«Моя профессия – дефектолог»
Все известно, что выбор профессии является одни из важнейших решений в жизни человека, ведь правильный выбор профессии определяет его будущее. Согласно моему мнению, к выбору профессии необходимо подходить максимально ответственно, ведь профессиональная деятельность должна приносить удовлетворение и радость. Как сказал великий мыслитель Конфуции: «Делайте то, что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Еще в детстве моей самой любимой игрой была игра в «школу», где мне нравилась роль учителя. Во время игры я чувствовала потребность приносить пользу, учить новому, быть примером для подражания. Во время обучения в школе моя уверенность в том, что я хочу быть педагогом, только укреплялась из года в год. К окончанию школы у меня уже не было сомнений в том, какой ВУЗ выбрать. Когда я, наконец, получила диплом педагога, то поняла, что моя мечта сбылась, - осталось только устроиться на работу по специальности.
К сожалению, ежегодно в нашей стране количество детей с особыми образовательными потребностями неумолимо растет. В начале своей профессиональной карьеры я освоила профессию логопеда и в течение восемнадцати лет успешно проработала логопедом с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в коррекционной группе, затем по воле судьбы начала работать дефектологом.
Какие профессиональные функции выполняет дефектолог? Дефектолог - это педагог, способный адаптировать методику обучения к потребностям каждого ребенка.
Дефектолог должен быть особенным человеком, обладать такими качествами, как энергичность, инициативность, уверенность в успешных результатах своей работы, доброжелательность, тактичность и отзывчивость. Он осознает, как важна роль каждого человека в современном мире, включая людей с ограниченными возможностями. Дефектолог не может быть безразличным к чужим проблемам.
Дефектология (от латинского слова «defectus» – недостаток и греческого слова «logos» – учение, наука) – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Предмет дефектологии – изучение психических и физических недостатков в развитии и особенности воспитания и обучения детей с различными нарушениями.
Таким образом, дефектология - это профессия, объединяющая медицину и педагогику. Специалист в этой области становится лучшим другом и советником для детей с особыми потребностями и их родителей. Дефектолог - это учитель, специализирующийся на работе с детьми, отставшими в физическом или психическом развитии. Прежде всего, дефектолог - это человек, обладающий соответствующим образованием. Педагог должен уметь диагностировать нарушения у детей и искать способы их компенсации, проводить специальные занятия, направленные на развитие проблемных детей. Между дефектологом и ребенком должны отсутствовать любые психологические барьеры. Дефектолог должен наладить доверительные отношения с ребенком и стать для него другом.
В последнее время цели и задачи образования существенно изменились. На первый план теперь выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому я считаю, что главное – помочь ребенку стать успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации его способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку. Я считаю, что основной задачей педагога любой квалификации является обучение ребенка лучше понимать окружающий его мир и ориентироваться в нем, помочь ему поверить в свои силы и понять, что он талантлив и может достичь успеха.
В современном образовании детей с особыми образовательными потребностями учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.
Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, раскрытие и реализацию их возможностей.
Социальный компонент связан с обеспечением подготовки детей с особыми образовательными потребностями к жизни в обществе, что включает в себя воздействие на общественное сознание с целью развития толерантного отношения к людям с особыми потребностями. Это способствует развитию морального сознания современного общества и обеспечивает успешную социализацию детей и взрослых с проблемами в развитии.
Методы работы дефектолога зависят от типа и степени нарушения, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Среди наиболее распространенных методов можно выделить такие:
Диагностика — обследование малыша для определения его уровня развития, потенциала, слабых и сильных сторон, интересов и потребностей. Для этого используются различные тесты, наблюдения, беседы и игры.
Коррекция. Дефектолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционной работы, направленной на устранение или компенсацию дефектов и нарушений. Коррекция может включать логопедические, психологические, педагогические, медицинские и другие виды воздействия.
Развитие. Специалист стимулирует развитие малыша во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, моторной и т.д. Для этого используются игровые, обучающие, творческие и другие методы.
Сопровождение. Дефектолог поддерживает пациента в процессе его адаптации к окружающей среде, общению с другими людьми, самостоятельной жизни. Кроме того, специалист проводит консультации и помогает родителям и педагогам в вопросах воспитания и образования.
Диагнозы, с которыми работает этот специалист, включают неравномерно развивающуюся психику, нарушения в психическом и умственном развитии, аутизм, задержку психического развития (ЗПР), детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения речи.
Дети с неравномерно развивающейся психикой имеют различные особенности в формировании интеллекта. Они могут быть талантливы в определенных областях, но испытывать трудности в других. Дефектолог помогает этим детям развивать свои таланты и преодолевать трудности.
Дети с нарушениями в формировании психики и интеллекта нуждаются в особой помощи для развития своих способностей и навыков. Специалист помогает им овладеть навыками коммуникации, поведения и самообслуживания.
Дети с аутизмом имеют особую структуру мышления и испытывают трудности в социальном взаимодействии. С помощью дефектолога им удается развить социальные навыки, адаптироваться в обществе и овладеть коммуникативными умениями.
У детей с ЗПР и ДЦП есть ограничения в двигательной активности. Такие малыши часто испытывают трудности с координацией движений. Дефектолог помогает им развивать двигательные навыки и повышать самостоятельность в повседневной жизни.
Со стороны может показаться, что работа дефектолога сложная и однообразная. Действительно, работа с детьми с особыми образовательными потребностями трудна и не каждому по силам. Человек, занимающийся этой деятельностью, должен быть уравновешенным, стрессоустойчивым, внимательным и ответственным, а главное - любить детей. Учитель-дефектолог должен быть творческой и любознательной личностью, постоянно повышать свой уровень знаний, быть в поиске новых идей и технологий для обучения и воспитания детей.
Большое значение имеют также личные качества: педагог с добрым взглядом и ласковой речью всегда внушает ребенку уверенность в его способностях. Несмотря на сложность моей профессии, у нее есть огромный плюс, который заставляет меня любить свою работу - это первые успехи ребенка, маленькие, но заметные победы, которые придают мне и ребенку силы и мотивацию достигать новых и более значительных результатов. В своей работе я всегда пытаюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, становлюсь для них в первую очередь другом, и они, в свою очередь, делятся со мной своей добротой и светом души. Для меня самое главное в моей работе - не сломить и не причинить вреду нежной душе ребенка, так как они сразу чувствуют ложь и неискреннее отношение к себе.
С каждым днем я все больше осознаю, что сделала правильный выбор профессии. Работать с детьми с особыми образовательными потребностями непросто - это особенная работа с детьми, у каждого из которых свой диагноз и свои особенности, как психологические, так и физиологические. Часто бывает трудно, коррекционная работа продвигается медленно и сложно.
Дети с особыми потребностями - это дети с исключительно светлой душой и добрым сердцем. Они не всегда могут справиться с тем, что здоровым детям кажется легким, но они преодолевают намного более сложные преграды на своем пути. На их примере я учусь ценить и любить жизнь такой, какая она есть, без иллюзий. Мне особенно приятно видеть, как дети с радостью идут на занятия, как их родители обращаются за советом и как легко они реагируют на любую просьбу педагогов. Моя главная награда - это моральное удовлетворение от проделанной работы и положительные результаты в развитии детей с особыми потребностями.
Современный мир постоянно развивается, появляются новые технологии и вместе с ними новые профессии. Несколько лет назад профессия учителя-дефектолога была не столь актуальна. Сейчас она привлекает огромный интерес, становится популярной и востребованной. Для того чтобы быть компетентным в этой профессии, я должна развиваться как педагог, совершенствовать свои знания и навыки, которые затем передам своим воспитанникам, их родителям и коллегам. Повышение качества образования выдвигает все новые и новые требования к обучению и воспитанию «особых» детей. Я стремлюсь изучать новое и делиться своим педагогическим опытом, поэтому я принимаю участие и обмениваюсь своим педагогическим опытом на методических объединениях, на семинарах, конференциях, просматриваю вебинары. Судьба свела меня с выбором той профессии, в которой я чувствую себя комфортно и уверена в своих силах. Возвратившись к началу своего эссе, я с уверенностью могу заявить, что я «ни дня не работала в своей жизни».
Я уверена, что учитель-дефектолог - это профессия будущего. Она займет важное место и прочно закрепится на почетном пьедестале профессий.