участники:
Педагог, дети 5- 7 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно- эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Народная танцевальная музыка развивает и внутренне обогащает детей . Через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, происходит знакомство с русским бытом, костюмом, народными традиционными праздниками. В дошкольном возрасте активно развиваются физические способности детей, создаются благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, рисует и играет - это помогает проявлению индивидуальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных. Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
В основу исследования легла рабочая программа по хореографии " Русские узоры". Уровень освоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста
( 5-7) лет в разделе русский народный танец. Программа направлена на расширение кругозора детей в области народной танцевальной культуры. Прививает детям любовь к Родине, родной природе, знакомит с народными праздниками и обрядами, а так же с традициями и бытом русского народа.
Цель проекта:
Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.
Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей каждого воспитанника, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
-Координация движений и ориентирование в пространстве.
Воспитательные:
-Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
-Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
-Воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
-способствовать развитию осанки, мышечного корсета.
-постановка рук, ног и головы.
Рабочая программа “Русские узоры” направлена на расширение кругозора детей в области народно-сценической танцевальной культуры.
Интеграция образовательных областей:
Физическое;
Познавательное;
Художественно- эстетическое;
Социально- коммуникативное развитие.
Предполагаемый результат:
1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
2. Формирование потребности в двигательной активности детей.
3.Развитие внимания, собранности, зрительного восприятия, трудолюбия, ответственности.
4. Развитие логики, пространственного мышления, а также: памяти целеустремленности.
5.Развитие творческого потенциала ребенка.
6. Обучение практическим и теоретическим навыкам хореографии - знание жанрового разнообразия, умение отличать жанры, умение показать и рассказать о хороводе, пляске, русском игровом танце.
7. Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и некоммуникабельных детей.
8. Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей.
9. Проявление интереса к познанию народно-сценической хореографии.
10. Повышение активности родителей в укреплении здоровья и физического совершенства детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап- Выявление проблемы.
2 этап- Разработка проекта.
3 этап- Выполнение проекта.
4 этап- Подведение итогов.
Подготовительный 1 этап:
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. Изучение уровня знаний детей в области народного танца. Подбор литературы, видео презентаций, наглядно - дидактического и музыкального материала. Организация развивающей среды в зале, подготовка атрибутов и вспомогательных средств. Планирование и организация деятельности по ознакомлению детей с темой проекта.
Содержательный 2 этап:
№ Совместная деятельность педагога и детей Кол-во часов Работа с родителями
1. Беседа с детьми: выявление знаний и навыков детей в области русского народного танца.
2 Подготовка к опросу родителей.
2. Подбор танцевальных движений, совместное творчество детей и педагога.
Видео презентация 1 час.
Анкетирование родителей: "Танцуют ли дети дома?". Каким жанром танца вы отдаёте предпочтение?
3. Разучивание движений русского народного танца и комбинация движений под музыку. 2 часа.
Консультация родителей: "Возрастные особенности развития дошкольников".
4. Танцевальные рисунки, самостоятельное перестроение по музыкальным предложениям. 2 часа
Рисунок дома: "Как я вижу русский танец?"
5. Упражнения с атрибутами и подсобными предметам: шумовые музыкальные инструменты(ложки, бубны, гармошки). 2 часа.
Опрос родителей: смотрите ли вы с детьми передачи о танцах, посещаете ли танцевальные кружки
6. Рабочее занятие с танцевальными загадками.
Самостоятельная свободная пляска. Знакомство с костюмом русского народа. 2 часа.
Консультация на тему: «Формирование творчества детей при обучении народным танцам».
7. Игровое - танцевальное творчество детей. Беседа с детьми о русских народных играх и импровизациях.
1 час.
Интегрированная работа хореографа и воспитателя. Подготовка презентаций к открытому занятию.
8 Итоговое занятие: знания и умения детей, в русском народном танце. 1 час.
Свободное посещение родителями и воспитателями.
Основной 3 этап:
Выполнение проекта.
Обобщение предварительной работы.
Конспект занятия по теме: " Всё о русском народном танце"?
Тематическое занятие на тему: « Хоровод и хороводные игры»
Интеграция хореографического занятия и работа воспитателя в области прикладного творчества.
Работа с родителями, через детей и воспитателей:
Анкетирование;
Памятка на доске объявлений в группе;
Рисование детей с родителями и детей самостоятельно;
Подготовка видео презентации;
Проведение проектного занятия.
Итоговый 4 этап:
Анализ проекта:
результаты знаний и навыков детей в фото и видео материалах,
выставка детских работ. Видео и фото выставка проектного занятия.
Полезные ресурсы
(источники информации)
1. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г.
2.Горшкова Е. В. " От жеста к танцу" Москва " Гном и Д" 2002 г.
3.Слуцкая С. Л. " Танцевальная мозаика" Москва" 2006 г.
4.Михайлова М. А." Народные праздники, игры и развлечения"Ярославль "Академия развития" 2005
5.Михайлова М. А. Воронина Н. В." Танцы, игры, упражнения для красивого движения" Ярославль " Академия развития" 2001 г.
6. Интернет ресурсы.