* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников при помощи краеведческой интеллектуальной карты».

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Искусствовед и профессор.

В ФГОС определены ведущие линии развития дошкольника. Одной из таких является образовательная область «Познавательное развитие», реализация которой предполагает развитие у детей интересов, любознательности, становления сознания развития воображения и творческой активности.

мы формируем нравственно-патриотические качества у дошкольников, а именно:

1. нравственно-духовных особенностей личности;

2.чувства гордости за свою нацию;

3. почтительного отношения к культурным традициям своего народа.

4. либеральную позицию по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Как же воспитывать и развивать всё это? Необходимо создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и познавательных способностей детей. Всё это привело к поиску новых форм, методов развития познавательной активности дошкольника. Одним из эффективных методов развития детей дошкольного возраста является метод «интеллектуальных карт». «Интеллект-карта» - это уникальный и простой метод запоминания и систематизации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод «интеллект-карт» основывается на наглядно-образном мышлении ребёнка, который является основным в дошкольном возрасте. Автор данного метода Тони Бьюзен- британский психолог. Данный метод обеспечивает интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития; высокую познавательную активность детей; способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками; помогает структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образы.

Интеллект-карта обладает следующими свойствами, которые соответствуют возрастным и психическим особенностям дошкольника.

Наглядность (в интеллект-карте наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков).

Привлекательность (имеет эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).

Запоминаемость (благодаря работе обеих полушарий мозга, использования цвета и образа, интеллект-карта легко запоминается).

Современность (помогает выявить недостаток информации).

Творчество (помогает найти нестандартные пути решения познавательных задач).

Возможность пересмотра (пересмотр помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше содержательную информацию, дополнить её новыми идеями).

Ознакомившись с методикой Тони Бьюзена, решила использовать в работе с детьми метод «интеллект-карт» с целью создания условий для развития нравственно-патриотических качеств детей среднего дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.расширять представления о родном городе, его достопримечательностях.

2.формировать бережное отношение к природе и всему живому

3.развивать интерес к традициям и промыслам нашего края.

4.воспитывать чувство любви к своей семье, дому детскому саду, городу.

5.Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Для реализации данной цели и поставленных задач был разработан алгоритм создания интеллект-карты.

Алгоритм создания интеллект-карты:

1. Постановка цели - рождение идеи.

2. «Мозговой штурм».

3. Создание интеллект-карты.

4. Оформление интеллект-карты, как итоговый продукт.

Чтобы процесс познания проходил более эффективно, я поделила работу на блоки, что позволяет систематизировать работу, отслеживать все + и -.

1.Я. Моя семья, Мой дом.

2.Мой детский сад.

3.Родной город.

4.Родная страна.

5. Наша Армия.

1.Как рождается идея?

Чаще всего идея рождается в процессе игровой деятельности. Кто-то из детей принёс интересную игрушку, книгу, коробочку с секретом, что требует установление связи между своим и появлением чего-то нового. В этом возрасте на все интересные идеи нас наталкивает игрушка «Умная Сова», которая живёт у нас в группе. Она приносит иллюстрации, загадывает загадки.

2. Как происходит «мозговой штурм»: сбор материала или объекта?

Начинаем обсуждение с детьми – поиски цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? - так начинается работа с элементами интеллект-карты. От центрального образа рисуем отростки, которые будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего, пригласить его порассуждать. И наводящими вопросами подвести к тому, что он сам находит ответ… Воспитатель идет за логикой детей, не навязывает своего мнения.

3.Как создаются и оформляются карты-ума?

Такую карту можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: ребёнок делает её графически со взрослым или самостоятельно; педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; дети делают интеллектуальную карту с родителями в домашних условиях.

На карте в центре мы располагаем главную мысль - изображение. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. Каждая мысль обводится. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, запоминают изученный материал, становятся более активными при беседе. Некоторые карты оставляем как накопительными, постепенно их усложняя, доклеивая или дорисовывая новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определённое время.

Таким образом, ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, составление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать предметы.

Хочу представить вашему вниманию процесс создания интеллект-карты по теме «Родной город».

Сова нам приносила картинки с изображением города. Дети отвечали на вопросы: как называется город? в каком микрорайоне ты живёшь? Какие достопримечательности в городе есть? Где ты любишь гулять с родителями?

Делали маршрут «Моя дорога к детсаду», конструировали Кремль, рассматривали книги о городе, иллюстрации. Затем, мы начинаем собирать весь материал в единое целое, в итоге которого получается наглядный материал по данной теме.

Рассказывали о природе родного края, о правилах поведения на природе. Гуляя с детьми на площадке детского сада, всегда обращали внимание на то, что нужно бережно относиться к растениям, деревьям и цветам.

Эта тема послужила поводом для создания новой самостоятельной интеллект-карты «Лекарственные растения». Знакомили детей с лекарственными растениями нашего края. Узнали, что многие растения полезны для здоровья человека.

Союзниками решения задач нравственно-патриотического воспитания являются родители. Вместе с детьми они совершаю экскурсии, рассказывают о достопримечательностях города, посещают музеи, гуляют на набережной.

В итоге работы дети больше узнали о своё городе, природе. Стали с большим уважением относиться к родным и близким, к своим сверстникам. Стали гордиться тем, что живут в городе Тобольске.

Таким образом, интеллектуальные карты способствуют повышению уровня развития детей, систематизации знаний, проявлению познавательной активности и интереса, развитию коммуникативной, познавательной и творческой.

Наблюдения за детьми показали, что у детей повысилась речевая, познавательная и творческая активность: дети стали четче формулировать мысли; усваивать познавательное содержание темы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений; а также проявлять позитивные личностные качества, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, работать в коллективе. Уже сегодня дети и сами предлагают новые «тропинки-веточки», основанные на неожиданных вопросах, и совместные пути исследования, шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.