Занятие для детей подготовительной группы «Что такое сердце»

Участники
Медсестра, дети подготовительной группы. 
Цель
Показать дошкольникам, как выглядит сердце; побуждать обращать внимание на свое самочувствие и незамедлительно рассказывать взрослым о недомогании.
Задачи
Объяснить, где расположено сердце, как оно работает; научить прощупывать пульс; рассказать, как беречь здоровье сердца.
Материалы
Схематическое изображение сердца, игрушечные градусник, стетоскоп, тонометр (по возможности); три картинки с изображениями проблемных ситуаций, картинки с изображениями разных видов спорта; бананы (по количеству детей).
Примерное время
30 минут.

Вступительная часть

3 минуты
Медсестра

Здравствуйте, ребята! Я попрошу вас сейчас нарисовать сердце таким, каким вы его представляете.

Дети рисуют. После медсестра просматривает все рисунки детей.

1
Медсестра

Многие нарисовали сердечки. Но на самом деле сердце любого человека выглядит вот так.

Медсестра показывает схематическое изображение сердца.

2
Медсестра

Сердце – насос, который качает кровь по организму. Оно состоит из мышц и имеет четыре отдела: два предсердия и два желудочка. Чтобы кровь всегда шла в одном направлении, отделы сердца снабжены клапанами. Клапаны открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови. Давайте узнаем, где расположены ваши сердечки, и послушаем их.

3

Основная часть: эксперименты и игры

15 минут

Медсестра предлагает детям вместе провести несколько экспериментов, чтобы понять, где находится сердце и как оно работает.

Медсестра

Дети, сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов, которые помогут нам понять, как работает сердце.

Всего медсестра проводит пять экспериментов:
 – 1-й эксперимент – медсестра просит детей сжать одну руку в кулачок. Сердце имеет примерно такой же размер, как ваш кулачок;
 – 2-й эксперимент – медсестра просит детей приложить кулачок к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево. Объяснение: многие думают, что сердце расположено в груди слева. На самом деле оно находится в груди почти посередине – более острым концом вниз, чуть влево и немного вперед;
 – 3-й эксперимент – медсестра просит сжимать и разжимать кулачок несколько раз. Объяснение: сердце так работает непрерывно всю жизнь. В минуту у взрослого оно сокращается примерно 70 раз;
 – 4-й эксперимент – медсестра подбирает для эксперимента двух детей. Одному ребенку дайте бумажный стаканчик и попросите приложить его к грудной клетке другого ребенка в области сердца. Спросите, что слышит ребенок.
Объяснение: каждый удар сердца состоит из двух тонов. Первый – низкий и длинный – возникает во время сокращения сердца. Второй – высокий и короткий – возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. Но если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. Но врачи, чтобы услышать сердце, используют не стаканчик, а специальный прибор – стетоскоп. Вы знаете, как он выглядит? Покажите его. Дети описывают стетоскоп и находят его в игрушечной аптечке;
 – 5-й эксперимент – медсестра просит детей найти на руке пульс и почувствовать его. Потом предлагает им присесть 20 раз и снова пощупать пульс. Объяснение: при нагрузке сердце качает кровь с большей скоростью, поэтому частота пульса увеличивается. Обязательно во время игр и физкультуры говорите взрослым, если вы очень устали, у вас закружилась голова или что-то бьется в груди, болит в животе.

1

После экспериментов медсестра предлагает детям поиграть в ролевую игру «Проверим, как работает сердечко у куклы».

Медсестра

Ребята, мы отлично справились с экспериментами. А теперь давайте поиграем.

Медсестра приносит большую куклу. Дети измеряют ей температуру тела игрушечным градусником, давление игрушечным тонометром или имитируют это действие, щупают пульс. Потом сами делают вывод, болеет кукла или нет.

2
Медсестра

Как вы думаете, что нужно сделать, если у куклы болит сердце?

Дети отвечают: вызвать скорую помощь. Медсестра хвалит детей за ответ.

3

Решение проблемных ситуаций

5 минут
Медсестра

Сердце работает всю жизнь, даже во сне. Нагрузка на него большая, поэтому его надо очень беречь. Я расскажу вам, как сделать так, чтобы сердце не болело ни у вас, ни у ваших мам, пап, бабушек, дедушек. Для этого рассмотрим картинки.

Медсестра показывает детям три картинки с изображением проблемной ситуации:
 – 1-я картинка – на картинке с одной стороны изображена ссора детей, на другой – примирение. Вывод. Ссоры и слезы плохо влияют на сердце. Если вы часто ссоритесь, оно может заболеть. Поэтому больше смейтесь, веселитесь;
 – 2-я картинка – на картинке с одной стороны изображен уставший ребенок, на другой – отдохнувший. Вывод. Очень быстрый бег или активные игры также могут плохо сказать на вашем самочувствии. Если вы вдруг почувствовали себя некомфортно, сообщите сразу об этом взрослым. Помните, что ваши родители тоже испытывают стресс и нагрузки, которые также подрывают их сердечное здоровье. Берегите своих родителей и особенно бабушек и дедушек. Не просите, чтобы бабушка и дедушка бегали и активно играли с вами;
 – 3-я картинка – на картинке с одной стороны изображен больной ребенок, вставший с кровати, на другой – довольный, лежащий в кровати. Вывод. На сердце плохо влияет и ситуация, когда человек болеет, но хочет встать с кровати и подвигаться. Если вы вдруг заболели, ни в коем случае не вставайте с кровати без разрешения взрослых.

1

Дидактическая игра «Полезное и вредное»

5 минут
Медсестра

Дети, есть виды спорта, которые укрепляют работу сердца. Но некоторые виды спорта плохо влияют на здоровье. Давайте попробуем определить какие.

Медсестра предлагает детям поиграть в игру. Она кладет на стол картинки с изображениями видов спорта в хаотичном порядке и просит детей поделить их на две группы: виды спорта, которые полезны для сердца, и виды спорта, которые вредны для сердца. Например: оздоровительное плавание, гимнастика, катание на велосипеде – полезны; спринтерский бег, борьба, бокс – вредны.

1

Заключительная часть

2 минуты
Медсестра

Ребята, ваш организм только формируется, это касается и работы сердца. Чтобы помочь ему формироваться правильно, вырасти сильными и здоровыми, надо много гулять, а не смотреть мультики или телефон, вовремя ложиться спать, есть полезные продукты. Посмотрите, какие продукты полезны для сердца, и расскажите об этом родителям.

Медсестра показывает дошкольникам картинки с изображениями свежих овощей, фруктов и сухофруктов. Затем угощает детей бананами, которые полезны для работы сердца. 

1