Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимирязевская средняя школа МО «Ульяновский район»
Ульяновской области
Индивидуальный проект
«Как бороться со сквернословием»
Автор проекта:
Самаркин Артём Игоревич,
учащийся 10 класса
Руководитель проекта:
Мязина Людмила Евгеньевна,
педагог-психолог
МОУ Тимирязевской СШ
Паспорт
Название проекта:
«
К
бороться со сквернословием»
Руководитель проекта
:
Мязина
Людмила Евгеньевна
Автор проекта
:
Самаркин
Артём Игоревич
Учебный проект, в рамках которого осуществляется проект
: психология, русский язык, литература
Тип проекта
: Исследовательский
Цель проекта:
в
ыяснить причину употребления бранных слов
школьниками, взрослыми людьми, определение проблем, негативных последствий массового распространения сквернословия
Задачи проекта:
изучить отношение к сквернословию учащихся нашей школы и взрослых, наметить основные пути преодоления сквернословия, развитие коммуникативной культуры, культуры речи в школьной среде.
Гипотеза проекта:
повсеместное распространение вируса сквернословия, нецензурная лексика становится нормой речи школьников
Методы проекта:
Анкетирование
Объект исследования:
посёлок Тимирязевский
Предмет исследования:
8-10 классов и взрослые
Актуальность исследования:
Данный проект актуален, так как многие дети и взрослые используют бранные слова
. Люди стали относиться к ругательствам как к норме жизни. Нецензурные слова произносят дошкольники, младшие школьники, и родители, зачастую, не обращая внимания на то, что и как они говорят. Нецензурная лексика укоренилась в речи подростков, старшеклассников.
Практическая значимость проекта:
материал в данном проекте может быть использован на мероприятиях с младшими и старшими школьниками, с родителями.
Продукт
ы
проекта:
памятка для школьников и родителей «Как бороться с собственным сквернословием»,
советы для родителей дошкольников и младших школьников «Как вылечить ребёнка от сквернословия»,
игра «Ассоциации» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста),
игра «Как сказа
ть» (для школьников и взрослых)
Содержание
Введение
Теоретическая часть
«
Что такое сквернословие?»
«История возникновения бранных слов
»
Последствия распространения сквернословия, возникающие проблемы
Что делать? Как бороться со сквернословием (основные пути решения данной проблемы)
Практическая часть. Продукты проекта
3.1. Памятка для школьников и родителей «Как бороться с собственным сквернословием».
3.2. Советы для родителей дошкольников и младших школьников «Как вылечить ребёнка от сквернословия»
3.3. Игра «Ассоциации»
3.4. Игра «Как сказать»
Введение
В последнее время люди стали относиться к ругательствам как к норме жизни. И мало кто задумывается над тем, что на самом деле произносит. Издавна в русском народе бранная речь, наполненная непристойными словами, неприличными выражениями, именовалась сквернословием, которое произошло от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; нечистота, грязь и гниль…; все богопротивное».
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, с экранов телевизоров, в школе.
По данным социологических опросов в России используют ненормативную лексику 70% населения. Сквернословие проникает всё глубже и глубже во все слои общества, во все сферы общения, взаимодействий людей. Люди сквернословят, независимо от социального и образовательного статуса, независимо от возраста.
Известные слова А.С. Пушкина «Любви все возрасты покорны», к сожалению, в наше время перефразировали: «Сквернословию все возрасты давным-давно покорны…». Нецензурные слова произносят дошкольники, младшие школьники, и родители, зачастую, не обращает внимания на то, что и как они говорят. Нецензурная лексика укоренилась в речи подростков, старшеклассников. Проблема употребления школьниками нецензурных выражений уже вышла за рамки работы педагогов с «трудными» детьми, вирус сквернословия поразил детей из вполне благополучных семей. Бесстыдно и буднично бранные слова звучат в речи студентов высшей школы, в речи будущих учителей.
Непристойные выражения, грубая брань возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Сейчас причиной сквернословия для многих уже не является раздражение или гнев, люди ругаются по любому поводу, вставляют непристойные выражения в речь для «связки» слов, брань стала обыденной речью.
Всё чаще и чаще хочется задать вопрос, крикнуть во весь голос: «Куда ты катишься, страна?! Люди, остановитесь!!!»
2. Теоретическая часть
2.1. Что такое сквернословие?
Мы часто слышим бранные слова и даже не задумываемся, откуда они появились в речи. Употребление «крепкого словца» иногда даже кажется оправданным. Что говорит об этом Церковь и, почему от привычки сквернословить стоит избавиться? Сегодня мы расскажем о вреде непристойных слов и выражений.
Сквернословие (по Толковому словарю русского языка С. Ожегова) — это речь, наполненная скверными, непристойными словами.
2.2. История возникновения бранных слов
Сквернословие происходит от слова «скверна», что означает нечто отвратительное и гнусное. Корни сквернословия уходят в языческую древность. В те времена скверные слова произносили во время заклинаний, обращённых к идолам. Распространенный во времена язычества фаллический культ объясняет наличие в этих заклинаниях слов, которые связаны с половой сферой. Матерные слова — это способ общения с демоническими силами. Ведьмы и колдуны широко использовали их в своих заклятьях. Однако нельзя считать мат славянской традицией.
До середины XIX века сквернословие было уголовно наказуемым. Матом не принято было ругаться даже в деревнях. При царе Алексее Михайловиче за матерные слова было введено суровое наказание вплоть до смертной казни. Считалось, что употребление бранных слов может привести к эпидемиям, несчастьям, катастрофам. В XIX веке положение изменилось. Мат можно было услышать повсеместно. Фабричные рабочие на нем «разговаривали».
2.3. Последствия распространения сквернословия, возникающие проблемы
Проанализировав различные материалы по проблеме сквернословия, данные проведённого анкетирования среди взрослых и школьников, собственные наблюдения, мы постарались определить основные проблемы, которые возникают в результате стремительного, повсеместного распространения сквернословия, последствия заражения вирусом сквернословия.
Итак, каковы последствия заражения вирусом сквернословия?
► Первая проблема - употребление ругательств, ненормативной лексики без всякого на то повода и причины.
Как известно, брань может быть аффективная (когда наступаешь на кошку) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, как и другие слова-паразиты ("короче", "ну", "типа" и т.д.) - это свидетельство бедности словарного запаса человека. Люди так привыкают к словам-паразитам, что избавиться от них оказывается очень трудно. Это всё равно, что заядлому курильщику бросить курить. К тому же, если убрать из речи заядлого «матершинника» все нецензурные слова, сразу явственно проступает лексическая и культурная обеднённость: кроме предлогов и соединительных союзов в его речи ничего не остаётся.
В октябре-ноябре 2022 года провели анкетирование среди взрослого населения с целью выявления отношения к сквернословию (анкета «Ваше отношение к сквернословию» - Приложение 1, результаты анкетирования – Приложение 2). Были опрошены взрослые разного возраста (от 33 до 62 лет), разных профессий (строителей, сварщик, пенсионеры, индивидуальный предприниматель, парикмахер, учитель физкультуры, продавцы, домохозяйка, юристы). Из 13 человек только 3 (23 %) отметили, что никогда не используют в своей речи бранные слова. 6 человек (46 %) утверждают, что редко сквернословят, 4 человека - часто ругается (31 %).
Подавляющее большинство участников анкетирования (69%) негативно относится к использованию ненормативной лексики молодёжью, считая употребление непристойных выражений признаком низкой культуры (23 %), проявлением распущенности (23 %), безнаказанностью ругани (46 %) и свободой слова (8%). Проблема чистоты языка волнует 69 % (9 человек) опрошенных взрослых. Так может быть не всё потеряно? Хоть и ругаются наши взрослые, но всё-таки осуждают сквернословие…
► Следующая проблема – детское сквернословие.
Эта проблема – прямое последствие предыдущей. Итак, большинство взрослых употребляют в речи бранные слова, нецензурные выражения, для многих бранные слова стали словами-паразитами, которые они используют просто так, для связки слов. А вокруг ДЕТИ!
В нашей школе практически все педагоги регулярно сталкиваются со сквернословием среди учеников, начиная с милых, трогательных первоклашек. Мы провели исследование среди учащихся 8-10 классов, с целью выявления мнения подростков, старшеклассников об использовании учащимися в речи нецензурной лексики, информированности о влиянии сквернословия на здоровье человека, определения типичных причин детского сквернословия (анкеты «Мое отношение к сквернословию» для 8-10 классов)» (Приложение 1, результаты анкетирования – Приложение 2). Было опрошено 41 человек (анонимное анкетирование).
Результаты анкетирования:
Как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики?
25 % (10 человек) - отрицательно
7 % (3 человека) - положительно
68 % (28 человек) - нейтрально
Употребляют нецензурную лексику в своей речи
:
76 % (31 человек) - используют
в своей речи ненормативную лексику
(иногда, часто
24 % (10 человек) -
отметили, что никогда не
ругаются
(большинство ребят
этой группы – ученики 8-10 классов, которые по нашим наблюдениям используют в речи ненормативную
лексику, но не признались в этом: тенденция давать социально одобряемые ответы, стремление казаться «хорошим» в глазах взрослых – характерная особенность детей этого возраста)
Причины употребления нецензурной лексики в речи (выбор нескольких вариантов ответа):
5 % (2 человека) - желание привлечь внимание
20 % (8 человек) - подражание окружающим
70 % (29 человек) - желание «выплеснуть» негативные эмоции
49 % (20 человек) - укоренившаяся привычка
24 % (10 человек) - семейное воспитание
Как Вы думаете, стоит ли бороться с употреблением людьми нецензурных слов?
80 % (33 человека) – нет, это бесполезно
20 % (8 человек) – да, борьба со сквернословием необходима
По нашим наблюдениям, среди детей младшего возраста часто употребляются такие слова, как «дурак», «гад», «идиот», «паразит», «скотина» и им подобные. Дети не вникают в смысл этих слов. Все больше развинчиваясь, они рано начинают употреблять и нецензурные выражения, также, не понимая их смысл. Ребенок копирует слова, которые произносят взрослые и ситуации, в которых они произносятся. Мы спрашивали наших малышей из начальной школы, зачем ты употребил только что ругательное слово, он недоумённо отвечает: а что тут такого?
Признаками катастрофы является то, что дети, подростки перестают отличать ругательства от обычных слов. Ученики младших классов не понимают, что пользуются нецензурными словами. Они считают, что пользуются словами своего родного языка. И если старшеклассники ещё могут проанализировать просмотренное по телевизору, услышанное по радио, то младшие школьники воспринимают давление ненормативной лексики (или точнее бескультурья) как данность. Многие подростки не могут объяснить: почему нельзя материться, что в этом плохого, если данные слова помогают лучше передавать мысль, выражать чувства. Других слов для выражения своих чувств, мыслей они подобрать не могут. Причиной употребления ненормативной лексики для многих учащихся нашей школы (по данным анкетирования) является укоренившаяся привычка, то есть бранные слова стали словами-паразитами, без которых они уже не могут обойтись. Всё это свидетельствует о бедности словарного запаса детей.
► Следующая проблема – деградация культуры.
Ненормативная лексика всё больше загрязняет наш язык, он становится примитивным. Нецензурная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Существует мнение, что идет дикий процесс деградации нашего «великого, могучего» русского языка. Но это не так. Деградируем мы, люди, носители языка, а не язык.
Таким образом, из предыдущих проблем вытекает глобальная проблема, которая требует незамедлительного решения: сквернословие ведёт к деградации нашей культуры, это признак нашего духовного и нравственного разложения.
Нам кажется, что в настоящее время степень цивилизованности общества следует оценивать не по уровню его благосостояния, а по глубине проникновения нецензурных слов в культуру речи.
► Следующая проблема – влияние сквернословия на здоровье человека.
Врачи, психологи, социологи, учёные-генетики, биологи стараются привлечь внимание общественности к проблеме «Сквернословие и здоровье»
По данным анкетирования учащихся 8-10 классов:
15 % (6 человек) – считают, что бранные слова влияют на состояние здоровья
68 % (28человек) – считают, что бранные слова не влияют на организм
17 % (7 человек) – затрудняются ответить
Взрослые сами должны знать и обязаны информировать детей о влиянии сквернословия на здоровье. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80 % новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. В последнее время резко возросло количество детей, не способных к обучению. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.
Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
По мнению врачей, сквернословие – это болезнь
. В толковом словаре психиатрических терминов мы нашли описание заболевания под названием «
копролалия
».
Происхождение термина: от греч. kopros - кал и laleo - лепетать, болтать, речь. Копролалия – это навязчивое болезненное стремление к произнесению бранных, нецензурных слов и выражений безо всякого повода.
Люди, страдающие этим заболеванием, характеризуются грубостью, чрезмерной раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, неумением владеть собой, несдержанностью. У них недостаточно развита воля, они не способны контролировать себя, собственные влечения. Повышенный уровень агрессивности делает человека неуправляемым, порождает вседозволенность в поступках, а это приводит к асоциальному поведению. Мы неоднократно сталкивались с людьми, склонными к асоциальным поступкам (это и школьники, и люди более старшего возраста). Все они без исключения употребляют в речи ненормативную лексику.
Древнегреческий философ Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».
Ненормативная лексика активно воздействует на организм человека
.
Пресса время от времени устраивает дискуссии – хорошо или плохо ругаться матом. Между тем учёные дают на это однозначный ответ: бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением ведут к вырождению.
Ряд НИИ при Минздраве РФ (Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Екатеринбург) много лет занимаются исследованиями влияния ненормативной лексики на состояние живых организмов. Учёные пришли к выводу, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимают человеческую речь. Каждое слово – это мыслеобраз (лето, горе, праздник). Люди, употребляющие в речи бранные слова, с помощью словесных мыслеобразов (которые стоят за бранными словами) разрушают свой генетический аппарат. По мнению учёных, бранные слова вызывают мутагенный эффект. Это подтверждено опытами, которые проводились на растениях. Петр Петрович Гаряев (доктор биологических наук) провел интересный эксперимент с общением на семенах растения арабидопсис. Семена разместили в разных лабораториях, создали благоприятные условия для выращивания. Но в одной лаборатории установили динамики, из которых постоянно звучала бранная речь, а в другой – из динамиков звучали приятные, добрые слова. Результат получили ошеломляющий: растения, которые «слушали» бранные слова, почти все погибли, а те, что выжили стали генетическими уродами. Растения, которые «слушали» добрые слова, развивались нормально. Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Кроме этого, по наблюдениям учёных у «матершинников» интенсивно проходят возрастные изменения на клеточном уровне, они чаще подвержены различным хроническим заболеваниям.
Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия. Они провели необычный эксперимент. В течение ряда учёные вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без нецензурных выражений, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. Многолетние наблюдения показали, что у заядлых сквернословов очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Они отличались пониженным интеллектом, раньше старели, часто умирали преждевременно. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
В настоящее время сквернословие стоит в одном ряду с
такими вредными привычками, как
табакокурение
, парение, потребление алкоголя и наркотиков
. Почему?
1. Наиболее высокая подверженность влиянию данных вредных привычек – дети!
2. Слово заразно, мат - своеобразный вирус, который распространяется очень быстро и поражает всех людей, независимо от возраста.
3. Психологи, социологи отмечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, наркотической зависимостью, никотиновой. В этом процессе наблюдается три стадии:
- человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, неловкость и т.д.;
- человек впервые употребляет такое скверное слово за компанию, для разрядки (аффективная брань), для напускной удали;
- человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно его употреблять. В дальнейшем человек употребляет эти слова, не замечая, что это мат (паразитическая брань).
4. Мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех, кто слушает его, аналогично, как и курение: вред пассивного курения (вспомните опыты с растениями)
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно определить показатели отрицательного влияния сквернословия:
деградация культуры, нравственное разложение;
обеднение речи, снижение уровня интеллекта;
деградация человека;
разрушение сознания;
смещение ценностных ориентаций;
повышение агрессии, делает человека злым, неуправляемым;
порождение вседозволенности в поступках;
формирование зависимости;
негативное влияние на окружающих;
негативное воздействие на организм человека, возникновение различных хронических заболеваний;
раннее старение.
2.4. Что делать? Как бороться со сквернословием (основные пути решения данной проблемы)
Как остановить распространение сквернословия? Как искоренить эту вредную привычку у детей?
На эти вопросы попытались дать ответы наши старшеклассники во время анкетирования.
Меры, предлагаемые старшеклассниками нашей школы для искоренения вредной привычки у детей, подростков, молодёжи:
☺ взрослые должны в первую очередь следить за своей речью, не ругаться матом, не подавать детям плохой пример;
☺ родители должны наказывать детей за употребление ненормативной лексики;
☺ выражать негативное отношение к употреблению бранных слов детьми (это должны делать не только взрослые, но и окружающие сверстники);
☺ каждый человек должен контролировать себя, свою речь, избегать употребления в речи нецензурной брани;
☺ школьники должны развивать у себя навыки саморегуляции, самоконтроля;
☺ школьники должны расширять свой словарный запас, чтобы уметь выражать свои мысли, чувства литературным языком;
☺ педагоги должны как можно больше проводить классных часов о чистоте, богатстве родного языка;
☺ нужен закон, цензура для телевидения: запрет на употребление бранных слов в различных передачах, фильмах;
☺ необходимо ввести штрафы за использование нецензурных слов в общественных местах, в школе, в учреждениях, на предприятиях.
Мы проанализировали ответы старшеклассников, обобщили их предложения и определили основные пути решения данной проблемы.
Просвещение. Мы считаем, что всем людям следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы. И взрослые, и дети должны знать последствия заражения вирусом сквернословия. Для многих школьников нашей школы оказалось открытием, что бранные слова пагубно влияют на здоровье. Информированием, просвещением взрослых и детей должны заниматься средства массовой информации, а также педагоги.
Преодоление детского сквернословия. Вести целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости, вульгарности в речи детей должны не только педагоги (именно школа уделяет большое внимание правильности речи с точки зрения её соответствия языковым и литературным нормам). Родители просто обязаны объединиться с педагогами и всевозможными способами искоренять сквернословие у своих детей. И в первую очередь, на собственном примере показывать образец поведения.
Самовоспитание, развитие навыков самоконтроля. И самое главное, каждый должен начать с себя - начать бороться с собственным сквернословием. Ведь всё зависит от самого человека, от его культуры, от умения общаться с окружающими. Это касается и взрослых (одна из причин сквернословия детей - активное употребление ненормативной лексики, бранных слов окружающими взрослыми, родителями), и школьников.
Что должен делать каждый:
перестать ругаться самому, контролировать свою речь,
выработать отвращение и брезгливость к сквернословию,
избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова,
читать русскую классическую литературу.
Развитие самосознания. Действенный способ борьбы со сквернословием является личное осознание каждого, что мат – это порок. Стыд – это одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, если он человек. Не стоит забывать и о стыде перед словом. Чем больше мы стыдимся, тем лучше речь.
3. Практическая часть
Проанализировав материалы по проблеме сквернословия из различных источников, данные проведённого анкетирования среди взрослых и учащихся старших классов, мы разработали практические материалы, которые, на наш взгляд, помогут школьникам, родителям, педагогам в искоренении пагубной привычки – сквернословия:
Памятка для школьников и родителей «Как бороться с собственным сквернословием».
В памятке сформулированы способы, которые, на наш взгляд, помогут искоренить бранные слова из своей речи.
Правила, которые помогут в борьбе с собственным сквернословием, со словами-паразитами (паразитическая брань)
Начинаем с себя
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны
Всегда помним:
сквернословие — это речь
,
наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью;
словарь В. Даля:
«Скверна — мерзость, гадость, пакость, нечистота, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное…., всё богопротивное».
Следим за своей речью:
анализируем, в каких ситуациях произносим бранные слова;
определяем, какие слова употребляем, т.е. определяем круг
запретных
для себя слов;
используем атрибут – колечко, браслет: сорвался – колечко одеть на другой палец или браслет на другую руку;
мысленно ставим галочки, сколько раз за день сорвались;
сравниваем с предыдущим днём (периодом), определяем динамику, делаем выводы.
Замени другим словом
. Данное правило основано на применении эвфемизмов (эвфемизм – замена неприличных, неудобных, не принятых для произношения слов благозвучными словами):
заменяем слова, несущие агрессию, угрозу, отрицательную энергию («мёртвые», не имеющие никакого лексического значения) на слова, несущие позитив, благозвучные («живые» слова);
определяем, какие это будут слова (например, «ромашка», «котёнок» и т.п.) – чувства находят выражение независимо от значения слов;
следим за интонационной окраской произносимых эвфемизмом: оцениваем силу и тон голоса (тон голоса – ценный ключ к осознанию собственных чувств, к пониманию чувств окружающих)
Используем игры
(игра – один из способов выработки необходимых качеств, навыков, привычек)
Игра «Сила языка»
(наглядно показывает значимость тона голоса – интонаций в понимании своих чувств и чувств собеседника)
- Придумайте любую фразу (например, «неожиданно пришла зима» или «завтра у меня много дел» и т.п.).
- Произносите данную фразу, меняя интонацию: вопросительно, удивлённо, безразлично, уверенно, неуверенно, агрессивно, радостно, устало, раздражённо, испуганно и т.д.
Игра «Как сказать»
Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). Данная игра позволяет расширить свой активный словарный запас, учит поиску альтернативных вербальных выражений чувств, эмоций в критических ситуациях.
- Вспомните ситуации, в которых вы (или окружающие люди) выражая свои чувства, используете непристойные слова.
- Придумайте варианты выражения чувств, эмоций, соответствующие языковым, литературным нормам.
2. Советы для родителей дошкольников и младших школьников «Как вылечить ребёнка от сквернословия»
Детское сквернословие – вредная привычка, сформированная невнимательным воспитанием. Зачастую, причина детского сквернословия - равнодушие родителей. Иногда родители сами не замечают, как у них вырываются бранные словечки. Кроме этого, родители не могут изолировать ребёнка от грубости, сквернословия, рано или поздно он столкнётся с ними. Но родители в состоянии повлиять на то, чтобы бранные слова не стали для ребёнка привычной речью.
☺ Если Ваш ребенок впервые «принес» какое-то бранное словечко из детского сада или школы, не нужно своим поведением подкреплять плохое слово. Возможно, он не понимает смысл сказанного. Лучше постараться сделать вид, что Вы ничего не слышали. Иначе малыш станет именно таким образом привлекать к себе внимание в дальнейшем. Но то, что он запомнил это слово и использовал при Вас – это сигнал к началу Ваших действий:
- понаблюдайте, как будет вести себя ребёнок дальше;
- если такие случаи повторяются, и ребёнок ждёт от вас какой-либо реакции, значит, он уже понимает смысл сказанного слова (не дождавшись Вашей реакции, он обязательно потом повторит провокацию);
- если же ребенок не ожидает от Вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил», и если не акцентировать на нём внимание, то словечко также и «отцепится».
☺ Обязательно нужно следить за культурной атмосферой, в которой происходит развитие ребенка (телевидение, Интернет, видеоигры и компакт-диски).
☺ Не нужно торопиться ругать и наказывать ребёнка. Лучше объяснить, почему это слово плохое, почему Вы не хотите его слышать от своего сына или дочери. Хорошим аргументом будет заявление, что в Вашей семье эти слова не используются.
☺ Постарайтесь, чтобы бранные, нецензурные слова вообще не звучали в присутствии и в ближайшем окружении ребенка. Если Вы запрещаете ребенку что-то, практикуя то, что запрещаете, то это обесценивает все Ваши поучения.
☺ Будьте для своего ребёнка примером для подражания, но не примером того, кто сам постоянно нарушает свои собственные правила. Храните свой авторитет и укрепляйте его.
☺ Занимайтесь профилактикой возможного привнесения в речь Вашего ребёнка бранных слов. Например, на прогулке с ребенком Вы услышали, как кто-то выругался. Используйте возможность, чтобы на этом постороннем примере рассказать малышу о плохих, «колючих» словах, о том, что произносить их нельзя. Не запрещайте, а объясняйте, почему это плохо, потому что запретный плод всегда сладок.
☺ Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать. Ведь каждый родитель в такой ситуации испытывает чувство стыда, неловкости. Ещё очень хочется оправдаться. Но нужно сдержать себя! Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность («…и такое у нас бывает»), смените тему разговора. А уже потом, когда останетесь один на один с ребёнком, поговорите с ним.
☺ Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, оскорбить, поэтому говорить его нельзя.
☺ Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, используя грубые, бранные слова, Вы должны показать ему, что понимаете и принимаете его чувства (например, «…я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, тебе это неприятно и хочется ругаться»). Нельзя запретить выражать свой гнев. Нужно научить ребёнка, как реагировать в трудных ситуациях, как проявлять негативные эмоции без нецензурных и грубых слов. То есть нужно научить ребёнка использовать приемлемые синонимы:
- поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбляют;
- предоставьте ребёнку придумать свои собственные слова, поощряйте их использование вместо оскорбительной лексики;
- хвалите ребёнка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.
☺ Если непристойные слова всё-таки регулярно проявляются в речи Вашего ребёнка, поиграйте с ним в игру «Ассоциации». Эта игра проходит в несколько этапов:
1этап.
Расскажите, что все слова делятся на добрые, приятные и злые, «колючие».
Потом расскажите о том, что каждое слово имеет свой цвет, вкус и даже запах.
Предложите ребёнку подумать и сказать, какого цвета, по его мнению, слово «конфета», «солнышко» «семья» (начинайте с лёгких для ребёнка слов), «добро», «радость», «дружба» и т.д.
Аналогично – вкус, запах.
Обязательно озвучьте своё мнение (не забывайте, Вы – равноправный участник игры).
2 этап.
Предложите нарисовать слова, которые были обсуждены на первом этапе. Обратите внимание ребёнка на цвета, которые он использовал в своих рисунках.
3 этап.
Попросите ребёнка назвать цвет, вкус, запах ругательств, которые он произносит (не забудьте озвучить собственное мнение).
Предложите нарисовать эти слова.
Сравните вместе с ребёнком рисунки добрых слов и рисунками «колючих» слов.
☺ Если все Ваши шаги по искоренению сквернословия у ребёнка не дают положительного результата, он продолжает ругаться матом, и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например, психиатру, нейропсихологу).
Уважаемые родители! Помните!
Игнорирование непристойностей, сквернословия в речи маленьких детей не заставит их изменить поведение. Напротив, оно способствует укоренению этой вредной привычки.
3. Игра «Ассоциации» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Игра может быть использована родителями, воспитателями, учителями на классных часах, занятиях по профилактике сквернословия
Игра может быть использована родителями, воспитателями, учителями на классных часах, занятиях по профилактике сквернословия
Игра «Ассоциации» проходит в несколько этапов:
1этап.
Расскажите, что все слова делятся на добрые, приятные и злые, «колючие».
Потом расскажите о том, что каждое слово имеет свой цвет, вкус и даже запах.
Предложите ребёнку подумать и сказать, какого цвета, по его мнению, слово «конфета», «солнышко» «семья» (начинайте с лёгких для ребёнка слов), «добро», «радость», «дружба» и т.д.
Аналогично – вкус, запах.
Обязательно озвучьте своё мнение (не забывайте, Вы – равноправный участник игры).
2 этап.
Предложите нарисовать слова, которые были обсуждены на первом этапе. Обратите внимание ребёнка на цвета, которые он использовал в своих рисунках.
3 этап.
Попросите ребёнка назвать цвет, вкус, запах ругательств, которые он произносит (не забудьте озвучить собственное мнение).
Предложите нарисовать эти слова.
Сравните вместе с ребёнком рисунки добрых слов и рисунками «колючих» слов.
4. Игра «Как сказать». Игра предназначена как для учащихся среднего и старшего школьного возраста, так и для взрослых людей. Данная игра позволяет расширить свой активный словарный запас, учит вербальному выражению чувств, эмоций в критических ситуациях.
Сквернословие отражает бедность лексического запаса говорящего, неумение в ситуациях наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева) найти приемлемые альтернативные выражения.
Данная игра позволяет расширить свой активный словарный запас, учит вербальному выражению чувств, эмоций в критических ситуациях.
Игра предназначена как для учащихся среднего и старшего школьного возраста, так и для взрослых людей
Игра может использоваться педагогами как элемент занятия с учащимися по профилактике сквернословия, как элемент родительского собрания
Участникам игры предлагаются ситуации, в которых многие люди, выражая свои чувства, используют непристойные слова и выражения.
Задача участников: придумать варианты выражения чувств, эмоций, которые соответствуют языковым, литературным нормам.
Участников разделить на группы по 4-5 человек (в зависимости от количества присутствующих). Каждой группе предлагается карточка с описанной ситуацией.
Варианты ситуаций может разработать педагог, могут придумать сами участники.
Примеры ситуаций для учащихся
1. Вы пришли домой из школы. Решили позвонить другу. Ищете свой сотовый телефон, но его нет. И тут вы вспоминаете, что забыли его в раздевалке на подоконнике…
2. Перемена. Вы идёте по коридору. Мимо «несётся» ученик, сильно толкает вас. Вы, не ожидав толчка, не удержались на ногах, падаете…
3. Вы с классом вышли на уборку школьной территории. Ваши одноклассники постоянно подшучивают над вами, подтрунивают, дразнят. Шутки достаточно неприятны для вас, а последняя шутка была просто оскорбительной. Вы не сдерживаетесь и…
Примеры ситуаций для взрослых
1. Вы идёте по улице. У вас в руках сумки, пакеты. Слышите звонок своего мобильного телефона (телефон в сумке). Стараясь быстро достать телефон из сумки, роняете его в грязь (лужу)…
2. Вы стоите на остановке, ждёте долго отсутствующую маршрутку. Подходит маршрутка, мест свободных в ней мало. Толпа ожидающих людей бросилась к двери, Вы оказались вблизи двери, у Вас есть шанс уехать, но кто-то грубо оттолкнул Вас, вперёд прорвались люди, стоящие сзади Вас и заняли все свободные места…
Искоренение сквернословия это процесс длительный и болезненный, и он должен решаться в первую очередь на правительственном уровне, должны быть разработаны действенные механизмы наказания за нецензурную брань. Но мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. Важно, не опускать руки, не оставаться равнодушными.
Надеемся, что представленные нами в практических материалах советы, рекомендации, игры смогут принести пользу не только ученикам, родителям, педагогам нашей школы, но и всем тем, кто не равнодушен к проблеме сквернословия, кто готов встать в ряды борцов за чистоту родного языка, за сохранение нашей культуры, за сохранение и укрепление здоровья детей.