Методическая разработка урока учебной практики
ПМ.01 Выполнение каменных работ
Тема: Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 11/2 кирпича ОСПШ
Профессия: 08.01.07 Мастер общестроительных работ
Разработала: Луцак Е.М.
Содержание
Введение
Основная часть
Разработка плана урока
Содержание
и ход занятия
План-конспект
фрагмента
урока
Список используемой литературы
Приложения
1. Введение
Главное конкурентное преимущество современного выпускника – уровень его практической подготовки. Подготовка качественных специалистов, удовлетворяющих потребности и ожидания работодателей, становится важной проблемой профессиональной педагогики. Это повышение качества профессионального образования, уровня квалификации, которую осваивает будущий работник. Заостряются вопросы обеспечения формирования общих и профессиональных компетенций, повышения его конкурентоспособности
Учебная практика - основной компонент в подготовке рабочих кадров в системе начального профессионального образования. Главная цель - приобретение обучающимися практических знаний, профессиональных умений и навыков для квалифицированной трудовой деятельности по профессии.
Данный урок учебной практики является одним из первых в отработке профессиональной компетенции - «ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
При изучении ПМ 01, на уроке организуется осмысление, формулирование и развитие ранее приобретённых знаний, умений и отработке навыков. Урок начинает изучение вопросов кладки конструкций и элементов стен по однорядной системе перевязки швов. Его содержание акцентирует внимание на изучение технологического процесса подготовки, последовательности, контроля качества кладки и самостоятельное решения производственных ситуаций приближенных к производственным. В ходе урока применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с инструкционной картой); наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий); практические методы (комплексные учебно-производственные работы); метод - повышения познавательной активности, который побуждает познавательный интерес, сформирует самостоятельность, ответственность в учебной или производственной деятельности, помогает использование в образовательном процессе развивающих образовательных технологий.
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ФИО мастера п/о ____________________
Тема программы: Кладка по однорядной системе перевязки швов.
Тема урока: «Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной
1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов»
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций
Вид урока: урок упражнений
Цели урока:
1. Обучающая: формирование умений и навыков по выполнению кладки сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
2. Развивающая: формировать и развить умения анализировать, научить рационально, самостоятельно организовывать свой труд, развивать профессиональную интуицию и технологическое мышление, научить применять теоретические знания на практике;
3. Воспитательная: - воспитание ответственности, чувства коллективизма, внимательности, исполнительности и культуры труда.
Формируемые компетенции:
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ;
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности;
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ;
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстративный, практический
Материально - техническое оснащение урока:
а) ПК
б) инструменты, приспособления инвентарь каменщика.
в) материалы: макеты кирпичей;
Учебно – наглядные пособия: инструкционно - технологические карты по теме урока.
Формы организации процесса обучения: фронтальная, индивидуальная
Междисциплинарная связь: МДК 01.01Технология каменных работ,
ОП.01. «Основы материаловедения» ОП.04. Основы Технологии общестроительных работ.
Организация и ход урока
I. Организационный этап
II. Вводный этап урока
2.1. Сообщение темы
2.2. Ознакомление с целями урока. Мотивация деятельности обучающихся.
2.3 Актуализация опорных знаний (устный опрос)
2.4. Объяснение нового учебного материала с показом приемов и способов работы
2.5. Пробные выполнения изучаемых трудовых приемов.
2.6. Объяснение приемов самоконтроля и контроля на уроке
2.7. Закрепление материала вводного инструктажа: выполнение тестового задания «Элементы кладки»
2.8. Закрепление требований техники безопасности
2.9. Определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению учебно - производственных работ.
2.10. Сообщение норм времени, критериев оценок.
2.11. Организация рабочего места
III. Основной этап урока
Деятельность обучающихся:
Самостоятельная работа:
Выполнение индивидуальных заданий по теме урока.
Деятельность мастера п/о
Текущий инструктаж
Целевые обходы рабочих мест студентов:
IV. Заключительный этап.
Технологическая карта урока
Заключение.
Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы мастера и обучающихся. Чтобы успешно сформировать у обучающихся систему технологических умений и навыков в процессе учебной практики, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.
В реализации этой задачи мне помогает организация самостоятельной учебной деятельности на уроках учебной и производственной практике. Это может быть выполнение определенных заданий с использованием справочной литературы, нормирующей документации, расчет требуемых материалов, выполнение упражнений по применению теоретических знаний на практике, выполнение технологических карт по определенной теме, карты трудовых ресурсов, заданий по осуществлению самопроверки, самоконтроля при осуществлении конкретного технологического процесса.
Список используемой литературы
Зазюк
И. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для
пед. спец. учеб. Заведений. М. 1999 . 302 с.
Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах.
Метод . пособие . М. ИРПО 1997 . 176 С.
Ю. А.
Якуба
.
Методика тестирования качества производственного
обучения . Москва . 2001 . 56 с.
И. И.
Ищенко .
Технология каменных и монтажных работ . ПТО . ВШ. 4
Изд. 1989 . 335 с.
И .
И. Чичерин . Общестроительные работы .Учебное пособие . М. ПОИ.
2009 . 416 с .
Ресурсы Интернет:
http://www.stroyopyt.ru/?p=47 Кладка стен.
http://luxcottage.ru/menu_113.html Строительство коттеджей под ключ.
http://www.shuruping.ru/electric/categor/1030 Лазерный уровень.
http://prokatin.ru/blog/bricky-bystraya-kladka-kirpicha Приспособление для кладки «Вricky»
Приложение 1
План – конспект фрагмента урока
Добрый день ребята. Проверка присутствующих на уроке, внешний вид.
Ребята, я думаю, что вам всем знакомы эти слова – строитель, монтажник, сварщик, но это лишь названия.
Слайд 2 В реальности мы творцы, такой красоты, которая будет жить и восхищать ещё тысячи лет.
А начать наш урок я хочу с притчи О ТРЕХ КАМЕНЩИКАХ.
Три каменщика (Притча) (слайд 3)
Три каменщика работали на стройке.
Одного спросили:
-Что ты делаешь?
-Я кладу камни.
Второго спросили:
-Что ты делаешь?
-Я зарабатываю на хлеб для себя и для своей семьи.
Третьего спросили:
-Что ты делаешь?
-Я строю красивый храм.
Так вот, если ты не просто перекладываешь камни, а занимаешься чем-то важным и осмысленным, то ты меньше устаёшь, даже если много работаешь. Так уж устроены люди.
Я рассказал вам эту историю, чтобы вы видели в труде не просто работу и деньги, а грандиозный результат общего труда, зачастую не заметный поначалу.
Ну, что уже у вас появился интерес! Так давайте проверим!
(Слайд 4)
Тема нашего урока: ««Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов». А как вы думаете? Какая цель нашего урока? (обучающиеся отвечают на вопрос).
Правильно! Научиться выкладывать сплошные стены толщиной в 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов
(слайд 5) Кирпич- это искусственный материал, сделанный из глины (красный цвет и его оттенки), извести (белый) и, а такие яркие разноцветные получаются путём добавления краски.
(слайд 6) Любой кирпич имеет грани, которые носят своё название и свои размеры. (ложок, тычок, постель) Кирпич можно разделить на части, и каждая часть также имеет своё название и свой размер (половинка, четвертинка и трёхчетверка)
(слайд 7) «Нормокомплект каменщика» - инструменты каменщика, (кельма для нанесения и разравнивания раствора, молоток-кирочка для рубки и тёски кирпича, отвес для проверки вертикальности углов, причальный шнур для натягивания вдоль кладки и соблюдения горизонтальности рядов, уровень для проверки выложенных рядов)
(Слайд 8) Организация рабочего места каменщика
(Слайды (9-11) приёмы кладки, схема раскладки, контроль качества
Зная эти не хитрые правила, вы сможете самостоятельно применить на практике и увидеть, как это выглядит в реальности.
Сейчас я вам продемонстрирую приёмы работ по кладке сплошных стен толщиной в 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов, используя инструкционно –технологическую карту, которая лежит у вас на столах. Для соблюдения правил ТБ на мне одета спецодежда, а на руки я одеваю перчатки.
Для точного
выполнения
кладки сплошных стен
,
я беру инструкционно
-
технологическую карту.
Я
укладываю первый ряд согласно схеме в инструкционной карте и проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем
Выкла
дываю второй ряд
согласно схеме в инструкционной карте
и снова проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем.
Выкладываю третий ряд, который повторяет первый согласно схеме в инструкционной карте и снова проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем.
Перед тем как вам приступить к работе давайте вспомним приёмы работ по укладке кирпича:( Сморим видео и анимацию, с пояснениями мастера, вопросы задают обучающие)
Вопросы:
Перед тем как начать кладку, что нужно одеть? (
спецодежду, перчатки
)
Для точного выполнения орнамента, что нужно изучить? (Инструкционно-технологическую карту)
На какую часть кирпича сдвигаем ряды относительно друг друга? (на четверть кирпича)
При кладке рядов из кирпича, что постоянно проверяют и каким инструментом? (
Вертикальность и горизонтальность кладки, уровнем
)
Практическое задание
Я предлагаю вам приступить к практической работе. Работать вы будете по 2 человека. Каждому команде необходимо выложить стенку из кирпича 6 рядов, (Каждый в звене выкладывает по три ряда) чтобы получилась стена как на рисунке в инструкционно-технологической карте.
Перед началом производства каменных работ нам необходимо правильно организовать свое рабочее место, потому что от этого зависит, техника безопасности и производительность труда.
Для этого строительную площадку мы разбиваем на три зоны. Главная из них рабочая зона. Это расстояние от выкладываемой стены до расположения кирпича, которая равно 700 мм.
Начинаем укладку кирпичей. Показываю, как заготавливать неполномерный кирпич, установку первого и второго ряда кладки.
Внимание! Соблюдаем толщину вертикального шва и продольного шва.
Соблюдайте ровность вертикальности угла, а также горизонтальность кладки. Особое внимание уделяйте перевязке вертикальных и горизонтальных швов, а также продольных поперечных швов.
Так как вы не обладаете линейным и объемным глазомером, чаще необходимо производить контрольно – измерительные операции.
Все можно проверить инструментом «уровень», так как этот инструмент универсальный.
1. Студенты проходят инструктаж по технике безопасности, разделяются на звенья «двойка» и приступают к выполнению самостоятельного практического задания.
2. Организация рабочего места.
3. Подготовка инструментов к работе
4. Подготовка раствора для кладки
5. Заготовка неполномерного кирпича.
6. Расстилание растворной постели
7. Кладка первого ряда и последующих рядов (см. Стенд для порядовки кирпича)
Текущий инструктаж: по ходу выполнения работ.
1. Соблюдение безопасных условий труда
2. Организация рабочего места.
3. Правильность выполнения рядов кладки, толщина швов.
4. Хватка инструмента.
5. Использование рабочих и контрольно-измерительных инструментов.
6. Во время работы обращать внимание на правильное рабочее положение студентов.
7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
В процессе кладки не забываем проверять вертикальность и горизонтальность уровнем. Эти навыки помогут вам выполнять кладку хорошего качества.
Подводим итоги: Провести анализ работы группы, отметить положительные результаты, успехи обучающихся и группы в целом, разбор и анализ типовых ошибок, дать оценку качества выполнения работ.
Рефлексия
Преподаватель: А теперь поделитесь мнениями об уроке.
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Уборка рабочего места.
Приложение 2
Инструкционно-технологическая карта.
Приложение 3
Выберите правильный ответ.
1. какой вид архитектурного оформления создаёт игру светотеней на стене:
а) облицовка плит их природных или искусственных камней
б) обрамление проёмов кирпичом различного цвета
в) использование орнамента в виде отдельных вставок
г) вкрапление в кладку рельефных рисунков;
д) использование профильного кирпича
2. Какими инструментами выполняют кладку?
а) мастерок б) швабровка г) правило д) металлическая щетка
3. На лицевую версту в декоративной кладке укладывают кирпич
а) керамический б) силикатный в) силикатный лицевой г) керамический лицевой
4. Какая обработка поверхности выполняется перед укладкой кирпича?
а) увлажняют б) очищают от пыли и грязи
в) просушивают г) укладывают гидроизоляцию
5. Какими инструментами выполняют уплотнение швов?
а) шпатель б) расшивка в) кельма
6. Допустимая толщина горизонтального шва.
а) 5 мм б) 3 мм в) 10 мм
7. Кладка ведётся?
а) в любое время года
б) только в летний период
Лист ответа
Приложение 4
Тест «Верю-не верю»
верите ли вы, что кладку, можно вести без перевязки швов? (нет)
верите ли вы, что проверять вертикальность и горизонтальность кладки, можно отвесом? (нет)
верите ли вы, что не надо пользоваться инструкционно-технологической картой, во время кладки? (да)
верите ли вы, что хороший каменщик, никогда не оденет спецодежду? (нет)
верите ли вы, что
можно не выполнять контроль качество
? (нет)
Приложение 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (выполнения практического задания)