Сценарий детско-родительского тренинга «Я – папа»

Участники: воспитатель, педагог-психолог, родители (отцы) детей старших и подготовительных к школе групп. 

Цель: Создать доверительные отношения между отцами и детьми, актуализировать роль пап в жизни детей.

Задачи: Создать условия для того, чтобы папы определили этапы повышения отцовской эффективности во взаимоотношениях с дошкольником.

Материалы: Массажный мяч, магнитная доска, магниты; карточка с пиктограммами; стикеры трех цветов; подставка с фломастерами; ватман с надписью «Общение детей и пап в лицах» и тремя пронумерованными графами; три планшета с листами для записи к упражнению «Мое сердце грустит, когда…», «Мое сердце радуется, когда…»; листы для жеребьевки с ролями папы, мамы, ребенка; четыре листа с изображением шкатулки для обратной связи; по два альбомных листа на участников тренинга; цветные карандаши, ножницы, листы для записи к упражнению «10 правил плохих отцов»; трафарет многогранного камня; медали «Замечательный папа».

Оборудование: электронный носитель с песнями о папах, релаксационной музыкой. 

Воспитатель: В честь Дня отца предложите педагогу-психологу провести совместно тренинг для пап. Тренинг поможет отцам осознать, какие модели взаимодействия создадут доверительные отношения с ребенком и как им актуализировать свою роль в жизни детей.

Предварительная работа. За несколько дней до тренинга:

·                     попросить детей нарисовать рисунки на тему «Я и мой папа»;

·                     организовать беседу с воспитанниками на темы «Что делает папа?», «Что любит делать папа?», «Что любит папа делать вместе с тобой?», «Какой папа?»;

·                     подготовить медали для пап.

Воспользуйтесь готовым шаблоном медали. Выберите цвет, впишите имя ребенка и название детского сада, а затем распечатайте медаль.

Вводная часть

Воспитатель и педагог-психолог

Добрый вечер, папы! Мы рады вас приветствовать на психологическом тренинге «Я – папа». Мы поговорим сегодня о вас – отцах. О тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ. Аплодисменты всем отцам в мире – нынешним и будущим. Особо бурные аплодисменты – вам, кто пришел сегодня, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас и восхищаемся вами.

Педагог-психолог и папы аплодируют.

Воспитатель приглашает пап встать в круг и проводит упражнения-разминку «Слова-ассоциации».

В качестве разминки поиграем в ассоциации. Например, к слову «мороженое» подходит слово-ассоциация «жара». Далее к «жаре» – «море». Дальше надо подобрать ассоциацию к слову «море» и т. д. Кто предложит? А к следующему слову?

Папы предлагают ассоциации.

Разминка прошла успешно. Начнем наше упражнение со слова «папа».

Педагог-психолог передает массажный мяч участнику рядом, и тот озвучивает свой вариант ассоциации к слову «папа», а далее – к следующим словам, по кругу.

Педагог-психолог проводит следующую разминку «Общение детей и пап в лицах». Специалист предлагает папам встать полукругом напротив магнитной доски, на которой он предварительно закрепил пиктограммы-смайлы с широкой улыбкой, легкой улыбкой, опущенными вниз уголками губ, нейтральным выражением лица. Рядом с магнитной доской на столе лежат стикеры

Воспитатель: Уважаемые папы, чтобы ответить на мой вопрос, пожалуйста, нарисуйте на стикере ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа, и приклейте стикер на ватман с тремя пронумерованными графами. Номер графы соответствует номеру вопроса.

Первый вопрос: с каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком? Второй вопрос: с каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? Третий вопрос: каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Папы выполняют задание. 

Посмотрите, что у нас получилось. Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы? Папы отвечают на вопросы.

Основная часть: упражнения, игры (30 минут).

Предлагаю подумать и ответить на вопрос: чем вы отличаетесь от других пап?

Папы по кругу передают массажный мяч и называют свои отличия, а затем высказывают соседу справа рекомендации по взаимодействию с ребенком.

Воспитатель с педагогом-психологом проводит игру «Домино».

Вы отличаетесь друг от друга, и это здорово. А что же вас объединяет? Мне как маме нравилось ходить в бассейн с сыном (при этом показывает левую ладонь). А также читать сыну книги (показывает правую ладонь). Если кто-то из вас тоже любит читать своему ребенку, то вы подойдите ко мне и прикоснитесь к моей левой ладони. А тот, кто ходит в бассейн со своим ребенком, прикоснитесь к моей правой ладони.

У каждого из пап, который подошел к педагогу-психологу, остается по одной свободной ладони. Папы по очереди рассказывают, чем они любят заниматься вместе с ребенком. К ним присоединяются другие участники. В конце игры все участники объединяются прикосновением ладоней.

Специалист проводит упражнение «Ролевая карта».

Педагог-психолог: В современном мире папе приходится заниматься многими вещами. Папы работают, многие даже на нескольких работах, решают разные вопросы. Предлагаю сейчас немного подумать и вспомнить все, чем вы занимаетесь в жизни. Каждое занятие – это отдельная социальная роль. Нам предстоит составить карту своих ролей.

Педагог-психолог предлагает папам разделить карандашом лист А4 на две части. В одной части им нужно записать ручкой в столбик все свои роли, которые мужчина реализует в жизни, начиная с роли отца, например: «папа, муж, друг, сын, врач, брат». Затем педагог-психолог просит пап рассчитать, сколько каждая роль занимает места в его жизни, если все роли в совокупности составляют 100 процентов. Например: отец – 30 процентов, муж – 15, друг – 5, сын – 10.

Во второй части листа папы рисуют «Ролевую карту». В центре – кружок, в который каждый папа вписывает имя своего ребенка. Если детей больше, то соответственно больше кругов, в каждом – имя одного ребенка. Вокруг центральных кругов рисуют еще круги. Они соответствуют ролям, которые папы обозначили в первой части, и внутрь вписывают названия. Их размер и расположение по отношению к детям будут зависеть от процента выраженности. Затем педагог-психолог предлагает участникам провести линии связи детей с теми ролями, которые папы реализуют в своей жизни.

Педагог-психолог: Сейчас мы можем рассмотреть ролевые карты, которые у вас получились. Подумайте, какие ваши роли связаны с ребенком? Почему?

По желанию папы отвечают на этот и следующий вопросы вслух.

Воспитатель: Как ваши роли влияют на ваших детей? Какое значение для ребенка имеют не связанные с ним роли? Процент какой роли вы хотели бы увеличить? А уменьшить? От каких ролей хотели бы избавиться совсем? Какую несвойственную вам роль вы хотели бы освоить? Что для этого вам необходимо сделать?

Родители высказывают свои мысли.

Педагог проводит арт-терапевтическое упражнение «Футболка эффективного папы».

Педагог-психолог: Мы увидели многообразие социальных ролей, которые могут быть у современного мужчины. Но насколько эффективна та или иная роль? В первую очередь нас сегодня интересует роль папы. Насколько эффективно вы взаимодействуете со своими детьми? Давайте выполним упражнение.

Каждый папа получает альбомный лист, карандаш, фломастеры, ножницы.

Воспитатель: С помощью этих арт-материалов нарисуйте или составьте в технике коллажа футболку эффективного папы. Какой он? Следует отразить все аспекты. Чтобы облегчить себе задачу, можете сначала написать список ассоциаций. Подумайте, когда вы слышите словосочетание «эффективный папа», какие ассоциации у вас рождаются? Запишите их в столбик и затем постарайтесь отразить на футболке.

Далее педагог-психолог следует алгоритму. На первом этапе он просит участников придумать фасон футболки, нарисовать его и вырезать. Затем – сделать одну надпись или несколько надписей, которые выражают их внутреннее состояние эффективного папы. Это может быть афоризм, пословица, поговорка, слова из песни, ваша мысль в виде прозы. Далее педагог-психолог предлагает участникам сделать рисунки на футболке, которые также отражают словосочетание «эффективный папа».

Педагог-психолог: Я попрошу вас представить ваши футболки. Почему вы выбрали такой фасон? Что хотели выразить надписями, рисунками? Как окружающие воспримут надписи и рисунки на них? Что значит быть эффективным папой? В каких ситуациях вы можете сказать: «Я – эффективный папа», а в каких нет? Чего не хватает, чтобы всегда быть эффективным папой?

Папы отвечают на вопросы.

Специалист проводит следующее упражнение «Мое сердце грустит, когда…»; «Мое сердце радуется, когда…».

Воспитатель: Папы, предлагаю вам встать в круг и рассчитаться на «раз, два, три». Так вы разделитесь на три подгруппы.

Каждая подгруппа выбирает себе роль по принципу жеребьевки: «папа», «мама», «ребенок». Педагог-психолог предлагает каждой подгруппе продолжить фразу от имени своей роли и записать на бланке «Мое сердце грустит, когда…», «Мое сердце радуется, когда…». Участники зачитывают варианты ответов и обсуждают их.

Педагог-психолог вместе с воспитателем проводит последнее упражнение «10 правил плохих отцов».

Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас составить правила «плохих пап». Сделайте это сначала индивидуально на листочках, а затем мы составим общий свод и зачитаем его. Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж». После я попрошу вас ответить на вопрос: «Зачем мы составляли эти правила?»

Папы выполняют задание и дают примерный ответ: «Мы составляем эти правила, чтобы никогда не следовать им».

Анализ рисунков и опроса дошкольников

10 минут

Педагог-психолог и воспитатель приглашает родителей рассмотреть рисунки детей на тему «Мой папа и я», на которых дети изобразили своих отцов. Педагог предлагает им ответить на вопросы: «Есть ли отец на рисунке?», «Чем чаще занят отец в рисунках детей?», «Каково место отца на рисунке, каковы его размеры, насколько прорисованы детали?», «Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?», «Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок?».
Часто голова отца повернута назад, то есть ребенок изобразил затылок папы. Отец нарисован за перегородкой или в отдалении. На рисунке резкая штриховка, что свидетельствует о тревожности ребенка.

 

После педагог-психолог презентует родителям собирательный отрицательный образ папы, который он составил по итогам опроса. Для собирательного отрицательного образа он использует негативные ответы детей на вопросы: «Что делает папа?», «Какой папа?».
Примеры ответов на первый вопрос: «Папа со мной не играет, сидит перед телевизором или за компьютером; курит; психует; не любит, чтобы его беспокоили; ругает меня; злится на маму и на меня; если я делаю что-то не с первого раза, ругает меня; кричит, ругает, обижает меня и маму, не любит никого, и я папу не люблю; меня ругает за то, что не досмотрел за братом; когда много работы, ночует на работе».
Примеры ответов детей на второй вопрос: «Грустный; злой; чуть-чуть бестолковый, он смеется надо мной».

 

Для собирательного положительного образа он использует позитивные ответы детей на вопросы: «Что любит делать папа?», «Что любит папа делать вместе с тобой?», «Какой папа?».

Примеры ответов на первый вопрос: «Играть в мяч; бегать по травке; много работать; ходить к парикмахеру; колоть дрова; делать ремонт; пить чай; рыбачить; есть рыбу; когда дома чисто; чинить кран, стиральную машину; смотреть на радугу; кататься на машине; помогать маме; снимать на камеру; мыть посуду; играть в волейбол».

Примеры ответов на второй вопрос: «Гулять со мной; ловить рыбу; кататься на колесе обозрения; прыгать от солнечной погоды; делать со мной разные дела; покупать мне игрушки; ходить со мной на тренировки по каратэ; собирать конструктор «Лего»; играть в футбол; ходить в гости к бабушке; смотреть на облака; ездить со мной по разным городам, все мне рассказывать; лепить из снега зверей; играть в снежки; собирать цветы; включать мне мультики; водить меня на танцы; помогать мне наводить порядок; хвалить меня».
Примеры ответов на третий вопрос: «Добрый; храбрый; веселый; работящий; умный; хороший; красивый; сильный; ласковый; высокий; накачанный; честный; отважный; трудолюбивый; богатый; сначала папа был маленький, а потом много кушал и стал вот такой большой; заботливый; любимый; самый лучший в мире».

Заключительная часть

5 минут

Воспитатель, педагог-психолог

Лучшие папы, конечно, достойны наград. Сегодня нашей наградой будет медаль «Замечательный папа». Нарисуйте на медали то выражение лица – пиктограмму, которое соответствует вашей родительской позиции.

Папы прикрепляют медали к одежде с помощью двустороннего скотча или булавок. Звучит релаксационная музыка. Педагог-психолог читает адаптированное к теме тренинга стихотворение грузинской детской писательницы Маквалы Мревлишвили:
 Хочется крикнуть людям:
 Будьте щедрее на ласку!
 Путь человека труден,
 Мало похож на сказку.
 В мире без ласки, знайте,
 Слезы, дожди, ознобы… 
 В
сем ребятишкам, знайте,
 Ласка нужна – не злоба.