Название работы:
ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ НА УЧЕБНУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Автор работы:
Кобышева Екатерина, учащаяся 11 "А" класса
КГОБУ ?Мильковская средняя школа №2?

Руководитель: 
Ионина Татьяна Евгеньевна, учитель биологии 


 Исследование влияния уровня звукового давления 
на учебную результативность

Мы постоянно окружены разнообразием звуков. Эти звуки, независимо от того, являются ли они хаотичными или организованными, оказывают разное воздействие на наш организм, особенно на нервную систему, вызывая как отрицательные, так и положительные реакции. Рассмотрим два примера. Многие наверняка помнят, каким раздражающим может быть звук мотоцикла, часто слышимый летними ночами, мешающий уснуть. В то же время, когда мы хотим расслабиться или успокоиться, мы прибегаем к помощи музыки. Все знают, что классическая музыка, особенно произведения Вольфганга Амадея Моцарта, глубоко положительно влияет на наше эмоциональное состояние. Первый пример демонстрирует шум — беспорядочную смесь звуков.
Громкость звука определяется уровнем звукового давления, выражаемым в децибелах (дБ). Низко- и высокочастотные звуки кажутся нашему слуху менее громкими по сравнению со среднечастотными при той же интенсивности. Чтобы учесть эту особенность восприятия, применяются специальные электронные фильтры, позволяющие определить эквивалентный (энергозависимый) уровень звука, называемый дБА (дБ(А)), используя фильтр взвешивания "A".
Цель исследования заключается в изучении воздействия разных типов звуков — как хаотичных, так и упорядоченных — на выполнение учебных заданий учащимися различного возраста, оценивая точность выполнения и затрачиваемое время.
Мы провели ряд исследований. В эксперименте участвовали 64 ученика, выбранные таким образом, чтобы каждая параллель от четвертого до одиннадцатого класса была представлена восемью учениками. У всех школьников были схожие результаты по скорости и точности выполнения учебных заданий по математике, физике и русскому языку в течение двух месяцев. Отбор учеников осуществлялся преподавательским коллективом школы. Участники были разделены на две возрастные группы: младшую (ученики с 4-го по 7-й классы) и старшую (с 8-го по 11-й классы).
Для каждой возрастной группы подготовили шесть различных типов заданий, направленных на проверку внимательности и способности к запоминанию. Примеры включали такие задачи, как устное умножение двузначных чисел, решение алгебраических уравнений без записей промежуточных действий, правильное использование пунктуации, подсчёт элементов множества с определёнными свойствами, выявление закономерностей среди предложенных объектов и другие подобные упражнения. За каждым участником наблюдали ассистенты, фиксируя время выполнения заданий и точность решений.
Исследование состояло из двух трех: на первом этапе ученики работали в абсолютной тишине, на втором — под аккомпанемент спокойной рок-музыки, а на третьем — на фоне беспорядочного шума. Чтобы сохранить чистоту эксперимента, участникам не сообщали заранее условия следующих этапов. 

Часть статистических данных, полученных во время второй серии экспериментов, когда в качестве звукового фона эксперимента выступала рок-музыка, представлена ниже на рисунках 1, 2.  Диаграммы построены на основании данных, полученных в результате эксперимента


  





Рисунок 1 – Доля правильных ответов (в %) в  зависимости от громкости звука












Рисунок 2 – Время выполнения заданий в зависимости от громкости звука
Анализ результатов. Обратимся к анализу полученного материала 
Анализируя рисунок 1, можно заключить, что процент правильных ответов и время выполнения задания чувствительны к условиям эксперимента: чем больше громкость звука и его беспорядочность, тем хуже становится результат учащихся при выполнении заданий, связанных с концентрацией внимания и памяти. 
Исследования по определению зависимости времени  выполнения тестовых заданий от громкости звука дали практически отрицательный результат,   и предположение о линейной  зависимости между  временем выполнения задания и громкостью звукового фона не подтверждается проведенными наблюдениями.  
Заключение. В ходе настоящей работы были получены следующие практическиЕ  результаты:
Доказано, что результативность учебной работы чувствительна к громкости звукового фона, при этом большее негативное влияние громкость звука оказывает на правильность выполнения заданий, меньшее – на время выполнения заданий; с увеличением хаотичности звуковых колебаний негативное влияние громкости звука возрастает.

Литература
Гигиеническая оценка шума и шумозащита: методические указания / составители: С.С. Козий, Ф.М. Шакиров, Т.Б. Козий. – Издательство Самарского университета, 2021. – 56 с. 
Шум как гигиеническая и социальная проблема : учебное пособие / Е. В. Жукова,
Г. В. Куренкова, М. О. Потапова ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра
профильных гигиенических дисциплин. – Иркутск : ИГМУ, 2020 – 56 с.









HYPER13PAGE  HYPER15


2


HYPER13PAGE  HYPER15