* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} h4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Сценарий классного часа: "Что такое налоги и зачем они нужны?"

Целевая аудитория: ученики 1-4 класса
Длительность: 40 минут
Цель: познакомить учащихся с понятием "налоги", объяснить их значение для общества и дать примеры того, как налоги влияют на их повседневную жизнь.

1. Приветствие и вступление (5 минут)

Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим на очень важную и интересную тему — налоги. Вы наверняка слышали это слово от родителей или по телевизору. Но знаете ли вы, что налоги влияют на вашу жизнь каждый день? Сегодня мы разберёмся, что такое налоги, зачем они нужны и как они помогают нашей стране.

Вопрос для детей:
– А кто из вас уже слышал слово "налоги"? Поделитесь, где вы его слышали?

(Учитель слушает ответы детей, отмечает их активность и интерес к теме.)

2. Объяснение понятий (7 минут)

Учитель:
– Давайте начнём с простого. Налоги — это деньги, которые взрослые и компании отдают государству. Государство тратит эти деньги на очень полезные дела: строит школы, больницы, дороги, парки и даже помогает людям, которые оказались в сложных ситуациях.

Пример для детей:
– Представьте, что вы и ваши друзья решили устроить пикник. Чтобы у всех было что-то вкусное, каждый приносит с собой еду. Один приносит бутерброды, другой — сок, а кто-то — сладости. Все делятся, и в результате все могут поесть что-то вкусное. Так и с налогами: взрослые отдают часть своих денег, чтобы все могли пользоваться школами, больницами и дорогами.

3. Примеры из жизни (5 минут)

Учитель:
– А теперь давайте подумаем, на что государство тратит налоги. Какие вещи или места, которыми вы пользуетесь каждый день, существуют благодаря налогам?

(Дети могут предложить свои варианты. Учитель направляет разговор и называет примеры, которые дети могли упустить.)

Примеры:

Школа

, в которой вы учитесь, построена на деньги, которые государство собирает с налогов.

Детские площадки

и

парки

, где вы гуляете, тоже сделаны на налоги.

Больницы

, в которые мы идём, когда болеем, работают благодаря налогам.

4. Игровая активность "Налоги в действии" (10 минут)

Игра "Пикник налогов"

Материалы: картинки или карточки с изображениями еды (бутерброды, сок, сладости), школьных принадлежностей (учебники, парты, доски), больниц, дорог и т.д.

Правила игры:

Учитель раздаёт детям карточки с картинками (еда, школьные принадлежности, больницы и т.д.). Каждая карточка символизирует важный объект или услугу, которую можно оплатить налогами.

Ученики должны по очереди объяснить, на что их карточка похожа в реальной жизни и почему она важна для всех. Например, если у ребёнка карточка с изображением парты, он говорит: "Это парта, за которой я учусь. Она важна, чтобы дети могли учиться в школе".

Цель: Показать детям, что налоги тратятся на важные вещи, которые необходимы каждому человеку.

5. Мини-викторина (7 минут)

Учитель:
– Молодцы! Вы уже узнали много нового о налогах. А теперь давайте проверим, что вы запомнили. Мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте руку, если знаете ответ!

Вопросы для викторины:

Что такое налоги?

Кто платит налоги — взрослые или дети?

На что государство тратит налоги?

Как называется налог, который платится при покупке товаров? (Подсказка: этот налог включён в цену товаров в магазине.)

Могут ли налоги использоваться для строительства больниц и школ?

(Учитель даёт детям возможность отвечать, поощряя активность и правильные ответы.)

6. Творческое задание "Моя страна через 10 лет" (8 минут)

Учитель:
– Представьте, что вы выросли и стали взрослыми. Вы платите налоги, а государство использует эти деньги, чтобы сделать вашу страну ещё лучше. Давайте подумаем, как ваша страна может выглядеть через 10 лет!

Задание:
– Нарисуйте на листе бумаги, что, по вашему мнению, может построить государство через 10 лет благодаря налогам. Это может быть новая школа, парк, больница или что-то ещё.

(Ученики рисуют свои идеи, а затем, если время позволяет, несколько детей могут показать свои рисунки классу и объяснить, что они нарисовали.)

7. Заключение и обсуждение (3 минуты)

Учитель:
– Сегодня мы с вами узнали, что налоги — это не просто слово для взрослых. Это деньги, которые помогают нашей стране становиться лучше. Благодаря налогам мы ходим в школу, можем лечиться в больницах и гулять в парках. Когда вы вырастете, вы тоже будете платить налоги, чтобы помогать другим людям и своей стране.

Вопрос для обсуждения:
– Как вы думаете, почему так важно, чтобы каждый человек платил налоги? Что будет, если никто не захочет их платить?

(Учитель выслушивает ответы детей и завершает классный час обобщением.)

8. Прощание (2 минуты)

Учитель:
– Спасибо вам за активное участие! Вы сегодня отлично поработали и узнали много нового. Теперь, когда вы слышите слово "налоги", вы знаете, что это такое и как это важно для всех нас. Молодцы!

Дополнительные материалы:

Картинки для игры "Пикник налогов"

(изображения еды, парты, учебников, больниц, дорог и т.д.).

Листы бумаги и карандаши

для творческого задания.

Таким образом, классный час не только знакомит детей с важной социальной темой, но и включает игровые и творческие элементы, чтобы информация была интересной и легко усваивалась.