Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада?в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в области воспитания дошкольников. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово ?интерактив? пришло к нам из английского языка.
Интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с особенностями восприятия окружающего мира ребенка, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр т, создать единое образовательное сообщество.
Основными целями интерактивного взаимодействия являются:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Самой?общей задачей в интерактивной технологии?является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: родительский марафон, интерактивные выставки, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
В настоящее время мы активно используем нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов, узких специалистов ?и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Для родителей групп раннего возраста проводятся?семейные?клубы, круглый стол, а самым излюбленным для них стали мастер-классы, где родители учатся изготавливать пластилин, рисовать сказку, узнают и испытывают на себе различные виды закаливания и многое другое.?Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все родители оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, изготовления. Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
В группах дошкольного возраста ежемесячно для родителей проводятся ?тренинги с педагогом-психологом. Такую форму работы мы ввели с прошлого года, и данные мероприятия родители посещают с большим удовольствием.
Тематика их различна и при подготовке к мероприятию, мы проводим опрос среди родителей, что их интересует и о чем они хотят поговорить. Иногда, мы сами выбираем тему, в зависимости от обстоятельств. Вот несколько из них:
?Что и как мы говорим нашим детям?
Цель:
• изменение неадекватности родительских позиций.
• гармонизация стиля воспитания.
• расширение осознанности мотивов воспитания в семье.
• оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Тренинг??Семья за столом?.
Цель:?помочь родителям осознать свои личные особенности, свое эмоциональное восприятие окружающих близких людей, а также наладить с ними адекватные отношения, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Каждый раз в процессе проведения таких мероприятий, ?родители открывают для себя много нового и каждый раз с интересом наблюдаешь, как к концу плодотворной работы: высказывание своего мнения, ? обсуждения, у родителей кардинально меняется точка зрения и приходит осознание того, как много им нужно пересмотреть в воспитании своего ребенка и своего поведения.
Для родителей и детей подготовительной к школе группе проводятся совместные занятия??На пороге школы?.
Цель таких занятий:?формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи:
- развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
- демонстрация родителям возможности игры для развития интеллекта ребенка;
- формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
- развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установления визуального и физического контакта в совместной деятельности.
Работа проводится во второй половине учебного года.
Цикл занятий ?включает 13 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.
Продолжительность встречи: 30-40 мин.
Количество человек в группе: 9-10 детей с родителями. ?
Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.
Данные формы работы показывают, что диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых задач. Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. У родителей формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, а также формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы.
Традицией нашего сада стало ?ток-шоу для родителей??Это мой ребенок?.?
И в этом году у нас была юбилейная программа, нашему ток-шоу 5 лет.
В ток-шоу принимают участие 4 семьи (ребенок и его родители).
Подготовка к данному мероприятию, очень ?заблаговременная и серьезная (это видеосъемка, монтаж, подготовка костюмов).
Выигрывает та семья, которая лучше всего знает своего ребенка (его мечты, страхи, рассуждения на разные темы). Родители делают для себя очень много открытий о своем ребенке и о своей семье. Ведь они слышат рассказ о своей семье, с точки зрения ребенка,?то как он ее видит.
В этом учебном году у нас появилась новая форма работы с родителями, это интерактивные игры, одна из полюбившихся детям и родителям – это приключенческая игра - квест.
А пришли мы к этой форме работы так:
Перед нами встала проблема, низкая мотивации родителей к совместным целевым прогулкам, ?туристическим походам, которые на протяжении многих лет стали традицией для нашего детского сада. Столкнувшись с этой проблемой мы ?в первую очередь решили разобраться с причинами низкой мотивации взрослых.
В ходе опроса и разговоров с родителями определили следующее:
?- не каждый родитель понимает, насколько широкими воспитательными возможностями обладает среда культурной столицы; ? ? ?
- родителям сложно организовать культурную прогулку так, чтобы заинтересовать детей, дети предпочитают ?поход в кино или развлекательный центр;
- родители не обладают достаточной информацией о том, как подобные прогулки влияют на организацию работы в группе и насколько они повышают качество этой работы;
- родители видят в просьбах воспитателя формальный подход и отсутствие личной заинтересованности;
- родителям трудно выбрать время.
И перед педагогами встала задача, подобрать такие формы работы, которые максимально повышали бы готовность родителей к сотрудничеству.
Опираясь на сделанные выводы, педагоги групп старшего дошкольного возраста провели родительское собрание, целью которого было повышение мотивации путём разъяснительной работы. В ходе этого собрания, педагоги рассказали родителям о воспитательном влиянии среды. Результатом этого собрания было получение от родителей согласия на сотрудничество.
?????????Перед педагогами встала ?задача, найти интересную форму организации прогулки, досуга, доступную для проведения с родителями, не требующую от них сложной подготовки и увлекательную для детей. Такой формой работы стала система квестовых заданий.
После того, как мы опробовали на практике такую форму работы с родителями и ?получили обратную связь от родителей, можно ?утверждать, что квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:
1.Упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с детьми.
2. Даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.
3. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
4.?Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
6.Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
7.Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.
? 
??Приемы, которые мы использовали при проведении квеста:
Квесты по запискам, когда каждая следующая подсказка указывает, куда идти дальше. Задания в записках можно писать как есть, или зашифровывать
В квестах ?по ориентированию самое важное пройти точно по заданному маршруту и найти все контрольные пункты. Для таких соревнований нужна хорошая подробная карта местности. А чтобы было интереснее, на пунктах можно расположить тайники (положить клад в дупло, прикопать у корней, пристроить в нише между кирпичей). Если дети бегают несколькими командами, нужно сразу договориться, не разорять весь клад и аккуратно прятать его на место.
В секретных местах могут прятаться не записки, а живые ведущие, изображающие разных персонажей. Чтобы получить очередную подсказку, детям придется выполнить задание ведущего.
Для малышей можно нарисовать на дорожках парка картинки и выдать им бланки с такими же картинками. Задача участников – пробежать по парку, найти все картинки и отметить у себя на бланке. Можно искать не рисунки на асфальте, а наклейки.
И в городе, и на природе можно сделать фотографии интересных объектов и предложить детям или просто их найти, или выполнить задания у этих объектов.
Можно нарисовать путь к финишу стрелками – пусть дети их ищут и бегут в указанном направлении. Интересно сделать и обманные стрелки, чтобы дети проверяли и исключали ложные пути.
Еще одна игра “Принеси мне”. Ребята с родителями получают список предметов. Он может быть подробным, например, список растений и определитель к нему. Или примерным: “что-то желтое; что-то сделанное руками человека; что-то на букву “Л”; что-то мягкое”. Для малышей можно сделать список с изображениями искомых предметов. Задача участников собрать и принести все предметы из списка.
Можно комбинировать разные способы, например, устроить квест по запискам, в конце которого ребята найдут карту для ориентирования на местности. Или чередовать объекты, где задания дают персонажи и те, где дети сами должны что-то сделать. Или по стрелкам прибегать в секретные пункты, где лежит очередное задание или карта.

Для того, ?чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.
1.Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2.Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3.Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4.Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6.Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
? ? ? ? ? ?
Проведение данной ?приключенческой игры создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации ?квестов в семье. ?Общаясь между собой в ходе проведения квеста, родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.
Все вышесказанное определяет концептуальные?позиции интерактивных форм взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.