Чупрова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ ?Сиверская гимназия?, п.Сиверский Эссе ?Моя философия воспитания? Быть учителем – это духовный подвиг человека. А. Мень А всё-таки моя профессия особенная - навечно вызванный к доске… Учитель должен за порогом класса оставить жёсткие будни и войти к детям с возвышенной душой. И нет спасительных процедур, как у хирурга перед операцией - долгое мытьё рук, у артиста- сосредоточенность наедине с зеркалом в своей гримёрке… Звонок – и в класс, на урок без грима перед прожекторами глаз, перед оценивающими и ожидающими чуда взорами… Я – учитель, и это не самопожертвование, это счастье, дарованное мне Богом, и огромная ответственность перед людьми. Долгое время смотрели на учителя как на транслятора информации, дающего знания по предмету, видимо, это требовало время. Существующая в традиционной системе образования ориентация не являлась ошибочной: это был определённый этап человеческого развития. Этапу развития ума было отведено несколько десятков лет. Пришло время действия нового эволюционного периода, в котором основная задача ставится на развитие наших чувств, интуиции, на восприятие сердцем, на осознание человеком своего места на земле. Без восприятия истинных ценностей жизни, её духовной сущности нам сегодня будут не доступны ни новейшие технологии, ни источники энергии, ни освобождение от болезней и катастроф. Что могу сделать я, как учитель, осознающий этот процесс? Во-первых, определиться с основной целью образования. Какой я хочу видеть современного ученика? Несомненно, знающим - знания делают человека сильным. Это аксиома. Но этого недостаточно. ?Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего?,- писал Д.И.Менделеев. Для меня важно, чтобы мой ученик вырос благородным человеком, способным реализовать свои творческие возможности, умеющий жить среди людей, человеком, который создаст свою семью и будет воспитывать своих детей, видя и в этом смысл жизни. А какое вещее слово ?урок?. Оно с корнем ?рок?, т.е. судьба, участь, предопределение. Значит, всё-таки судьба человека и предопределение её в уроке есть: каков у – рок, такова настоящая и будущая жизнь учеников, и того, кто их ведёт. Урок – это духовный феномен, построенный на вере в ученика, в любви к нему. Вот в чём величайшая ответственность выбранного мною, как воспитателя, пути. И сразу вспоминается историк Мельников из кинофильма ?Доживём до понедельника? с его словами: ?А что у нас есть, чтобы отдавать… Каждый день доказывать, что знаю, могу, верю, надеюсь, люблю…?. Осознавая личностное влияние учителя на воспитание ребенка, считаю: чтобы формировать и развивать, я должна формировать и развивать прежде всего себя.Совершенствование мастерства как педагога вижу, прежде всего, в провозглашении гуманистического отношения к ребенку, то есть в стремлении видеть в каждом не ученика, а человека, выстраивая субъект - субъектные отношения взаимодействия; в ответственном отношении к профессиональному труду учителя, т.е. умение соизмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, заботясь не о знаниях, а о развитии тех, кого мне доверили во имя их счастья. Кроме того, в гордости за то дело, которое стало основным в моей жизни: Я – учитель. Понимаю, что моя жизнь неотделима от жизни общества: я отвечаю перед людьми, перед родителями за результаты своего труда, моя задача - помочь и родителям в воспитании детей, в осмыслении вечных вопросов жизни. ?Бог есть Любовь?- вот высшая формула истины и проявления жизни, предлагаемая нам во всех священных писаниях и обращениях к человечеству Великих Учителей. Невозможно обрести счастье, покой и радость жизни, не обладая любовью. Любовь мы воспринимаем нашими органами чувств в виде образов. Это улыбка, ласка, добродушный взгляд и даже мысль при проявлении любви облагораживает, вдохновляет и защищает человека. Проявление любви – это то, в чем так нуждаются современные дети. А учитель должен быть добрым, мудрым, любящим в направлении реализации творческих возможностей - только тогда образ жизни учителя станет образом жизни ребенка, иначе он будет чувствовать себя отторгнутым, непринятым, одиноким. А ребенок видит, чувствует сущность воспитателя. Думаю, Любовь – это то, что несет в себе учитель: любовь к окружающему миру, к жизни, любовь к человеку. И это то, без чего не может состояться любой педагог, человек, кому доверены судьбы детей. Талант – научить наших детей летать. Пусть они встают на крыло и летят легко, уверенно и, конечно же, дальше и выше нас. А я, учитель… Я доживу до понедельника и снова войду в класс, чтобы сказать: ?Здравствуйте, дети. Мы вместе будем учиться думать, находить ответы на непростые вопросы, слышать и понимать другого, познавать себя, открывать истины и, может быть, научимся летать…?.
Работа творческого конкурса: "Быть педагогом - это искусство"
Эссе "Моя философия воспитания"