Домашний эксперимент по физике ?Если мы будем учить сегодня так,? как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра?Американский философ Джон Дью Наше время – время перемен. Высокий темп развития науки и техники, совершенствование компьютеров, на которые перекладываются все более и более сложные, поддающиеся, формализации функции, освобождающие человека от тяжелого физического и рутинного время провождения, и современного производства, многообразие и сложность жизни во всех ее проявлениях, с другой стороны, требуют подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К тому же человеку с творческим складом ума, сегодня легче сменить профессию, найти ?творческую изюминку? в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокойпроизводительности труда. Способность человека быть творцом наиболее интенсивно развивается в школьные годы. Школа является фундаментом качеств творческой личности, важным условием ее развития. Основываясь на этом, совершенное воспитание состоит в постоянном поиске приемов, методов, форм, созвучных времени, которые так организуют жизнь ребенка на каждом уроке, что в дальнейшем он сможет спокойно самостоятельно творчески думать и действовать. С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, все больше полагаясь на слова, отдаляется от реальности. Физика – наука экспериментальная. Под экспериментом понимают опыт, т.е. наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать каждый раз при повторении тех же условий. Поэтому понимание о и сознание физической теории невозможно без подтвержденных данных, т.е. без эксперимента. Она предполагает развитие творческой активности; самостоятельную позицию учащихся? в учении;? формирование общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских и самооценочных и умений, которые связаны с опытом, их применения в практической деятельности; реализацию принципа связи обучения с жизнью. Овладение знаниями по физике, развитие познавательных и творческих способностей учащихся, деятельностный подход к организации учебного процесса будут особенно успешными при использовании домашнего эксперимента по физике. Предлагаю Вашему вниманию домашние физические эксперименты по темам ?Тепловые явления? и ?Электрическое поле?. Предлагаемые опыты помогут учащимся в более наглядной форме увидеть, запомнить и понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Ведь теория, как известно, без практики мертва, и без практического подтверждения все физические формулы и теоремы можно отнести к сфере предположений, домыслов и теоретических умствований. Теория дает знание, – практика же, дает уверенность в этом знании, а эта уверенность, в свою очередь, и является тем базисом, который представляет собой основу мировосприятия. Выполняя эти простые, но увлекательные эксперименты, учащиеся смогут сделать свои первые шаги в физике. К экспериментам даются четкие инструкции с рисунками. Все представленные физические эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Все из представленных опытов можно проводить в домашних условиях. Это касается как простых физических опытов, так и занимательных физических экспериментов. Проводя опыты дома, не забудьте о мерах предосторожности. Все эксперименты носят обучающий характер, несмотря на использовании в них, зачастую, простых обыденных предметов. Например, опыты с воздушными шариками, мыльными пузырями или алюминиевой фольгой. Ведь они не перестают быть научными и при этом интересными, занимательными и прикольными. Электрические явления Мыльные пузыри Наполни кружку на треть мыльным раствором. Опусти в раствор трубочку для коктейля. Медленно подуй в трубочку некоторое время. Образуется множество пузырей, которые заполняют кружку и перелетают через ее края. Заряди шарик, потерев его о свои волосы. Поднеси шарик к пузырям. Что происходит? Опиши, как меняется форма пузырей. Разлетающаяся листва Сделай шилом маленькое отверстие в центре дна ?прозрачного пластикового стакана. Отверстие должно иметь диаметр как ?у проволоки, из которой сделана канцелярская скрепка. Вырежи два маленьких кусочка алюминиевой фольги. Размеры кусочков должны быть примерно 0,5х4см. Используй разогнутую канцелярскую скрепку, чтобы проделать крошечное отверстие у края каждого из кусочков фольги. Скомкай и распрями кусочки фольги. Эти кусочки будут у нас ?листьями?. Разогни скрепку и придай ей форму крючка. Нацепи листья на крючок. Полностью разогнутую верхнюю часть скрепки продень в отверстие на дне стакана и закрепи кусочком пластилина. Листья не должны касаться стакана и должны быть хорошо тебе видны. Скатай из кусочка фольги маленький шарик. Надень шарик на острие скрепки, торчащее из стакана. Поставь стакан на стол. Заряди воздушный шарик, потерев его куском шерсти или меха. Медленно поднеси воздушный шарик к шарику из алюминиевой фольги. Что произойдет с листьями? Убери воздушный шарик. Как прореагируют на это листья? Как называется физический прибор, сделанный тобой? Для чего он служит? Поверни стрелку Версориум – это устройство, которое используется для обнаружения статического заряда. Его название обозначает ?вещь, которая поворачивается?. Проводи опыт в прозрачной емкости, чтобы избежать влияния перемещения воздуха. Разогни канцелярскую скрепку так, как показано на рисунке справа. Не разогнутая часть скрепки должна ровно лежать на столе. Нарисуй на листе бумаги стрелку, изображенную ниже, и вырежь ее ножницами. Слегка согни стрелку по пунктирным линиям краями вниз. Там, где линии пересекаются, находится центр равновесия стрелки. Осторожно установи стрелку центром равновесия на острие скрепки. Заряди пластмассовую расческу или ручку с помощью куска шерсти или фетра. Поднеси ручку к версориуму. Что ты видишь? Можешь ли ты заставить сделать стрелку полный оборот вокруг своей оси? Тепловые явления Охлаждение воды (Проведите исследование конвекционных потоков в воде). Оборудование: лёд; термометр для воды; два одинаковых металлических сосуда (можно металлические кружки); два блюдца и тарелка. Подготовка. Приготовьте в морозилке лед. Выполнение опыта. Налейте горячую воду в металлические сосуды. Один сосуд накройте блюдцем, в котором находится половина льда. Второй сосуд накройте блюдцем и поставьте в тарелку со второй половиной льда. Сравните скорость охлаждения воды в сосудах. Протяни проволоку через лед Выходит, что обыкновенный лед – вещь нешуточная, порой даже опасная. Но есть у него слабое место. Лед можно разрезать... проволокой! Оборудование: брусок льда или большая сосулька; два стула; стальная проволока толщиной не более 0,5 мм; два груза (можно использовать утюги). Замерзание воды Оборудование: два одинаковых сосуда. Выполнение опыта. Налейте в один сосуд горячую воду, а в другой – столько же холодной воды. Вынесите сосуды на улицу (при отрицательной температуре воздуха), не закрывая их. Пронаблюдайте, в каком сосуде вода быстрее замёрзнет. Замерзание воды 2 Оборудование: два одинаковых сосуда; соль. Выполнение опыта. Налейте в оба сосуда одинаковое количество воды. В воде одного сосуда растворите две столовых ложки поваренной соли. Вынесите сосуды на улицу (при отрицательной температуре воздуха), не закрывая их. Пронаблюдайте, в каком сосуде вода быстрее замёрзнет. Занесите сосуды в тёплое помещение. Пронаблюдайте, в каком сосуде вода быстрее растает. Делаем облако Оборудование: трёхлитровая банка; металлическая тарелка или противень. Выполнение эксперимента. Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5-3 см). Положите на металлическую тарелку (противень) несколько кубиков льда и поставьте её (его) на банку. Без эксперимента нет и не может быть рационального обучения физике. Словесное обучение неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Необходимо, чтобы учащийся выполнял опыт сам, видел прибор не только в руках учителя, но держал его в своих собственных, мог предложить свою версию конструкции того или иного прибора. Учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение). У обучающихся формируются умения наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы. При выполнении эксперимента формируются следующие умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результат; умения собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять. Особое место занимают домашние лабораторные работы. Домашние эксперименты обладают рядом преимуществ. Это отсутствие жёсткого ограничения по времени, большая комфортность при проведении опытов, школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творчеством. Одним из главных требований, предъявляемых к домашнему эксперименту является его безопасность, минимальные материальные затраты, простота оборудования, ценность в деле изучения понимания физики, интересное содержание. Использованная литература Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., ?Просвещение?, 1977 Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., ?Просвещение?, 1985 Зенцова И.М. Домашний экспериментальный практикум как форма организации учебных занятий по физике. Вестник ПГГПУ. Выпуск 7, 2011 Ковтунович М.Г., ?Домашний эксперимент?: ООО ?Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС?, 2007 Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1998 Селевко Г. К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005 Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964 ?
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Домашний эксперимент по физике