* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Урок русского языка в 7 классе по теме «Частица как часть речи».

Пояснительная записка

Тема урока «Частица как часть речи». Урок разработан в ТРКМ

( технология

развития критического мышления). Актуальность урока заключается в том, что он

способствует активизации мыслительной деятельности. Учащиеся на протяжении всего урока сами делают

выводы, у

них формируются навыки анализа и синтеза. На уроке прослеживается дальнейшее построение обучения самими учащимися.

Урок отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждой стадии. Учитель направляет усилия учеников в определенное русло, дает возможность учащимся самостоятельно делать выводы.

Данный урок является первым в теме «Частица». Урок изучения нового материала. До

этого изучены

темы «Служебные части речи», «Предлог» и «Союз».

Тема «Частица» является заключительной в разделе «Морфология». Класс обучается по программе М.М.Разумовской

Тип урока – урок изучения нового материала

Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.

Задачи:

- Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;

- Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;

- Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.

Структура урока состоит из трех стадий: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».

Тема урока: Частица как служебная часть речи.

Класс: 7

Цели:

Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением ТРКМ.

Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

Развивать познавательный интерес.

Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

ПК, проектор, экран, презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?

Учитель: Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.

- Записываем число, классная работа, оставляем место для темы

2.Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

(на доске заранее заготовлены слова из левого столбика: уч-ся переписывают их в тетрадь в столбик, один – у доски подбирает антонимы)

Родной – чужой

неряшливый – аккуратный

горький – сладкий

светлый – темный

ложный – истинный

разбитый – целый

пассивный - активный

Выделите в кружочек первые буквы второго столбика и прочитайте их сверху вниз

Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?(Частица как часть речи)

Записали тему урока « Частица как часть речи.

Слайд 1

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока.(постановка целей урока, формируемая учащимися)

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

3. Исследовательская работа

– давайте посмотрим, для чего же нужны частицы в нашей речи?

Слайд 2

- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

выделенные слова — частицы, давайте прочитаем текст без них, что-то изменилось? (нет, смысл сохранился)

это самостоятельная или служебная часть речи?

Изменяется?

Имеет грамматические признаки?

Является членом предложения?

4. Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2. Не имеет грамматического значения

3. Не изменяется

4.Не является членом предложения.

Слайд 3

5. Стадия «Осмысления»: прочитайте основной теоретический материал п.36 на стр.207 учебника, применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде.

Слайд 4

- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?

- Дополните кластер новой информацией.

(вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова).

Слайд 5

- вернемся к слайду с текстом о дожде: какие оттенки значения придают частицы в этом тексте?

(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

Вывод: придают словам и предложениям дополнительные оттенки значения

6.Закрепление: Игра «найди частице свое место» ( не забывайте, что частицы образуют формы слова) Слайд 7

Физминутка: Звучит этюд “Маргаритки” С.Рахманинова

Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко: опустим голову, и закроем её руками. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки).

У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

- Немного отдохнули. Продолжаем наш урок: Частица как часть речи.

7.Самостоятельнвя работа: слайд 9

Взаимопроверка или самопроверка

8.Творческая работа

Слайд 11

Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства

в

синквейне

“Частица” Вспомним, что означает это слово.

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.

Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Слайд 12

Рефлексия.

Оценочный лист

Дата проведения урока:……….. Класс: …… Предмет:……………….

Тема урока: …………………………………………………………………………..

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..