Биология 9 класс
Практическая работа «Изучение строения органа зрения»
(интегрированный урок биологии и физики)
Учитель биологии Алексеева М.М.
Цели и задачи:
знать анатомическое строение глаза;
механизмы работы оптической системы глаза;
понимать, как формируется изображение.
Достижение предметных результатов у учащихся:
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов
естественно-научного
выполнять практические и лабораторные работы
применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека
Оборудование к уроку:
Модель глаза, схема зрительного анализатора, портрет Д.Дальтона, оборудование для опыта по физике. Ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4fd4, мультимедийное оборудование, картинки со стереоскопическим изображением.
Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Ход урока:
Актуализация: Предлагается выполнить учащимся следующее упражнение: к доске выходят 2 ученика, один из которых закрывает глаза, а второй должен провести этого ученика между партами в конец класса и вернуться к доске. Затем каждый из них делится своими ощущениями. И затем формулируется вывод о ценности зрения, о главном способе получения нами информации, о взаимопомощи.
Объяснение нового материала:
1.Учитель биологии знакомит учащихся с особенностями строения зрительного анализатора и органа зрения, используя разборную модель и медиа ресурс ЦОС Моя школа (урок 10/8 класс).
В тетради учащиеся фиксируют составляющие структуры оптической системы глаза.
2. Учитель физики повторяет с учащимися материал, изученный ранее, о линзах и демонстрирует опыт со свечой.
Обращая внимание учащихся, что это именно изображение свечи в линзе, а не зеркальное отображение в экране. Если бы это было зеркальное отражение, свеча не была бы перевёрнутой
Делается вывод, что на сетчатке глаза изображение фокусируется перевернуто. Долгое время не могли понять, почему в таком случае мы воспринимаем изображение как первоначальное. Первым кто смог решить эту проблему стал И.Кеплер.
3.Выступление учащегося о И. Кеплере (сообщение готовится по индивидуальному домашнему заданию ученику).
4. Учитель биологии обращает внимание учащихся на строение сетчатки, на два вида рецепторов. Обсуждает с учащимися поговорку «В темноте все кошки серы».
На модели учащимся предлагается рассмотреть желтое пятно на сетчатке глаза и слепое пятно в месте выхода зрительного нерва. Затем учащимся предлагается провести эксперимент Мариотта, чтобы убедится на практике о наличии слепого пятна.
Далее обсуждается преимущество зрения двумя глазами одновременно и предлагается увидеть, что изображено на стереоскопической картинке (раздаются в начале урока 1 на парте).
5. Учитель физики знакомит учащихся с возможными нарушениями зрения, причинами и методами коррекции, рассказывает историю Д.Дальтона.
6. Учитель биологии предлагает учащимся выполнить простое упражнение от усталости глаз:
сделайте г
лубокий вдох
задержите дыхание
наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца, и остановитесь в таком положении 5с.
7. Подведение итогов:
Почему у начинающего шофера быстро устают глаза?
Каким видит мир новорожденный ребенок?
У каких птиц бинокулярное зрение?
Можно ли, прицеливаясь в тире, одинаково четко видеть мушку ружья и мишень?