Тема «ДОБРО И ЗЛО».
Цель: формирование у обучающихся основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле; воспитание нравственного поведения.
Задачи:
Формировать потребность совершать добрые дела, учи
ть оценивать жизненные ситуации
;
формирование этических фор
м поведения в обществе и общении
друг с другом;
развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь.
Метапредметные:
-регулятивные - формирование установки на поиск способов решения трудностей.
-познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
-коммуникативные - участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные:
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.
Ход занятия
Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как вы понимаете высказывание «Сердце сильное, нежное, любящее и верное, мудрое и благородное!»
- Как эти нравственные качества формируют наше отношение к жизни и окружающим? (ответы детей)
- Действительно, к жизни можно относиться по-разному.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
-Прослушав это стихотворение, скажите, какие противоположные качества вы можете назвать?
-Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.
-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.
- Продолжите мысль: «Злой человек из…»
- Где мы можем узнать определение слов «добро, зло»? (Работа в группах со словарём, первая группа ищет слово «добро», вторая – «зло»).
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Зло» - то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам.
- Какие синонимы можно подобрать к слову «добро»?
Доброта, милосердие - многолики. Потребность в них ежечасная.
Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Мы должны говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
- Подберите как можно больше однокоренных слов к словам «добро», «зло» и объясните их значение.
Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.
Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности, обязательства.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Добропорядочный – достойный одобрения.
Добронравный – отличающий хорошим поведением, хорошим нравом.
Добродетель – положительное нравственное качество, высоконравственный человек.
Добродушный – добрый и мягкий по характеру.
Доброжелатель – тот, по доброму относится к кому-нибудь.
Добряк – добрый человек.
Зло – нечто дурное, вредное, плохое.
Злоба – чувство злости.
Злобный – исполненный злобы.
Зловещий – предвещающий зло.
Зловредный – очень вредный.
Злодей – человек, который совершает зло.
Злонравный – с дурным нравом, характером.
Злопамятный – долго помнящий зло.
Злорадный – подлый.
Злословие – злые, недоброжелательные слова.
Злюка – тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.
Злость – враждебное чувство, настроение.
Злоумышленник – преступник. или человек замышляющий зло.
Игра «Собери пословицу»
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет - добрый ответ.
6. При солнышке тепло - при матушке добро.
7. Доброе дело дороже - богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро - будешь сам в добре.
10. От добра добра не ищут.
-Послушайте Библейскую притчу.
Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Объясните ответ старика.
- Почему знания о добре и зле важно для людей?
- Сформулируйте правила общения, которые помогут избежать вам ссор.
Физминутка:
Если вы услышите слова, которые называют качества доброго человека, поднимите руки вверх, потянитесь и улыбнитесь. А если вы услышите слова, которые называют качества злого человека, присядьте.
Улыбка Безразличие
Доброта Злость
Милосердие Жадность
Скромность Жестокость
Дружелюбие Зависть
Тихо звучит музыка и пение птиц.
- Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!
Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери».
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Беседа по сказке
- Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?
- Как мать Берёза относилась к своим дочерям?
- Какие качества присущи всем мамам на свете?
Первое добро, которое человек получает, рождаясь на свет – это добро матери.
И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд.
Проблемная ситуация в рассказе В. Сухомлинского «Именинный обед».
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.
Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.
Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.
- Почему? – удивилась мама.
- У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.
Долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.
- Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!
Анализ ситуации:
- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой?
- Почему слова Нины так поразили маму?
- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?
- Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку, раскаялась ли Нина?
- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.
- Как бы вы поступили в таком случае?
Расскажите о своей бабушке.
- Как вы проявляете заботу о ней?
- Как Вы проявляете милосердие к старшим людям?
Итог урока:
- Давайте вспомним, чем занимались сегодня на уроке, что узнали из словарей, Библии, учебника?
- Используя полученные знания, сформулируйте правила доброты.
Помогай людям.
Защити слабого.
Не причиняй вреда другому.
Прощай ошибки.
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если сердит.
Проявляй доброжелательность.
Будь вежлив и воспитан.
Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Я думаю, вы выберете правильную дорогу в жизни. Помните и всегда соблюдайте нравственные заповеди «Люби ближнего, будь милосердный, твори добро!»
Рефлексия:
Круг радости. Возьмите друг друга за руки и скажите добрые слова. Подарите друг другу частичку сердечной теплоты!