ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Социальные запросы, предъявляемые государством и обществом
школе, диктует учителю поиск таких форм обучения, которые помогут в
решении новых образовательных задач. Одной из таких значимых проблем
является проблема интегрированного обучения в начальной школе, которая
весьма актуальна на сегодняшний день.
Проблема межпредметных связей в области педагогики далеко не
новая. На протяжении многих лет, решение данной проблемы
аргументировалось философскими взглядами на процессы дифференциации
и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного
развития. Возможность использования во время учебного процесса
межпредметных связей в различные периоды выдвигали такие
основоположник научной педагогики, как: Коменский Я.А., Ушинский К.Д.,
Локк Д., Гербарт И., и др.
В последние десятилетия нацелился ряд подходов для решения
вопроса об интеграции обучения в начальной школе:
- проведение урока двумя учителями разных предметов;
- соединение двух предметов в один урок и проведение этого урока
одним учителем;
- организация интегрированных курсов и попыток коренного
изменения содержания начального образования [3, с. 100].
Согласно новым требованиям Федерального Государственного
стандарта начального общего образования мы должны учить детей видеть
связь между явлениями природы и реальной повседневной жизнью. Одним
словом, ребенок должен понимать, как и когда ему пригодятся полученные
знания, где он сможет их использовать в жизни.
2
Идея интеграции в обучении стала предметом обсуждения в связи с
дифференциацией и индивидуализацией обучения.
По мнению В.В. Багина, межпредметные связи эта педагогическая
категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений
между объектами, явлениями и процессами реальной действительности,
которые нашли свое отражение в содержании, формах и методах
учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную,
развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве [1,
с.33-37].
Интеграция – это создание связей между структурными
компонентами содержания в рамках определенной системы образования с
целью формирования целостного представления о мире, которое
ориентировано на развитие и саморазвитие личности ребенка [4, с. 49].
Меж предметную интеграцию можно определить, как совокупность
фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин. Однако следует сразу
заметить, что не всякое объединение разнообразных дисциплин в одном
уроке машинально превращается в интегрированный урок. Для того чтобы
разработать интегрированный урок, необходима главная идея, реализация
которой создаст прочную неразрывную связь и целостность данного урока
[3, с.30].
Меж предметная интеграция даёт возможность обучающимся перейти
от обособленного изучения разных явлений действительности к их общему
овладению. Также она способствует повышению уровня знаний по предмету,
изменению степени интеллектуальной деятельности. Межпредметная
интеграция предоставляет возможность показать мир во всем его
многообразии, используя научные знания, и знания в области литературы,
музыки и живописи, тем самым способствуя эмоциональному развитию
детей.
3
Для интеграция характерны следующие функции, которые она
выполняет в процессе обучения:
 Методологическая функция – формирование у учащихся
представлений об изучаемых дисциплинах.
 Образовательная функция – формирование системности,
глубины, гибкости и осознанности познания.
 Развивающая функция – формирование познавательной
активности, а также расширение кругозора.
 Воспитывающая функция – отражение полиматической
направленности.
 Конструктивная функция – повышение качества усвоения
содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Стоит заметить, что интегрированным потенциалом обладают все
школьные предметы. Но в нашей статье идет непосредственно о начальной
школе, так давайте разберемся какие учебные предметы, мы можем
интегрировать? В качестве примера интеграции могут выступать: русский
язык и литературное чтение, русский язык и английский язык (особенно
когда идет изучение частей речи), математика и технология, технология и
окружающий мир, изобразительное искусство и окружающий мир.
Существуют следующие виды интегрированных уроков:
- вертикальный;
- горизонтальный.
Первый вид представляет собой охват материала по одной теме за
разные года обучения. Такой вид интеграции дается для преодоления
поверхностного и формального изучения поставленного вопроса или темы,
расширению информации по данной теме, изменение аспекта изучения
материала, углубление понимания изучаемого вопроса, уточнения понятий,
обобщение материала, соединение опыта обучающихся и теории понимания
вопроса, систематизация изученного материала.
4
В рамках интегрированного урока учителю следует заранее решить,
что будет считаться важным, а что второстепенным, для того чтобы научить
обучающихся правильно оформлять работу, грамотно строить устные ответы
и развить у них умения самоконтроля и самооценки.
Для структуры интегрированных уроков характерны такие черты, как:
четкость, компактность, сжатость и логичность.
По своей продолжительности уроки интегрированного типа могут
быть разные. Очень часто для таких уроков берутся один или два урочных
часа, которые объединены в один урок. Следует заметить, что все виды
деятельности на интегрированном уроке должны полностью соответствовать
учебной нагрузки и санитарным нормам, поскольку во время проведения
таких уроков учащиеся получают большой объём информации. Задача
учителя заключается здесь в том, чтобы не допустить перегруза
обучающихся, которые весьма активны и увлечены новизной урока.
Так, например, на интегрированном уроке русского языка и
окружающего мира при изучении темы «Явления природы», чувственное
восприятие предметов и явлений природы у обучающиеся постоянно
сопутствуется работой по развитию речи у детей. Учитель учит их правильно
описывать природные явления, предлагает им составить рассказ о своих
наблюдениях за явлениями природы.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети,
откладываются в детском сознании с конкретными представлениями о
предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным
содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению
рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы.
Обучающиеся с большим интересом читают и лучше понимают то, что
видели перед этим сами, о чём беседовали вместе с учителем.
На интегрированном уроке изобразительного искусства и
окружающего мира, дети учатся изображать предметы живой и неживой
5
природы, которые они видели во время экскурсии. Учитель учит их
использовать правильное сочетание красок и оттенков, выбирать
правильную форму листьев деревьев или цветов, изображать линию
горизонта на небе и т.д.
Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а
только на каком-либо его этапе. Интеграция играет важную роль не только в
развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии
пространственного представления, но и в развитии речи и эмоциональной
выразительности ребёнка.
Повышению роста профессионального мастерства учителя
способствует проведение интегрированных уроков, т.к. этот процесс требует
владения новыми технологиями учебно-воспитательного процесса и
реализации деятельностного подхода к обучению.
Учитель готовит учащихся к восприятию новых понятий о мире и
человеке, закрепляет ранее изученное, даёт дополнительные сведения,
показывает связи, выделяет общее и определяет различия, используя
межпредметную интеграцию в учебном процессе. Межпредметная
интеграция является также и средством нравственного воспитания. При
проведении интегрированных уроков, задача учителя состоит в том, чтобы
показать каждому из учеников, что не только они способны восхищаться
красками, звуками природы, но и то, что такой, же несравненный восторг
испытывали многие поколения людей.
Преимущества интегрированных уроков весьма очевидны, поскольку
во время проведения таких уроков создаются более благоприятные условия
для формирования различных интеллектуальных умений обучающихся. С
помощью таких уроков можно достигнуть более широкого мышления,
научить применять теоретические знания на практике, то есть в конкретных
жизненных, профессиональных и научных условиях или ситуациях.
6
Интегрированные уроки способствуют приближению учебного процесса к
жизни, оживляют его и наполняют смыслом.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что
интегрированные уроки в современной школе – это потребность времени,
которая нужна всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне
развитой личности, а также всем тем, кто занимается вопросами базового
педагогического образования. В сознании учеников формируется более
активная и всесторонняя картина мира при помощи межпредметной
интеграции. Младшие школьники начинают активно использовать на
практике свои знания, поскольку эти самые знания легче обнаруживают свой
прикладной характер. Что касается учителя, то он по-новому
переосмысливает и открывает свой предмет, осознавая конкретнее его
взаимосвязь с другими науками.
Литература
1. Багин В. В. Межпредметная интеграция - фактор оптимизации
учебного процесса // Педагогический журнал. № 2.- 2006.- С.33. - 37.
2. Егорова Л.С. Межпредметная интеграция в начальной школе в
контексте требований ФГОС // Символ науки. – 2016. – №3. – С. 61–62.
3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков.
– М.: Книга по Требованию, 2012. – 721 с.
4. Криволапова Е.В. Интегрированный урок как одна из форм
нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии:
Материалы II Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015. – С. 113–115.
5. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru (дата обращения: 23.12.2016).
7
6. Соколова С.Г. Особенности организации интегрированых уроков
в начальной школе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2017. – №3. – С.
166–171.
7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока:
Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб.
заведений, слушателей ИПК / Е.Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д: Учитель,
2003.