МБОУ СОШ №3 Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск Учитель математики: Довбня Ирина Васильевна Эссе ?Быть педагогом – это искусство? ?Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда?. В.Сухомлинский. Учитель! Как ёмко это короткое слово, и сколько оно вмещает в себя смысла! С учителем связано становление человека, формирование его характера, ума, совести. Слово ?учитель? приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы, направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей. Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. На протяжении веков функция учителя не меняется. Он был, как это определено у В.И. Даля, – обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Ежегодно в школы приходят и начинают свой первый учебный год несколько десятков тысяч выпускников университетов, педагогических институтов, колледжей. Современные молодые педагоги начинают трудовую жизнь в эпоху обновления, в условиях социального и духовного прогресса современного общества. Им предстоит стать активными его созидателями. Педагоги – самые уважаемые работники. Задача педагогов самая почетная - создавать кадры для всех отраслей нашей жизни. Быть педагогом – это искусство?, врожденный талант, наука и мастерство. Это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится мудрее. Каждый педагог наверняка рисует для себя образ идеального учителя, к которому он стремиться в течение всей своей педагогической деятельности, и этот идеальный образ, наверное, постоянно совершенствуется, благодаря изменениям, происходящие в стране, в обществе. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос ?чему учить школьников??. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.?Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению.? В. Гюго сказал:??Будущее в руках школьного учителя?.?Только любовь к детям и воспитание собственным примером еще в школьные годы могут принести хорошие плоды. Поэтому учитель всегда должен воспитывать и образовывать себя, не ?останавливаясь на достигнутом. Призвание – это любимое дело, которому ты посвящаешь всю свою жизнь и в итоге делаешь его профессионально. У каждого человека?призвание свое: для кого – то это бизнес, кто – то хорош как учитель, а кто – то прекрасный актер. С самого детства нас учат мечтать. Кто – то хотел стать космонавтом, а кто – то президентом Мой путь к профессии учителя был долгим. Еще, будучи, школьницей я присматривала за соседскими детьми. И только спустя годы, обретя, профессию воспитателя я поняла. Мое предназначение быть с детьми обозначилось еще тогда в детстве. Вот уже более 30 лет я учу детей математике. Проработав, много лет в школе я с уверенностью могу сказать, что лучше моей профессии нет. Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, отвлекает от суеты и дает возможность погрузиться в мир детства. Но, а, что же главное? На этот вопрос мне помогли ответить слова А. С Макаренко??Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно?. Каждый день, приходя в класс, я вижу глаза детей, которые горят радостью от встречи со мной. Глядя, в эти глаза понимаешь, что ты нужна им. Дети бегут ко мне на встречу с историями, впечатлениями. С детьми не бывает скучных и однообразных дней, каждый день происходит что-то новое, интересное, открывается новый мир. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Они открыты для добра и красоты, чутко реагируют на ложь и на несправедливость. Они счастливы. На моих глазах происходит формирование личности ребенка, человека, гражданина. Предназначение педагога глубоко профессионально, осознанно управлять процессом становления личности, отвечающей требованиям современности, способного ориентироваться во всё более ускоряющемся потоке жизни. Каждый ребенок желает узнать и понять мир, а учитель должен ему помочь. Что значит, для меня быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь, и я вместе сними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Однако следует отметить, что в современном мире есть много информации, которую дети получают через Интернет, социальные сети, которую они воспринимают, так как её им преподносят и задача учителя помочь учащимся разобраться в истинности предложенных фактов. Как говорят ?отделить зерна от плевен?. И если результат достигается, я нахожу в этом радость и удовлетворение. Сопереживаю их успехам и неудачам. Стараюсь учить их быть терпимыми к ошибкам других, требовательным к себе. Воспитывая их, я изменилась и сама. Подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу. Мне приятно видеть своих коллег по школе, которых, как и меня объединяет любовь к детям и истине. Учитель-это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Я учусь, учусь везде, учусь всегда, и мне нравится учиться. Педагог должен обладать глубокими знаниями в своей области и быть в курсе последних научных и практических достижений. Он должен быть не только экспертом в своей предметной области, но и иметь понимание основных принципов развития и воспитания ребенка. Только такой педагог может стать наставником и вдохновителем для детей, помогая им развивать познавательные, творческие и социальные навыки. Однако знания не достаточны для успешной работы педагога. Ему необходимо умение проникнуть в мир каждого ученика, понять его индивидуальные потребности и особенности. Дети разные – одни быстро усваивают новую информацию, другие требуют повторения, третьи нуждаются в дополнительной поддержке и помощи. Педагог должен уметь подстраиваться под каждого ребенка и предлагать ему индивидуальные подходы к обучению. Для этого педагог должен обладать терпением и наблюдательностью. Он должен быть готовым выслушать каждого ученика, его проблемы и сомнения. Он должен быть способным помочь ребенку преодолеть трудности и стремиться к новым достижениям. В моём представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации, Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. В соответствии с этими требованиями современный урок невозможно представить без новых педагогических технологий. На своих уроках я использую компьютерные технологии, позволяющие наиболее эффективно применять разнообразную наглядность, информационно-поисковую деятельность, использую технологию проблемного диалога. Все это позволяет сделать учебную работу интересной для ребенка и весьма успешной при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Высокая познавательная активность учащихся достигается на нестандартных уроках: уроки-путешествия, уроки- деловые игры и т.д. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. Выбрать профессию учителя - это поступок. Я ни о чём не жалею! Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. Одно из ключевых качеств педагога - любовь к своему делу. Педагог должен искренне верить в образование и важность каждого ученика. Эта любовь и вера в способности каждого ребенка помогают педагогу не только вдохновить, но и стать наставником и примером для подражания. Быть педагогом - это искусство, требующее постоянного совершенствования. Педагог должен быть открытым к новым идеям и подходам, готовым к самообразованию и постоянному развитию. Только такой педагог сможет удовлетворить потребности современных детей и обеспечить качественное образование. Педагог должен быть экспертом и вдохновителем в одном лице. Только такой педагог сможет воспитать новое поколение, способное изменить мир к лучшему. Моя практическая задача - подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе. Каждый раз, когда после выпускного бала дети покидают школу, моя частичка души уходит вместе с ними. Со временем отдаёшь столько любви и энергии, а взамен тебя одаряют доверием, радостью и самое главное – любовью. Я горжусь тем, что бывшие мои ученики при встрече со мной улыбаются той улыбкой, по которой я их узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. "Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Моим девизом в жизни, как педагога, стали слова Жуль Ренуара: ?Исключительное счастье человека, быть на своем постоянном месте?.
Работа творческого конкурса: "Быть педагогом - это искусство"
Быть педагогом - это искусство