Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение ?Дубенская общеобразовательная школа? Тема проекта ?Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки?. Руководитель проекта учитель 3 класса: Волова Наталья Викторовна Составила проект: уч-ца 3 класса Шабайлова Елена 2025 год ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………… 3 Глава I. Труженики тыла в военное время…………………………………………5 1.1. Современники моей прабабушки………………………………………………5 1.2. Село Орлиное в годы войны…………………………………………………..7 Глава II. Годы прабабушки, опаленные войной…………………………………..8 2.1. История семьи моей прабабушки……………………………………………...8 2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве………………………………9 2.3. Данные о тружениках тыла Шушенского района из деревни Лыткино, для сравнения…………………………………………………………………………...12 Заключение…………………………………………………………………….........13 Библиография………………………………………………………………………15 Приложения ВВЕДЕНИЕ У нас и детства не было отдельно, А были вместе мы и детство и война. Р. Рождественский Тема нашей исследовательской работы: ?Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки?. Всё дальше и дальше уходит от нас?Великая?Отечественная?война?1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали разорвавшихся снарядов и взрывов бомб. Но война не стёрлась из памяти людей, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в эти годы Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство Как-то мы с мамой сидели и разговаривали о нашей бабушке, которая во время войны была ребенком, но она трудилась и помогала фронту. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны. Я решила глубже об этом узнать. Своей работой мы хотели показать события Великой Отечественной войны глазами ребенка, еще юной девушки, живущей в тылу. Она вспоминала, а мы записывали. Это рассказ о собственной жизни – борьбе за выживание. Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что многие мало знают историю своей семьи, а в ходе исследования я узнала много нового о войне 1941 - 1945 года, о людях, трудившихся в тылу, о родном мне человеке. Новизна моей?работы заключается в том, что до меня в семье никто не занимался исследованием судьбы прабабушки. Цель работы: узнать о жизни тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Изучить материалы о тружениках тыла. 2. Расспросить прабабушку с целью изучения фактов ее жизни и изучить документы из архива моей семьи. 3. Собрать сведения о тружениках тыла нашей деревни. Объект исследования – труженики тыла в годы войны. Предмет - ?военное детство Володарцевой Анастасии Ивановны, моей прабабушки. ?В ходе работы я использовала следующие методы: Теоретический: анализ литературы и интернет – источников. Интервью (беседа) с моей бабушкой и дедушкой, о тех тяжелых временах. Беседа с соседской бабушкой Глушковой Екатериной , она дитя войны. Обобщение полученных данных. ГЛАВА I. ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1.1. Современники моей прабабушки. О Великой Отечественной войне нам многое известно из книг и документальных источников. В 2025 исполнится 80й год со дня окончания Великой Отечественной войны. Участников боевых действий осталось очень мало. Большинство участников тех событий – это труженики тыла, сироты войны и дети войны. Тружениками тыла называют всех тех, кто работал и помогал фронту с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в возрасте от 10 лет и старше. У всех тружеников тыла имеется медаль и удостоверение Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны. Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — ВОЙНА. У целого поколения, рожденного с 1920 по 1945 год, украли детство. ?Дети Великой Отечественной войны? — так называют сегодняшних 86—90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.?Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети, — голод, холод. Им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам,— они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный маленький подвиг.?Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей . В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов, а деревенские дети с раннего утра шли на поля, и в колхозы и совхозы на трудные работы. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин Трудовой героизм был нормой поведения. Свыше 16 млн. тружеников города и села удостоены медалями ?За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.?. В стране широко развернулось всенародное движение по сбору личных средств на строительство танков, самолетов, подводных лодок для действующей армии . В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны... Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих были направлены на увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств . Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. ?Все для фронта! Все для победы!? - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам – школьникам. Моя прабабушка закончила всего 6 класса, и вышла на сельхоз работы в колхоз. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине ?гулливеровскими? были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна . Работники тыла стояли в одном ряду с доблестными солдатами Советской армии и ковали победу для фронта. Они делали танки, пушки, самолёты, плавили сталь, добывали уголь, растили хлеб. Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений. 1.2. Село Орлиное в годы войны. Родина моей прабабушки – это село Орлиное в Киргизской ССР. В Киргизии не было военных действий, но люди делали всё для победы в тылу и также заслуживают почёта и уважения . В годы Великой Отечественной войны было много призывников и добровольцев. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, сыновья, уходили с надеждой и верой поскорее избавиться от фашистского нашествия. Вчерашние школьники покидали родные края, обещая до последней капли крови защищать Отчизну. Более двух тысяч земляков так и не вернулось с полей сражений. В их честь в каждом городе и селе, поставлены памятники. В годы войны сельское хозяйство области, как и весь тыл, оказалось в тяжелом положении. Оно должно было обеспечить продуктами не только себя, но и воюющую армию. К тому же из хозяйств на фронт было направлено десятки сотен тракторов, автомобилей, лошадей. Около половины трактористов и комбайнеров были призваны в действующую армию. Нехватка людей стала сразу же остро ощущаться и в их районе, и в целом по стране. Тогда на помощь пришли женщины и девушки, которые начали учиться на краткосрочных курсах трактористов и комбайнеров. За годы войны имена нескольких сотен и тысяч женщин прославились героическим трудом . Тяжелейший труд лег и на детские плечи школьников всей страны. Во время каникул вместо отдыха они трудились нередко наравне со взрослыми: работали на сенокосилках и тракторах, на уборке овощей и прополке зерновых. Дети быстро осваивали новую для них профессию трактористов и успешно пахали землю, сеяли и убирали хлеб. Многие дети за свой труд были удостоены званиями ?Ударник Социалистического труда?. Прабабушка вместе с братьями и сестрами выходили в поля с серпами и граблями. Главной задачей являлось выполнение и перевыполнение государственных планов по заготовке хлеба и других продуктов сельского хозяйства: молока, мяса, картофеля и других овощей. Крестьяне, сами жившие впроголодь, в тяжелейших лишениях, отдавая зачастую последнее. С этой задачей справились . Таким образом, изучив различные источники, мы выяснили, что труженики тыла нашей страны, несмотря на суровые условия, внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом. ГЛАВА II. ГОДЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ. 2.1. История семьи моей прабабушки. Суровое военное время, голод, холод, гибель отцов на полях сражений – дети сороковых взрослели быстро, трудились наравне со взрослыми. Война ворвалась в жизнь внезапно, детям, потерявшим родителей, было вдвойне тяжело. На примере моей прабабушки мы хотим рассказать о трудном детстве того времени . Моя прабабушка Володарцева (Кришталь) Анастасия Ивановна родилась 7 февраля 1924 года в селе Орлиное Иссык-Кульской области. Росла она вместе с двумя братьями и младшей сестренкой, в простой христианской семье. Когда началась война отец Кришталь Иван Алексеевич в первых рядах ушел на фронт, мама Кришталь Аграфена Федоровна осталась с четырьмя детьми(Алексей, Илья, Анстасия и Екатерина). Позже и старшие Алексей и Илья (братья прабабушки) ушли добровольцами на фронт, отец через год погиб. О гибели отца прабабушка Анастасия Ивановна ничего не знала, где и как он погиб. Рано повзрослев , моя прабабушка, ей тогда было 17 лет, осталась жить с мамой и сестренкой. Мама с утра до ночи работала в колхозе. Ей приходилось, самой и воду носить и печь топить и корову доить, и в огороде все делать. Школу бросила после 6 класса, пошла работать в колхоз. Младшая сестренка с другими детьми ходили в школу в соседнюю деревню за 12 километров от дома. Это было её довоенное детство, а потом началась война. –?Трудно было ходить от деревни в деревню, но учиться очень хотелось. Зимой бывало идёшь, дорогу снегом заметет, и думаешь как бы с пути не сбиться. А зимы какие раньше суровые были не такие как сейчас?. 2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве. О своём военном детстве прабабушка рассказала маме сама. Мама рассказывала, что прабабушка окончила 6 классов. Пришлось бросить школу и выйти на работу в колхоз. В колхозе было тяжело, работа физическая , все делали руками, машин и тракторов почти не было, все отправили на фронт. Пахали плугом на конях или быках, нормы ставили большие. Убирали тоже в ручную серпом или косой, на уборку выходили даже маленькие дети. Вечером женщины собирались в одном доме в целях экономии света(лучинок или фитилей), пряли шерсть и вязали до полуночи носки и варежки на фронт. В колхозе разводили еще овец, свиней, коров и коней. Овец для шерсти, свиней для мяса и заготовки сала для фронта, коней выращивали для обработки полей и для фронта, корова в семье вообще считалась кормилицей. Все овощи отправлялись на фронт, с фруктов делали заготовки сухофруктов. На каждую семью была поставлена норма, которую с каждого дома надо было сдать для фронта. Послушайте как рассказывала прабабушка: -Когда началась война, мне было уже 17 лет. Жизнь во время войны была очень тяжелой и у тех, кто был ближе к фронту, и у тех, кто жил в глубоком тылу. На фронт, как и везде, из нашей деревни забрали всех мужчин. Все хозяйство легло на женские и детские плечи. В это время я училась в школе закончила 6 класс . Наверное, как и везде у нас в школе не хватало учителей, так как многие из них ушли на фронт. Учебников почти не было, совсем не было тетрадей, писали на листах старых книг или газет. Писали палочками или гусиными перьями, чернила делали из сажи или свеклы. Занятия приходилось посещать не всегда. Да еще и школа в соседней деревне, в которую надо идти 12км. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что у нас в семье было одно пальто, одни сапоги или валенки, и в весеннюю распутицу мы не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий вынуждены были бросить школу. Вот и прабабушка еще до войны бросила школу, потому что надо было помогать маме по хозяйству. Сама жизнь заставляла этих людей работать от зари до зари, и поэтому пришлось расстаться со школой и мне. Наряду со взрослыми, я стала работать в колхозе. ?К тому времени основными работниками в деревне были только женщины, дети, старики, да вернувшиеся с фронта раненые инвалиды. Мы и школьники, помогали колхозу: работали на сенокосе, пололи просо, зимой собирали золу для удобрения полей, домашнее хозяйство тоже лежало на наших хрупких плечах, так как у взрослых было много других забот. Все работали: дети и взрослые, днем и ночью, не считались ни с чем. Рабочий день во время посевной начинался с раннего утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас был находчивый. Колхозницы пахали, запрягая в плуг женщин, что посильнее. За работу получали паек. Летом бегали в лесу или на поле, собирали ягоды, травы, а осенью до ?белых мух? копали картошку. Трудно жилось, голодно. Летом ещё ничего: питались всем, что растёт в лесу: ягодами, грибами, а зимой – сложнее: суп из картофельных очистков, болтушка из отрубей и летние заготовки: жёлуди, засушенные травы, хлеб с клевером, оладьи из картошки, запивая все это солодом из сахарной свеклы. Иногда ходили собирать на поля оставшиеся колоски и гнилую картошку – вот и вся наша еда. Во время войны на нашей улице остался один мужчина, старый дедушка, который бесплатно возил дрова для семей, в которых были женщины и дети. Мы, ребятишки, помогали ему разгружать эти дрова. Но всё же - это было моё детство.? Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. На фронте мы не воевали, но вместо спокойного и мирного детства мы испытали участь немецкой оккупации. Мы жили в ?тылу, где не было военных действий, где не рвались мины, самолеты не сбрасывали бомбы, не стреляли танки, и не врывались в дома фашисты. Несмотря на все невзгоды, тяготы и лишения, Родина победила. Главное для всех была победа над врагом. И мы приближали этот день, как могли, и дождались победы. Окончилась война и наша жизнь стала легче. -А где Вы встретили День Победы и как его отмечали? -О Победе объявили по радио. Все плакали от радости и счастья, обнимались, поздравляли друг друга. Этот день ждали, потому что советские войска были в Берлине. Об этом говорили по радио. День Победы для нас стал самым счастливым днём. -В чём, по-вашему, секрет победы? -Секрет победы в патриотизме народа, желании Победить. Одни воевали, другие работали в тылу. Советский народ делал всё ради Победы. -Я выросла, выучилась ( 6 классов закончила), многие отучились только 4 класса. Работала в деревне, сначала на полях, потом ушла работать телятницей. Вышла замуж за фронтовика после войны.. Он был отличным работником колхоза. Родила и вырастила четверых детей. После войны мы жили большой и дружной семьей, Мы с мужем забрали к себе бабущку и деда, маму я тоже не могла бросить, сестра вышла замуж за фронтовика, участника Брестской битвы. Всенародная беда сплотила нас и помогла выжить, выстоять, победить, и это уже было подвигом, который совершили не только взрослые, но и дети. Наше поколение хорошо знает, что такое война, и поэтому готовы вслед за поэтессой Людмилой Татьяничевой повторять: Что мне надо? Скажу по совести: Непременней всего на свете Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей Не изведали наши дети! Выслушав внимательно рассказ о своей прабабушке, я думаю, что, несмотря на тяжёлое детство, она не стала злой или капризной, она - очень порядочный, скромный и отзывчивый человек. Военное лихолетье оставило отпечаток в её душе, но не сломало её. Моя прабабушка всегда останется жизнерадостной, милой и самой доброй. Я любила проводить с ней время, когда она была жива, за чашкой чая, слушая ?рассказы о нелегком детстве, о своей любимой и родной деревне Орлиное, любила рассматривать медали, которыми она награждена. Проанализировав полученный материал, я пришла к выводу, что моим родным, не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, на их счету нет ни одного убитого фашиста. Но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, которые растили хлеб, чтобы кормить бойцов, если бы не труд детей и подростков на заводах по выпуску снарядов, если бы не работа врачей и медсестёр, спасавших раненых… Если бы не работа тружеников тыла—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей! И одну из страниц этого общего дела написали мои родные. 2.3. Данные о тружениках тыла Шушенского района из деревни Лыткино. Проводя исследование, мы решили узнать сколько тружеников тыла живёт в Шушенского района из деревни Лыткино, так как моей прабабушки прожила большую часть своей жизни в Киргизской СССР, в деревне Орлиное, а в данный момент ее нет в живых, мы решили продолжить свой проект в России. Обратившись к оставшимся детям войны из деревни Лыткино, Мы провели беседу с ними, уточнили все данные о ветеранах и тружениках тыла. Ещё мы узнали, что всего за годы войны на фронт было призвано более 5000 наших земляков( из Шушенского района). Они участвовали во всех решающих битвах, многие отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Также мы выяснили, что по всей России воздвигнуты памятники труженикам тыла. В Красноярском крае, такой памятник был открыт 22августа 2013году в г.Красноярск. О той незабываемой беде нашего народа ?написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы свидетелей той войны- детей, которые не по наслышке, своими глазами видели и испытали ее. Такое не должно повториться! Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, на благо той земле, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Благодаря проделанной работе, мы выяснили, что во время войны люди, жившие в тылу, были вынуждены помогать фронту. Спустя много лет этих людей стали называть тружениками тыла и выдавать медаль и удостоверение. Мы узнали о их жизни из книг и из рассказа прабабушки о своём военном детстве. Моя работа сделана в благодарность прабабушке, когда она умерла ей было 93 года. Мы пришли к выводу, что каждый из нас должен и обязан ценить воспоминания своих родных, ветеранов и тех людей, чье детство пришлось на это непростое время, чтобы знать и не забывать свою историю, быть патриотами своей Родины. Так же мы выяснили, что большинство детей того времени рано ушли из жизни из - за тяжелых жизненных условий, которые повлияли на их здоровье. Подробнее о тружениках тыла и детях войны книг ?Сыны и дочери Отчизны? и ?Жизнь, опалённая войной? (воспоминания тружеников тыла и детей войны) Узнали мы и о памятниках труженикам тыла. Хочу предложить нарисовать с ребятами свои эскизы будущего памятника для села Лыткино и Дубенск. В дальнейшем мы планируем продолжить свою работу по этой теме. А для этого нам нужно будет сделать следующее: 1) Продолжать проводить классные часы по теме ?Люди ВОВ?; 2) Написать мемуары о военном детстве по воспоминаниям моей прабабушки 3) Собрать еще интересный материал о тружениках и о детях войны. БИБЛИОГРАФИЯ Алексеев С. Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014 Жизнь, опалённая войной (воспоминания тружеников тыла и детей войны) /сост. Т.И.Царегородцева, Г.К.Нечаева. – Омск: Изд – во ?Амфора?, 2015. – 120 с. Лукьянцев Г.Г. Сыны и дочери Отчизны. РПО Тарского филиала ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014 – 190 с. Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 3. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 18. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. ? ? ? Рост, Ю. Хлеборобы войны: Дети военной поры / Э.Максимова. – Москва: Политиздат, 1984. Сборник воспоминаний детей военного времени. Обожгла наше детство война…Омск, 2010 год. ?Сибирь в период?Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]-. http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/1464-10.html Тимошенко, Т. Белая шубка: Дети военной поры / ?Э.Максимова. – Москва: Политиздат, 1984. ?Ходза, Н. Дорога жизни: Рассказы / Н. Ходза. – Ленинград: Детская литература, 1974. Эвакуация в СССР во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki HYPER13PAGE HYPER15 12
Работа творческого конкурса: "День Победы "
«Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки».