* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .HTML Preformatted {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .Стандартный HTML Знак {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Звонкова Е.В.

МАОУ города Иркутска СОШ №63

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А.

Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

Английский язык в настоящее время приобрел статус языка глобального общения.

Поэтому, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений.

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности:

чтением

,

аудированием

,

говорением

(

монолог

,

диалог

),

письмом

Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.

Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.

А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения.

Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.

Дидактические игры действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Как известно, детство неотделимо от игры. Игра - наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра это поле деятельности ребенка, в котором он вступает в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть и так называемый языковой барьер, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.

Педагогический опыт показывает, что не существует универсальной игры, пригодной для всех групп обучаемых. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не должна навязываться ученикам, а используется лишь с другими методами и средствами обучения, особенно на начальном этапе.

Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания, активизировать интеллектуальную деятельность учеников. Следует заметить, однако, что все наиболее важные функции игры функция межнациональной коммуникации, самореализации, психологической диагностики успешно действуют только тогда, когда она грамотно организована. Продуманный алгоритм игровой деятельности создает необходимую благоприятную почву для всестороннего развития учащихся, что может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в учебном процессе разных видов игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие

,

тренировочные

,

контролирующие

и

обоб

щающие

;

познавательные

,

воспитательные

,

развивающие

;

репродуктивные

,

продуктивные

,

творческие

;

коммуникативные

,

диагностические

,

профориентационные

,

психотехнические

и

др

угие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику дидактической игры в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Особого внимания заслуживает то, что по целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Речевые игры нацелены на формирование умения в одном или нескольких видах речевой деятельности.

Главная цель фонетических игрпостановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в дальнейшем на занятиях по иностранному языку (вставить звук, назвать звуки, сгруппировать, «Четвертый лишний», песни, стихи, скороговорки, «Подбери рифму» и т.д.)

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в определенных ситуациях. На своих уроках я использую как готовые лексические игры, так и составленные мною самостоятельно.

Л

ото

«Кто это?» (учащийся с загаданным словом задает наводящие вопросы)

кроссворды, за

гадки, «цепочка», «снежный ком»

«Угадай слово»

(

Mims

ученик изображает загаданное слово)

«Найди лишнее»

«Слова внутри»

«Что исчезло?»

(подобие игры «

Memory

)

«Перевернутые слова»:

ученику предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок букв. Пример:

esuom

mouse

,

tsal

last

,

esroh

horse

.

«крестики-нолики

», где используют

c

я слова как на русском языке, так и на английском. Это зависит от уровня знаний конкретного класса.

Word

Race

– ученики поделены на команды. Представитель каждой команды выбегает к доске и записывает слово по определенной теме, озвучивает его вслух, составляет с ним словосочетание или предложение. Слова другой команды использовать нельзя. Побеждает команда, составившая больше всех предложений.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.ото, «крестики-нолики», «переводчик», игра с картинкой, «Changes»). В последнее время дети очень полюбили настольную игру «Змеи и лестницы» (Почти в каждой клеточке содержится грамматическое задание, которое нужно выполнить, иначе игрок пропускает ход). Я составляю ее под каждую изученную грамматическую тему. Очень актуально использовать эту игру на уроках повторения или обобщения.

В качестве итоговых уроков, обычно в конце изучения раздела, мы играем в «Свою игру». Основа была взята готовая, а лексико-грамматический материал используем изученный. Весь материал, который необходимо повторить, распределен на категории и оценен разными баллами от легкого до сложного. Учащиеся работают в командах, стараясь ответить правильно и набрать наибольшее количество баллов.

Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действияиалоги на различные темы, ролевые и имитационные игры).

Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Активное использование дидактических игр в обучении детей английскому языку позволяет говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.

Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и одной из господствующих технологий образования.

Список использованной литературы:

Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.  № 2.

Бурдина

М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения.

ИЯШ.-1996.-№3.- с.50 – 55.

Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ. – 1984.- №4. -С. 82.

Дзюина

Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:5-9 классы. – М.: «ВАКО», 2009. – 144с.

Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // ИЯШ.-1989.- №4. - С. 14 – 16.

Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. – Ростов н

: Феникс, 2009. – 220 с.

Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка /

Н.В.Лукьянова

// ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.

Маслыко

Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие.- Минск ,2001.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,1991.

Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка // Английский язык. - 2008. – № 11 – С. 5-6.

Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе /

В.В.Сафонова

. – М., 2001. – С.73.

Стронин

М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф.

Стронин

. – М., 1981. – С.118-131.

https://skyteach.ru/