* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {font-size: 11pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}

Открытый урок географии в 9-м классе по теме

"Европейский Север. Состав, экономико-географическое положение,

природные условия и природные ресурсы"

Цели урока:

1.Образовательные: сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях и ресурсах Европейского Севера.

2.Развивающие: закрепить умения и навыки работы с картами, текстом учебника, статистическими данными и контурными картами, делать выводы на основе их анализа.

3.Воспитательные: воспитыватьбережное отношение к природе России, умение видеть прекрасное

Задачи урока:

-изучить состав района, особенности ЭГП, факторы развития хозяйства Европейского Севера..;

-проанализировать различные источники географической информации;

-презентовать свои знания.

Формирование ключевых компетенций.

Познавательная компетенция:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;

- умение определять сущностные характеристики Европейского Севера

- умение формулировать полученные результаты.

Информационно-коммуникационная компетенция:

- умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;

- умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.

Рефлексивная компетенция:

- объективное оценивание своих учебных достижений;

- учёт мнения других людей при определении собственной позиции;

- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;

- умение организации и участия в коллективной деятельности.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Методы и приемы:

- исследовательские (анализ и сопоставление тематических карт, схем, );

-проблемные (частично-поисковый метод – установление причинно-следственных связей и закономерностей; дискуссия);

- здоровьесберегающие (смена видов и форм деятельности)

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Оборудование: политико-административная и физическая карта России, атласы 8 и 9 класса, инструкционные карты, учебник В.П.Дронова “География: население и хозяйство России», слайды, компьютер, мультимедиапроектор., лист самооценки.

Организационный момент

Добрый день, ребята!

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Учтем же сотни ваших мнений –

Мы начинаем наш урок.

Работа по пройденному материалу:

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «экономический район»

( территория, субъекты, специализация и т.д. )

Назовите экономические районы, которые мы изучили.

« В каком районе …»

- главное богатство – плодородные почвы

- в составе района есть три республики

- основные отрасли специализации: точное машиностроение, химическая и легкая промышленность

- находится полуанклав – Калининградская область

- расположен Нижний Новгород

- 5 областей

- значительная часть населения проживает в городе- миллионнике

- развиты народные художественные промыслы

-через города проходит «Золотое кольцо России»

3. Определи экономический район по описанию:слайды

А) – самый маленький по площади район

- крупнейший город района – морской порт

- основная отрасль специализации – машиностроение

Б) – в 18 веке был «диким полем»

- в районе ведется добыча железной руды

- АПК – отрасль специализации

В) –в состав района входят только области

- занимает 1 место по численности населения

- имеет мощную научную базу

- это индустриальное ядро России

Г) – на востоке района находятся месторождения угля, нефти и газа

- богат лесными ресурсами

- на юге района расположен крупный металлургический комбинат

- на северо–западе района находится незамерзающий порт

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Опираясь на план изучения экономического района, сформулируйте задачи, которые нам предстоит решить на этом уроке.

Изучение нового материала будем проводить в форме исследования, используя различные источники.( учитель называет источники информации)

лист самооценки -заполните

Гипотеза исследования - природные ресурсы способствуют развитию Европейского Севера.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Помните, что в тетради должны быть записаны основные данные и выводы по изучаемому району.

Маршрутный лист.

Задание 1: Какую информацию о Европейском Севере мы можем получить, работая по таблице 40 на стр. 163 учебника. Сравните, сделайте вывод.

В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.

Обозначьте их на к/к.

Сделайте вывод.

лист самооценки – заполните

Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.

1-ые парты – плюсы ЭГП

2 -ые парты – минусы ЭГП

работаем по листу самооценки

Учащиеся находят, что;

Район имеет приморское положение. Так как омывается Белым и Баренцевым морями.

Район соседствует с районами Центральной России – индустриальной базой страны. Что очень выгодно для развития экономики европейского Севера.

На западе район граничит с развитыми странами Европы – Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские. Что позволяет развивать экономические связи с этими государствами.

Транспортная сеть редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям – на Мурманск. На Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, северную Двину и вводно-озерный путь из ладожского озера по реке Свирь в Онежское озеро и по каналу (

Беломоро

-Балтийскому) - в Белое море.

Задание 3: По картам атласа 8 класса дайте характеристику природным условиям данного экономического района.

Работа в парах.

1 ряд. Природные зоны.

2 ряд. Тектоническое строение и рельеф.

3 ряд. Климат.

Сделайте вывод о развитии отраслей сельского хозяйства.

Физкультминутка.

«Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горы. Повторите 4-5 раз.

Присаживайтесь.

Задание 4: Используя в учебнике на стр. 202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.

Работа в группах.

1 группа. Минеральные ( апатиты, алмазы, бокситы, медно-никелевые, нефть, газ, уголь, торф)

2 группа. Лесные и земельные

3 группа. Водные

2. Сделайте вывод о запасах природных ресурсах данного экономического района.

(Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.)

А теперь давайте вернемся к гипотезе. ( Она является верной)

!!!Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов.

Север богат не только природными ресурсами, богат и красив он своей природой.

Слайды - вдп. Кивач( стихотворение Г.Державина «Водопад»)

- Валаам

- Соловецкие острова

- картина Шишкина «На Севере диком» на мотив стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна»

д/з –

- пожеланию «Составить рекламное приглашение для туристовв Европейский Север»

Лист самооценки ( подведение итогов, выставление оценок)

Материал к уроку

Водопад Кивач на реке Суна в Карелии.

Высота водопада около 11 метров (вода падает с нескольких уступов). Водопад Кивач — четвёртый по величине равнинный водопад Европы после Рейнского.

АЛМАЗНА СЫПЛЕТСЯ ГОРА

С ВЫСОТ ЧЕТЫРЬМЯ

СКАЛАМИ,

ЖЕМЧУГУ БЕЗДНА И СРЕБРА

КИПИТ ВНИЗУ, БЬЕТ ВВЕРХ БУГРАМИ;

ОТ БРЫЗГОВ СИНИЙ ХОЛМ СТОИТ,

ДАЛЕЧЕ РЕВ В ЛЕСУ ГРЕМИТ. Гавриил Романович Державин

Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам и Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.

Ки́жи — остров в северной части Онежского озера на котором расположен музей-заповедник «Кижи», с архитектурным ансамблем Кижского погоста. Большая часть строений входит в состав экспозиции музея-заповедника, являясь памятниками архитектуры, многие из них перевезены для экспозиции из других заонежских деревень.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«На севере диком стоит одиноко»

На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
      В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
      Прекрасная пальма растет.

Лист самооценки ___________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

3балла

Выполнил с ошибками

2 балла

Испытывал большие затруднения

1 балл

Актуализация ранее изученного материала.

 

 

 

Определение темы и задач урока

 

 

 

Работа над основным материалом. Задание 1. Состав района

Работа по к/к

 

 

 

Задание 2. Оценка ЭГП

 

 

 

Задание 3. Работа в парах.

 

 

 

Задание 4. Работа в группах.

 

 

 

Подведение итогов по теме

 

 

 

7 – 12 баллов – «3»

13 – 17баллов – «4»

18 – 21 балл – «5»

План характеристики экономического района

Состав района (перечислить субъекты РФ)

Экономико-географическое положение района

Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное, приморское)

Соседние районы и государства

Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны

Положение по отношению к транспортным магистралям

Вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства района

Природные условия и ресурсы района (оценка ПР и ПУ, их влияние на жизнедеятельность населения района)

Население и трудовые ресурсы (динамика ЧН, ЕП, миграции, религии, городское и сельское население, крупные города)

Хозяйство района (отрасли специализации и территориальная структура государства, промышленные узлы)

Проблемы и перспективы развития района