* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Биология 9 класс

Практическая работа «Изучение строения органа зрения»

нтегрированный урок биологии и физики)

Учитель биологии Алексеева М.М.

Цели и задачи:

знать анатомическое строение глаза;

механизмы работы оптической системы глаза;

понимать, как формируется изображение.

Достижение предметных результатов у учащихся:

использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни

демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов

естественно-научного

выполнять практические и лабораторные работы

применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека

Оборудование к уроку:

Модель глаза, схема зрительного анализатора, портрет Д.Дальтона, оборудование для опыта по физике. Ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4fd4, мультимедийное оборудование, картинки со стереоскопическим изображением.

Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Ход урока:

Актуализация: Предлагается выполнить учащимся следующее упражнение: к доске выходят 2 ученика, один из которых закрывает глаза, а второй должен провести этого ученика между партами в конец класса и вернуться к доске. Затем каждый из них делится своими ощущениями. И затем формулируется вывод о ценности зрения, о главном способе получения нами информации, о взаимопомощи.

Объяснение нового материала:

1.Учитель биологии знакомит учащихся с особенностями строения зрительного анализатора и органа зрения, используя разборную модель и медиа ресурс ЦОС Моя школа (урок 10/8 класс).

В тетради учащиеся фиксируют составляющие структуры оптической системы глаза.

2. Учитель физики повторяет с учащимися материал, изученный ранее, о линзах и демонстрирует опыт со свечой.

Обращая внимание учащихся, что это именно изображение свечи в линзе, а не зеркальное отображение в экране. Если бы это было зеркальное отражение, свеча не была бы перевёрнутой

Делается вывод, что на сетчатке глаза изображение фокусируется перевернуто. Долгое время не могли понять, почему в таком случае мы воспринимаем изображение как первоначальное. Первым кто смог решить эту проблему стал И.Кеплер.

3.Выступление учащегося о И. Кеплере (сообщение готовится по индивидуальному домашнему заданию ученику).

4. Учитель биологии обращает внимание учащихся на строение сетчатки, на два вида рецепторов. Обсуждает с учащимися поговорку «В темноте все кошки серы».

На модели учащимся предлагается рассмотреть желтое пятно на сетчатке глаза и слепое пятно в месте выхода зрительного нерва. Затем учащимся предлагается провести эксперимент Мариотта, чтобы убедится на практике о наличии слепого пятна.

Далее обсуждается преимущество зрения двумя глазами одновременно и предлагается увидеть, что изображено на стереоскопической картинке (раздаются в начале урока 1 на парте).

5. Учитель физики знакомит учащихся с возможными нарушениями зрения, причинами и методами коррекции, рассказывает историю Д.Дальтона.

6. Учитель биологии предлагает учащимся выполнить простое упражнение от усталости глаз:

сделайте г

лубокий вдох

задержите дыхание

наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца, и остановитесь в таком положении 5с.

7. Подведение итогов:

Почему у начинающего шофера быстро устают глаза?

Каким видит мир новорожденный ребенок?

У каких птиц бинокулярное зрение?

Можно ли, прицеливаясь в тире, одинаково четко видеть мушку ружья и мишень?