Участники: воспитатель,
педагог-психолог, родители (отцы) детей старших и подготовительных к школе
групп.
Цель: Создать
доверительные отношения между отцами и детьми, актуализировать роль пап в жизни
детей.
Задачи:
Создать условия для того, чтобы папы определили этапы повышения отцовской
эффективности во взаимоотношениях с дошкольником.
Материалы: Массажный мяч, магнитная доска, магниты; карточка с
пиктограммами; стикеры трех цветов; подставка с
фломастерами; ватман с надписью «Общение детей и пап в лицах» и тремя
пронумерованными графами; три планшета с листами для записи к упражнению «Мое
сердце грустит, когда…», «Мое сердце радуется, когда…»; листы для жеребьевки с
ролями папы, мамы, ребенка; четыре листа с изображением шкатулки для
обратной связи; по два альбомных листа на участников тренинга; цветные
карандаши, ножницы, листы для записи к упражнению «10 правил плохих отцов»;
трафарет многогранного камня; медали «Замечательный папа».
Оборудование: электронный
носитель с песнями о папах, релаксационной музыкой.
Воспитатель: В честь Дня отца предложите педагогу-психологу
провести совместно тренинг для пап. Тренинг поможет отцам осознать, какие
модели взаимодействия создадут доверительные отношения с ребенком и как им
актуализировать свою роль в жизни детей.
Предварительная работа. За несколько дней до тренинга:
·
попросить детей нарисовать рисунки на тему «Я и мой папа»;
·
организовать беседу с воспитанниками на темы «Что делает
папа?», «Что любит делать папа?», «Что любит папа делать вместе с тобой?»,
«Какой папа?»;
·
подготовить медали для пап.
Воспользуйтесь готовым шаблоном
медали. Выберите цвет, впишите имя ребенка и название детского сада, а
затем распечатайте медаль.
Воспитатель и педагог-психолог
Добрый вечер, папы! Мы рады вас
приветствовать на психологическом тренинге «Я – папа». Мы поговорим сегодня о
вас – отцах. О тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ.
Аплодисменты всем отцам в мире – нынешним и будущим. Особо бурные аплодисменты
– вам, кто пришел сегодня, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас и восхищаемся
вами.
Педагог-психолог и папы
аплодируют.
Воспитатель приглашает пап встать в круг и проводит упражнения-разминку «Слова-ассоциации».
В качестве разминки поиграем в ассоциации. Например, к
слову «мороженое» подходит слово-ассоциация «жара». Далее к «жаре» – «море».
Дальше надо подобрать ассоциацию к слову «море» и т. д. Кто предложит? А к
следующему слову?
Папы предлагают ассоциации.
Разминка прошла успешно. Начнем наше упражнение со
слова «папа».
Педагог-психолог
передает массажный мяч участнику рядом, и тот озвучивает свой вариант
ассоциации к слову «папа», а далее – к следующим словам, по кругу.
Педагог-психолог проводит следующую разминку
«Общение детей и пап в лицах». Специалист предлагает папам встать полукругом
напротив магнитной доски, на которой он предварительно закрепил пиктограммы-смайлы с широкой улыбкой, легкой улыбкой, опущенными вниз уголками
губ, нейтральным выражением лица. Рядом с магнитной доской на столе лежат стикеры.
Воспитатель: Уважаемые папы, чтобы ответить на
мой вопрос, пожалуйста, нарисуйте на стикере ту
пиктограмму, которая подходит для вашего ответа, и приклейте стикер на ватман с тремя пронумерованными графами. Номер
графы соответствует номеру вопроса.
Первый вопрос: с каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
Второй вопрос: с каким лицом чаще всего общается с
вами ваш ребенок? Третий вопрос: каким вы желаете видеть
лицо ребенка при общении с вами?
Папы выполняют
задание.
Посмотрите, что у нас получилось. Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы? Папы отвечают на вопросы.
Предлагаю подумать и ответить на вопрос: чем вы
отличаетесь от других пап?
Папы по кругу передают
массажный мяч и называют свои отличия, а затем высказывают соседу справа
рекомендации по взаимодействию с ребенком.
Воспитатель с педагогом-психологом проводит
игру «Домино».
Вы отличаетесь друг от друга, и это здорово. А что же вас объединяет? Мне как маме нравилось
ходить в бассейн с сыном (при этом показывает левую ладонь). А также читать
сыну книги (показывает правую ладонь). Если кто-то из вас тоже любит читать
своему ребенку, то вы подойдите ко мне и прикоснитесь к моей левой ладони. А
тот, кто ходит в бассейн со своим ребенком, прикоснитесь к моей правой ладони.
У каждого из пап,
который подошел к педагогу-психологу, остается по одной свободной ладони. Папы
по очереди рассказывают, чем они любят заниматься вместе с ребенком. К ним
присоединяются другие участники. В конце игры все участники объединяются
прикосновением ладоней.
Специалист проводит упражнение «Ролевая карта».
Педагог-психолог: В современном мире папе приходится заниматься многими
вещами. Папы работают, многие даже на нескольких работах, решают разные
вопросы. Предлагаю сейчас немного подумать и вспомнить все, чем вы занимаетесь
в жизни. Каждое занятие – это отдельная социальная роль. Нам предстоит
составить карту своих ролей.
Педагог-психолог предлагает папам разделить карандашом
лист А4 на две части. В одной части им нужно записать
ручкой в столбик все свои роли, которые мужчина реализует в жизни, начиная с
роли отца, например: «папа, муж, друг, сын, врач, брат». Затем педагог-психолог
просит пап рассчитать, сколько каждая роль занимает места в его жизни, если все
роли в совокупности составляют 100 процентов. Например: отец –
30 процентов, муж – 15, друг – 5, сын – 10.
Во второй части листа
папы рисуют «Ролевую карту». В центре – кружок, в который каждый папа вписывает
имя своего ребенка. Если детей больше, то соответственно больше кругов, в
каждом – имя одного ребенка. Вокруг центральных кругов рисуют еще круги. Они
соответствуют ролям, которые папы обозначили в первой части, и внутрь вписывают
названия. Их размер и расположение по отношению к детям будут зависеть от
процента выраженности. Затем педагог-психолог предлагает участникам провести
линии связи детей с теми ролями, которые папы реализуют в своей жизни.
Педагог-психолог: Сейчас мы можем рассмотреть ролевые карты, которые у
вас получились. Подумайте, какие ваши роли связаны с ребенком? Почему?
По желанию папы отвечают на этот и следующий вопросы
вслух.
Воспитатель:
Как ваши роли влияют на ваших детей?
Какое значение для ребенка имеют не связанные с ним роли? Процент
какой роли вы хотели бы увеличить? А уменьшить? От каких ролей хотели бы
избавиться совсем? Какую несвойственную вам роль вы хотели бы освоить? Что для
этого вам необходимо сделать?
Родители высказывают
свои мысли.
Педагог проводит арт-терапевтическое упражнение
«Футболка эффективного папы».
Педагог-психолог: Мы увидели многообразие социальных ролей, которые
могут быть у современного мужчины. Но насколько эффективна та или иная роль? В
первую очередь нас сегодня интересует роль папы. Насколько эффективно вы
взаимодействуете со своими детьми? Давайте выполним упражнение.
Каждый папа получает альбомный лист, карандаш,
фломастеры, ножницы.
Воспитатель: С помощью этих арт-материалов
нарисуйте или составьте в технике коллажа футболку эффективного папы. Какой он?
Следует отразить все аспекты. Чтобы облегчить себе задачу, можете сначала
написать список ассоциаций. Подумайте, когда вы слышите словосочетание
«эффективный папа», какие ассоциации у вас рождаются? Запишите их в столбик и
затем постарайтесь отразить на футболке.
Далее педагог-психолог
следует алгоритму. На первом этапе он просит участников придумать фасон
футболки, нарисовать его и вырезать. Затем – сделать одну надпись или несколько
надписей, которые выражают их внутреннее состояние эффективного папы. Это может
быть афоризм, пословица, поговорка, слова из песни, ваша мысль в виде прозы.
Далее педагог-психолог предлагает участникам сделать рисунки на футболке,
которые также отражают словосочетание «эффективный папа».
Педагог-психолог: Я попрошу вас представить ваши футболки. Почему вы
выбрали такой фасон? Что хотели выразить надписями, рисунками? Как окружающие
воспримут надписи и рисунки на них? Что значит быть эффективным папой? В
каких ситуациях вы можете сказать: «Я – эффективный папа», а в каких нет? Чего
не хватает, чтобы всегда быть эффективным папой?
Папы отвечают на вопросы.
Специалист проводит следующее упражнение «Мое
сердце грустит, когда…»; «Мое сердце радуется, когда…».
Воспитатель: Папы, предлагаю вам встать в круг и рассчитаться на
«раз, два, три». Так вы разделитесь на три подгруппы.
Каждая подгруппа выбирает себе роль по принципу
жеребьевки: «папа», «мама», «ребенок». Педагог-психолог предлагает каждой
подгруппе продолжить фразу от имени своей роли и записать на бланке «Мое сердце
грустит, когда…», «Мое сердце радуется, когда…». Участники зачитывают варианты
ответов и обсуждают их.
Педагог-психолог вместе с воспитателем проводит
последнее упражнение «10 правил плохих отцов».
Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас составить правила
«плохих пап». Сделайте это сначала индивидуально на листочках, а затем мы
составим общий свод и зачитаем его. Примеры: «Никогда не играй со своим
ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с
собой в поход, на рыбалку, в гараж». После я попрошу вас ответить на
вопрос: «Зачем мы составляли эти правила?»
Папы выполняют задание и дают примерный ответ: «Мы
составляем эти правила, чтобы никогда не следовать им».
10 минут
Педагог-психолог и воспитатель
приглашает родителей рассмотреть рисунки детей на тему «Мой папа и я», на
которых дети изобразили своих отцов. Педагог предлагает им ответить
на вопросы: «Есть ли отец на рисунке?», «Чем чаще занят отец в рисунках
детей?», «Каково место отца на рисунке, каковы его размеры, насколько
прорисованы детали?», «Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят
совместной с ними деятельностью или игрой?», «Какие детали вас тревожат, когда
вы смотрите на рисунок?».
Часто голова отца повернута назад, то есть ребенок изобразил затылок
папы. Отец нарисован за перегородкой или в отдалении. На рисунке резкая
штриховка, что свидетельствует о тревожности ребенка.
После педагог-психолог презентует
родителям собирательный отрицательный образ папы, который он составил по итогам
опроса. Для собирательного отрицательного образа он использует негативные
ответы детей на вопросы: «Что делает папа?», «Какой папа?».
Примеры ответов на первый вопрос: «Папа со мной не играет, сидит перед
телевизором или за компьютером; курит; психует; не
любит, чтобы его беспокоили; ругает меня; злится на маму и на меня; если я
делаю что-то не с первого раза, ругает меня; кричит, ругает, обижает меня и
маму, не любит никого, и я папу не люблю; меня ругает за то, что не досмотрел
за братом; когда много работы, ночует на работе».
Примеры ответов детей на второй вопрос: «Грустный; злой; чуть-чуть бестолковый,
он смеется надо мной».
Для собирательного
положительного образа он использует позитивные ответы детей на вопросы: «Что
любит делать папа?», «Что любит папа делать вместе с тобой?», «Какой папа?».
Примеры ответов на первый
вопрос: «Играть в мяч; бегать по травке; много работать;
ходить к парикмахеру; колоть дрова; делать ремонт; пить чай; рыбачить; есть
рыбу; когда дома чисто; чинить кран, стиральную машину; смотреть на радугу;
кататься на машине; помогать маме; снимать на камеру; мыть посуду; играть в
волейбол».
Примеры ответов на второй
вопрос: «Гулять со мной; ловить рыбу; кататься на колесе
обозрения; прыгать от солнечной погоды; делать со мной разные дела; покупать
мне игрушки; ходить со мной на тренировки по каратэ; собирать конструктор «Лего»; играть в футбол; ходить в гости к бабушке; смотреть
на облака; ездить со мной по разным городам, все мне рассказывать; лепить
из снега зверей; играть в снежки; собирать цветы; включать мне мультики; водить
меня на танцы; помогать мне наводить порядок; хвалить
меня».
Примеры ответов на третий вопрос: «Добрый; храбрый; веселый;
работящий; умный; хороший; красивый; сильный; ласковый; высокий; накачанный;
честный; отважный; трудолюбивый; богатый; сначала папа был маленький, а
потом много кушал и стал вот такой большой; заботливый; любимый; самый лучший в
мире».
5 минут
Воспитатель, педагог-психолог
Лучшие папы, конечно, достойны
наград. Сегодня нашей наградой будет медаль «Замечательный папа». Нарисуйте на
медали то выражение лица – пиктограмму, которое соответствует вашей
родительской позиции.
Папы прикрепляют медали к
одежде с помощью двустороннего скотча или булавок. Звучит релаксационная
музыка. Педагог-психолог читает адаптированное к теме тренинга
стихотворение грузинской детской писательницы Маквалы
Мревлишвили:
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрее на ласку!
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте,
Слезы, дожди, ознобы…
Всем ребятишкам, знайте,
Ласка нужна – не злоба.