Психологические особенности детей 3-4 лет Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе. В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому. Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени. Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов. Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка. К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты. Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой. Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами. В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость. Тестируем знания ребенка 3-4 лет Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание.  Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет. Математические представления В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти); А также считать в обратном порядке от пяти до одного; При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три) Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать; Называть предыдущее и последующее число для заданного числа; В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»; Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между) Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»; Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих; а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм; уметь различать предметы по форме, размеру и цвету знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба. Развитие речи Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого. В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между; Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль; Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений; Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения. Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста; Словарный запас должен быть более 1500 слов. Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет. Окружающий мир В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются; Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида; Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки; Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет; Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их; Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет; Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер; Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных; Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных); Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки); Учить помогать взрослым наводить порядок. Память и внимание Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут; Находить отличия между похожими картинками; Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов; Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм; Воспроизводить события текущего и прошедшего дня. Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка» Логическое мышление В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме; Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска); В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец); Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок); Складывать разрезную картинку из 4-6 частей. Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры Развитие мелкой моторики рук В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть; Учиться обводить простые легкие рисунки; Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки; Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы; Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру; Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место; Учить лепить из пластилинашарики и колбаски , соединять их между собой; Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр. Развитие двигательных навыков Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед; Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия; Лазать по гимнстической стенке; Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать; Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.