* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Ритмика для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Ритмика — является необходимым курсом, который должен быть заложен в дополнительные занятия в ДЮЦ для детей с ОВЗ, так как при многих центрах существует группы аэробики где дети с ОВЗ первый год занимаются по коррекционной гимнастике, там знакомятся с основами ритмике и физическими упражнениями, затем могут совместно обучаться со здоровыми детьми, где и находят общие интересы. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ребенок с нарушением не только зрения, но и других ограничений зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации.

Сложные и серьезные задачи стоят перед ними, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения здоровья.

Как известно, такие дети страдают многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие проблемы, в общении. Из 36 обучающихся в РЦОО при МБОУ СОШ№1 – одна треть имеют заболевания по зрению. Помимо глазных диагнозов, таких как «амблиопия высокой степени», «глаукома», «катаракта», имеются сопутствующие заболевания: Д.Ц.П., гидроцефалия, ЗПР, эпилепсия. У таких детей возникают трудности при выполнении некоторых упражнений, для преодоление которых требуется больше времени, чем для обучающихся основной группы. Основная задача уроков ритмики – научить компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровье, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность и уверенность. К основным видам, используемым на занятиях по ритмике, относятся ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, проговариванием речёвок , стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя; упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они могут стать подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основоположником ритмики как действенного метода музыкального воспитания является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько „я знаю", сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Главная роль здесь принадлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессору Московской консерватории) и ее сподвижникам и последователям — В. А Гринер, М. А. и Е. А. Румер, Е. В. Коноровой, Н. П. Збруевой, Н. А. Метлову, В. Е. Яновской, 3. К. Шушкиной и другим, которые творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально-педагогического метода и тем самым подняли его на качественно новую ступень. Были разработаны различные направления ритмики, усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения высоко эстетических образцов народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.

В работе советского ученого, невролога и психиатра В. М. Бехтерева "Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства" констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуко-высотные сочетания и тембр; поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала.
Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог направляет ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка, — строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всем протяжении занятий ритмикой. Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность ритмических занятий. Содержание и методика проведения этих занятий несомненно учитывает возрастные особенности и возможности детей.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста, но к сожалению в школу приходят дети, не ходившие в детский сад, и не имеющие самой элементарной подготовки.
Индивидуально – групповые занятия проводятся как внеурочные занятия: 1-2 год обучения - 2 раз в неделю, , 3-4 год обучения – 3 раза в неделю.
Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность не смотря на слабое зрение и ограниченные возможности. Они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. По тому, как двигаются дети под музыку, педагог проверяет прочность приобретенных ими музыкальных навыков, судит об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявляет их творческие возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства! Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?"
В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Это темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, которые и определяют тот или иной характер музыки. Обращая внимание учащихся на отдельные средства музыкальной выразительности, доминирующие в конкретном произведении, необходимо в то же время исходить из целостного восприятия музыки, рассматривать средства музыкальной выразительности в совокупности. Важнейшим фактором в музыкально-ритмическом движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.

На уроках ритмики в I классе не даются сложные движения. Придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку; у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой, а также ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков у детей.

В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современного танцев), используются сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т. д.). В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.

Выбор гимнастических упражнений и регулирование физической нагрузки согласовываются с школьным мед. кабинетом.
Занятия ритмикой оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает дисциплину, со временем появляется чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у детей с ОВЗ развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т. д.).

Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности слабовидящего ребенка.