Мастер – класс с родителями и детьми раннего возраста 2 -3 лет.
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы представляем для вас мастер – класс на тему
«Музыка с мамой»
Актуальность: Наш мастер – класс помогает способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе воспитанников, ориентируясь на особенности сенситивного периода развития детей младшего возраста.
Цель мастер – класса: Развитие музыкальности у воспитанников. Создание эмоционально – положительного настроя на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями. Снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
Задачи:
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе воспитанников, ориентируясь на особенности
сенситивного
периода развития ребёнка младшего возраста.
Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома, способствовать развитию коммуникативных качеств воспитанников.
Вызвать у воспитанников и родителей радость, положительные эмоции, побуждать их к активности.
Развивать у родителей умение использовать игровые методы и приёмы в домашних условиях.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у воспитанников сенсорных, моторных, познавательных способностей.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Теоретическая часть.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ребёнок в этом возрасте инициативен в общении со взрослыми и детьми.
Семья – первый коллектив малыша, естественная среда его обитания. Ребёнок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди: взрослые и дети. Нужно, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, участвовали в образовательном процессе. Зачастую родители испытывают трудности: у них мало времени для занятий с детьми, они не знают, как правильно развивать их. Наша задача показать вашу роль в развитии ребёнка. От эффективности совместной работы с ними зависит дальнейшее формирование детей. Ребёнок, видя пример родителей, активнее включается в различные виды деятельности.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос социальным? Очень много есть техник традиционных и нетрадиционных.
Поговорим о логоритмических играх, что это такое?
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.
Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально – коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребёнка.
Игра:
Котя, котенька, коток, Поглаживание по бокам
Полосатенький бочок.
Котик раньше всех встаёт, Руки вверх и в стороны.
Щёчки моет, Круговые движения.
Шейку трёт.
Подметает котик хатку,
И встаёт он на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять.
Котик сильным хочет стать! Руки вверх и в стороны.
Литература:
М.Ю.Картушина
«
Логоритмические
занятия»
,
Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц,
Е.В.Андрющенкова
«Интегрированные занятия с детьми в период адаптации»,
Н.В.Бабинова
,
И.В.Мельцина
«Музыкальные занятия с детьми раннего возраста».
Многие учёные указывают на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми раннего возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук. Игровые действия пальчиками способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, ребёнок тренирует собственную память – запоминает стихотворные тексты, приобретая театрализованные навыки.
Нетрадиционные игры с массажным мячиком:
«Я мячом круги катаю»
Я мячом круги катаю, Дети катают мячик в руках,
Взад – вперёд его гоняю. делая движения вперёд – назад,
вправо – влево между ладонями.
Им поглажу я ладошку, Катают мячик по правой и левой
Будто я сметаю крошку. ладоням круговыми движениями.
И сожму его немножко, Поочередно крепко сжимают и
Как сжимает лапу кошка. разжимают мячик в ладонях.
Каждым пальцем мяч прижму Дети кладут мячик на правую
ладонь.
И другой рукой начну. Каждым пальцем левой руки
поочередно нажимают на бугорки
мячика, затем меняют руки.
А теперь последний трюк- Передают мяч из одной руки
Мяч летает между рук. в другую.
О.Крупенчук
Нетрадиционные игры с платочками:
«Стираем вместе с мамой»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и
А я рядышком стояла, имитируют стирку белья.
Не стирала – охала - Покачивают головой вправо,
влево.
Ох, ох,ох!... Голосовое включение.
Да глазами хлопала - Дети разводят в разные стороны
пальцы обеих рук, подносят их
к лицу и имитируют «моргание
глазами»
Хлоп, хлоп, хлоп!... Голосовое включение.
Да ногами топала - Дети топают ногами.
Топ, топ, топ!... Голосовое включение.
Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе руки
А взять и маме помогать! и имитируют стирку белья.
Л.Дьякова
Игры с карандашами или палочками:
«Качели»
Карандашик в руки взяли, Дети качают карандаш
Вправо – влево покачали. вправо – влево сначала двумя
Что такое? Неужели руками, затем – держа в правой руке,
Мы попали на качели? потом – держа в левой руке.
Е.Колесникова
Литература:
О.А.Зажигина
«
Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования»
И.Агапова, М.Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
Т.А.
Куликовская
«По ладошке прокачусь»
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи ребёнка. Чёткое произношение ритмического текста и простых, для запоминания фольклорных потешек с движением, а затем – исполнение под музыку не только формируют правильное произношение ребёнка, но и развивают музыкальный слух, воображение. Речевой материал, эмоционально окрашенный и закреплённый движением под музыку, воспринимается ярче, быстрее и эффективнее. Игры и упражнения, основанные на музыкальной, речевой и двигательной деятельности ребёнка, стимулируют его психическую и мыслительную деятельность.
Например «Погремушки» могут громко играть и тихо.
Деревянные палочки можем спрятать в ладошку, показать на ладошки.
Литература:
Е.А.Судакова «
Логоритмические
музыкально – игровые упражнения для дошкольников»
Н.В.Бабинова
,
И.В.Мельцина
«Музыкальные занятия с детьми раннего возраста»
Практическая часть.
Музыкальные игры с детьми и родителями.
«Здравствуйте, ладошки»
Цель: Развитие способности концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела.
«Маленькие ножки вышли по дорожке с мамой мы шагаем…»
Цель: Вызвать у воспитанников эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.
«Ты погладь мою лошадку»
Цель: Развитие тактильного восприятия, развитие слухового внимания.
«К бабушке едут наши ладушки»
Цель: Речевое подражание, развитие чувства ритма.
«Танец с орешками»
Цель: Получение сенсорного опыта, развитие координации, моторики.
«Волшебный платок»
Цель: Речевое подражание, развитие слухового внимания, эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.
Большое внимание уделяйте подбору музыкального материала для детей раннего возраста. Музыка должна быть яркой, художественной, но при этом простой.
На этом у нас всё, мы очень надеемся, что вам пригодятся наши маленькие советы. Мы подготовили не большое методическое пособие с разнообразными играми для развития мелкой моторики рук и пальчиков.