Мастер-класс
Тема: Использование различных методов и приемов для развития читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Крохина О.В., учитель русского языка и литературы БМАОУ СОШ №33 г. Берёзовский.
Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся и развитие читательской грамотности через различные методы и приемы на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
– сформировать у участников мастер – класса представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности учителя.
Основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается с понятием «текст».
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде таблиц, диаграмм, рисунков, карт, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются аудиокниги, поэтому школа должна научить ребенка работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».
Что же следует понимать под читательской грамотностью?
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Как видим, главный акцент сделан на понимании и использовании текстовой информации. Кроме того, читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности через чтение.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.
Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с не сплошными текстами.
Работа направлена на формирование основных читательских умений:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
- осмыслить и оценить содержание и форму текста.
К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом).
Сегодня у меня мастер-класс связан с А.С. Пушкиным.
Перед вами два текста о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Прочитайте и ответьте на вопросы?
1 текст: Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз.
Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.
Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти. (В.А. Нащокина жена близкого друга А. Пушкина П.В. Нащокина)
2 текст: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей
Ранние годы
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.
В семье, кроме Александра Сергеевича, было еще двое детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.
Образование и начало творческого пути
В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стихотворение «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас».
Пушкин оканчивает лицей в 1817 году и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.
Творчество поэта
В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820).
В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832). В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и, начинает работу над повестью «Пиковая дама». Работа над поэмой «Медный всадник» 1837 год.
В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.
Ссылки
Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александр Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин под видом служебного перемещения выслан на юг.
Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.
В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).
Личная жизнь
В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве.В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.
Последние годы жизни
Важно отметить такой момент в биографии Пушкина: после повышения в чин камер-юнкера, Александр Пушкин принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»).
В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается.
В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издавать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».
В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.
Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.
Задание №1: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильные ответы
А. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая)
Б. В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин решает издавать журнал «Современник».
Г. Член литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа».
Д. На пальцах он отращивал предлинные ногти.
Задание №2: Напишите ответ на вопрос. Почему А.С. Пушкин является великим русским поэтом?
Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей
Задание №3:
Укажите соответствия произведений с их годом издания:
Задание №4: Заполните таблицу цифрами:
Задание № 5 : Определите в каком учебном заведении учился А.С. Пушкин
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов. На мастер-классе я постаралась вам показать, на мой взгляд, эффективные приемы работы с текстом, систематизации и обобщения учебного материала и развитие интереса к чтению. Активного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.