Быть педагогом – это искусство
Каким должен быть урок? Любой педагог скажет: «Продуктивным!». И не ошибётся. Когда 9 лет назад я пришла работать в школу учителем русского языка и литературы, я задала себе этот же вопрос. Да, с точки зрения педагогики урок действительно должен быть продуктивным. А каким он должен быть с позиции ребёнка? Я представила себя на месте своих пятиклашек и поняла: прежде всего, урок должен быть интересным. И тогда уж точно он получится продуктивным.
Любой молодой учитель помнит, как было страшно вести первые уроки: получится или нет, будут ли слушать тебя дети, сможешь ли удержать дисциплину? Ворох вопросов кружился в голове. Я до сих пор помню свои первые впечатления: шок от того, что меня слушают очень внимательно. И тогда я поняла: увлечёшь детей, и они в твоих руках. Главное помнить, что педагог – это капитан, который ведёт своё судно и в штиль, и в шторм, и в ясную солнечную погоду. И его задача – довести корабль знаний до цели.
Вот и вновь возвращаешься к двум полюсам урока: продуктивности (можешь заменить результативностью) работы и интересу детей. Поделюсь несколькими «секретами». Я беру это слово в кавычки, потому что, возможно, кто-то уже давно использует эти приёмы, а я пытаюсь открыть Америку.
Во-первых, в каждом уроке должна быть своя изюминка, которая запомнится детям. Придумать её совсем несложно. Ведь её можно «спрятать» в любом этапе урока. Например, придумать риторический вопрос, по которому дети определят тему урока. А можно начать урок с загадки, ответ которой будет содержать опорное слово темы.
Во-вторых, материал должен быть понятен детям. При моделировании предложений можно предложить выбрать тему всем классом. И составить текст вместе с детьми, который они точно запишут с интересом. Здесь можно придумывать предложения парами и работать цепочкой от парты к парте. Да, на уроке будет немного шумно, но такой шум я называю рабочим.
В-третьих, я чётко соблюдаю такой принцип: не исключать ни один этап урока, но учесть все виды работ: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную.
В-четвёртых, по возможности, учитывать настроение детей. Да, это кажется глупо, но это один из важнейших пунктов. Был у меня один класс, который мог иногда еле-еле выполнить 50 процентов запланированной мной работы. Но эти же дети, «попав в струю», могли выполнить 250 процентов. Вот в это время мы восполняли все пробелы. Потом я придумала одну хитрость. Приходя на урок, я говорила: «Дети, у меня есть для вас интересное предложение. Если вы быстро и качественно за 40 минут освоите и выполните всё, что вы должны сегодня успеть, то … (вы можете выполнить дома любое из невыполненных упражнений сегодня, даже если оно меньше того, которое я задаю официально; можете выбрать тему контрольного диктанта: животный мир, медицина, космос и т.д.). Конечно, тогда не получается работать по накатанной, но и работа не кажется однообразной.
Пункты эти можно продолжать бесконечно. Но я хочу поделиться несколькими приёмами, позволяющими сделать урок интересным (и продуктивным):
Когда я беру новый класс и прихожу на первый урок русского языка, я задаю вопрос: как удобнее брать вещи из шкафа (правильный ответ: когда всё аккуратно сложено). Потом рисую на доске большой шкаф. И прошу детей представить, что этот шкаф – русский язык. Это помогает мне привлечь внимание детей. Дальше рассказываю, что каждая полка – это определённый раздел: фонетика, орфография, морфология, пунктуация и т.д. И от того, как вы научитесь распределять полученные знания по полкам, зависит ваше знание материала и умение применять его на деле. Так мы знакомимся друг с другом: я с детьми, а они со мной и с русским языком.
Работа над словарными словами. Конечно, можно написать несколько таких слов на доске и надеяться, что хотя бы 5 учеников запомнят правильное написание. А можно предложить детям выбрать тему словарных слов самостоятельно, например: «Посуда», «Продукты», «Животные» и т.д. Сразу скажу, что обычно лидируют продукты. Дети теперь уже с интересом ходят с родителями по магазинам и запоминают названия. Пришла к выводу, что можно развить целую дискуссию. Например, можно ли отнести слово «молоко» к словарным? Или ограничимся правописанием -оло-? Будет ли словарным слово «печенье» или его можно проверить глаголом «печь»?
Изучая словарные слова таким образом, дети научатся самостоятельно делать выводы: посуда любит букву А, исключение СКОВОРОДА! «А как же котёл?» – спрашиваю я. «Его тоже запомним!» – отвечают дети хором. Чтобы не отставать от программы, конечно же, мы пишем словарные диктанты по программным словам. Так что в один приём можно, как говорится, поймать двух зайцев.
Следующий этап работы – физкультминутка. Обычно я предпочитаю тематические. Моя любимая – «Три угла». Это отличная возможность включить групповую работу: каждый ряд – это команда, которая выбирает лидера – капитана. По трём углам кабинета (исключая тот, где стоит учительский стол) я развешиваю на перемене по разноцветному конверту, на которых есть цифры – 1, 2, 3 (номер ряда). В конвертах задания (от теоретических до практических), которые дети должны выполнить вместе. Задача капитана чётко и громко прочитать задание и огласит результат. Если команда не справилась с заданием, то она может попросить помощи и у других команд. Обычно это не занимает много времени и помогает гармонично перейти к следующему этапу урока.
При работе над темой предпочитаю использовать текстоцентрический подход с учётом межпредметных связей. Например, при изучении стилей речи приношу в класс кубик Рубика (дети оживляются, ведь сегодня кубик – изюминка моего урока), а потом раздаю каждому карточку, в которой 3 текста. Их задача: вставить пропущенные буквы и, конечно же, определить стиль речи. Предмет один, а подача материала – разная. В конце карточки помещаю рефлексию: как ты отличил один стиль от другого. В таких заданиях я делаю акцент на самого ребёнка – именно ты, как ты это сделал. При проверке этого задания легко проследить орфографию и пунктуацию, а значит поставить отметки (если проговорить, сколько предложений должен включать ответ). Ведь время на его выполнение ограничено и списать невозможно (только услышать соседа). Обычно «рефлексивные» вопросы даю по вариантам.
Мой главный принцип работы с детьми – это доверие. Мне достаточно спросить, были ли у кого-то трудности при выполнении домашнего задания. Если таковые были, то мы решаем эту проблему все вместе. Те, кто справился, объясняют, как они это сделали. И знаете, мне не нужно ежедневно проверять домашнее задание у каждого лично. Если ребёнок сегодня не сделал его по какой-то причине, то завтра он принесёт и покажет два. Сам подойдёт на перемене и покажет. Раньше я таких детей фиксировала в своём дневнике, но теперь мне не нужно этого делать. Для меня самое важное при проверке домашней работы – это то, что ребёнок не боится поднять руку и сказать, что не справился. Здесь есть одно условие: нельзя говорить: «Всё не понял!». Важно перечислить, где именно возникли трудности. Так я понимаю, что ребёнок прилагал усилия, но ему действительно нужна помощь.
А ещё дети очень любят рисовать. Мы рисуем рекламные плакаты частей речи, используем абстрактную живопись при характеристике героев, составляем схемы их передвижений или вообще настоящие географические карты (например: путь Вакулы из «Ночь перед Рождеством» или Митраши и Насти в «Кладовой солнца»), словесно описываем нежность, грусть, обиду. Задумайтесь над вопросом: «А какая она, нежность?» Именно это чувство я испытываю к своим ученикам…
Уважаемые коллеги! Позвольте своим ученикам творить, и тогда у них вырастут крылья… Крылья творчества и таланта.