* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Методическая разработка урока учебной практики

ПМ.01 Выполнение каменных работ

Тема: Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 11/2 кирпича ОСПШ

Профессия: 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Разработала: Луцак Е.М.

Содержание

Введение

Основная часть

Разработка плана урока

Содержание

и ход занятия

План-конспект

фрагмента

урока

Список используемой литературы

Приложения

1. Введение

Главное конкурентное преимущество современного выпускника – уровень его практической подготовки. Подготовка качественных специалистов, удовлетворяющих потребности и ожидания работодателей, становится важной проблемой профессиональной педагогики. Это повышение качества профессионального образования, уровня квалификации, которую осваивает будущий работник. Заостряются вопросы обеспечения формирования общих и профессиональных компетенций, повышения его конкурентоспособности

Учебная практика - основной компонент в подготовке рабочих кадров в системе начального профессионального образования. Главная цель - приобретение обучающимися практических знаний, профессиональных умений и навыков для квалифицированной трудовой деятельности по профессии.

Данный урок учебной практики является одним из первых в отработке профессиональной компетенции - «ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.

При изучении ПМ 01, на уроке организуется осмысление, формулирование и развитие ранее приобретённых знаний, умений и отработке навыков. Урок начинает изучение вопросов кладки конструкций и элементов стен по однорядной системе перевязки швов. Его содержание акцентирует внимание на изучение технологического процесса подготовки, последовательности, контроля качества кладки и самостоятельное решения производственных ситуаций приближенных к производственным. В ходе урока применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с инструкционной картой); наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий); практические методы (комплексные учебно-производственные работы); метод - повышения познавательной активности, который побуждает познавательный интерес, сформирует самостоятельность, ответственность в учебной или производственной деятельности, помогает использование в образовательном процессе развивающих образовательных технологий.

ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ФИО мастера п/о ____________________

Тема программы: Кладка по однорядной системе перевязки швов.

Тема урока: «Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной

1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов»

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций

Вид урока: урок упражнений

Цели урока:

1. Обучающая: формирование умений и навыков по выполнению кладки сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов.

2. Развивающаяформировать и развить умения анализировать, научить рационально, самостоятельно организовывать свой труд, развивать профессиональную интуицию и технологическое мышление, научить применять теоретические знания на практике;

3. Воспитательная: - воспитание ответственности, чувства коллективизма, внимательности, исполнительности и культуры труда.

Формируемые компетенции:

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ;

ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности;

ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ;

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстративный, практический

Материально - техническое оснащение урока:

а) ПК

б) инструменты, приспособления инвентарь каменщика.

в) материалы: макеты кирпичей;

Учебно – наглядные пособия: инструкционно - технологические карты по теме урока.

Формы организации процесса обучения: фронтальная, индивидуальная

Междисциплинарная связь: МДК 01.01Технология каменных работ,

ОП.01. «Основы материаловедения» ОП.04. Основы Технологии общестроительных работ.

Организация и ход урока

I. Организационный этап  

II. Вводный этап урока  

2.1. Сообщение темы

2.2. Ознакомление с целями урока. Мотивация деятельности обучающихся.

2.3 Актуализация опорных знаний (устный опрос)

2.4. Объяснение нового учебного материала с показом приемов и способов работы

2.5. Пробные выполнения изучаемых трудовых приемов.

2.6. Объяснение приемов самоконтроля и контроля на уроке

2.7. Закрепление материала вводного инструктажа: выполнение тестового задания «Элементы кладки»

2.8. Закрепление требований техники безопасности

2.9. Определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению учебно - производственных работ.

2.10. Сообщение норм времени, критериев оценок.

2.11. Организация рабочего места

III. Основной этап урока 

Деятельность обучающихся:

Самостоятельная работа:

Выполнение индивидуальных заданий по теме урока.

Деятельность мастера п/о 

Текущий инструктаж

Целевые обходы рабочих мест студентов:

IV. Заключительный этап.    

Технологическая карта урока

Тема раздела

Тема урока

«Производство общих каменных работ различной сложности».

«Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов».

Ф.И.О.

мастера п/о

Мастер п/о

Задача урока

Формирование и усовершенствование умений

Цели урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

формирование умений и навыков по выполнению кладки сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов

формировать и развить умения анализировать, научить рационально, организовывать свой труд, развивать профессиональную интуицию и технологическое мышление, научить применять теоретические знания на практике;

воспитание ответственности, чувства коллективизма, внимательности, исполнительности и культуры труда

Организационная структура урока

Этап 1

1. Организационная часть:

Отметка отсутствующих по журналу

2. Осмотр внешнего вида учащихся на соответствие его эстетики труда, и техники безопасности.

Длительность этапа

3 мин.

Форма организации деятельности студентов

Фронтальная

Основные виды деятельности мастера п/о

Организация фронтальной беседы

Этап 2

Вводный инструктаж:

Сообщение темы и цели урока

Провести с обучающимися беседу: связать тему урока с предыдущим занятием, напомнить теоретический материал темы урока, изучить требования по данной работе.

Беседа с проверкой знаний по материалу, изученному на уроках теории

I. Перечислите операции по подготовке поверхностей перед укладкой кирпича

Ответ: 1.Очистка поверхности от грязи, пыли.

2.

Нанесение гидроизоляционного слоя

3.приготовление раствора.

4. расстилание раствора на рабочей поверхности

II. Что такое раствор? Какой он бывает?

Ответ: Раствор - пластичный строительный материал, состоящий из заполнителя и вяжущего вещества с различными добавками;

- Бывает по виду вяжущего цементный, известковый, гипсовый, глиняный и смешанный..

III. Какие виды кирпича вы знаете по виду вяжущего?

Ответ: Керамические (глина), силикатные (известь), бетонные (цемент)

IV. Как разделяется рабочее место каменщика?

Ответ: На 3 зоны: рабочая, складирования, свободная

V. Какие контрольно- измерительные инструменты каменщика вы знаете?

Ответ: Уровень, правило, отвес, угольник

Изложение материала с личным показом операций или профессионального приема работы с одновременным объяснением.

Проверка усвоения: предложить учащимся повторить практический прием работы: описание операций даны в инструкционно – технологической карте (Приложение 2).

Закрепление материала вводного инструктажа:

Выполнение тестового задания (Приложение 3)

Инструктаж по правилам техники безопасности:

Работать только в спецодежде и перчатках.

Ручки инструментов должны быть гладкими, без сколов.

Леса и подмости устанавливают на очищенные выровненные поверхности.

Инструменты, инвентарь и материалы располагают так, чтобы они не мешали проходу рабочих.

После окончания работ вымыть руки с мылом.

Длительность этапа

4

0 мин

Форма организации деятельности студентов

Фронтальная

Основные виды деятельности мастера п/о

Организация фронтальной беседы, показа приемов работы

Этап 3

Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа обучающихся

Выдача учебных заданий на урок и расстановка обучающихся по рабочим местам

Целевые обходы рабочих мест с целью:

проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил Т.Б.

проверить правильность выполнения трудовых приемов;

коллективное и текущее инструктирование

проверить правильность ведения самоконтроля

проверить правильность соблюдения технических

и технологических условий в работе,  прием практической работы, оценивание.

Уборка рабочих мест.

Длительность этапа

5ч.20 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная

Основные виды деятельности мастера п/о

Целевые обходы

Промежуточный контроль

Контроль правильного выполнения приемов работы, технологической последовательности, а также соблюдение правил техники безопасности и. т. д.

Этап 4

Заключительный инструктаж: Провести анализ работы группы, отметить положительные результаты, успехи обучающихся и группы в целом, разбор и анализ типовых ошибок, дать оценку качества выполнения работ. Ответить на тест: «Верю-не верю» (приложение 3)

Рефлексия

Объявить тему следующего урока

Выдать домашнее задание. Повторить пройденный материал.

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Основные виды деятельности мастера п/о

Организация беседы, подведение итогов, выставление и комментарии оценок

Заключение.

Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы мастера и обучающихся. Чтобы успешно сформировать у обучающихся систему технологических умений и навыков в процессе учебной практики, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.

В реализации этой задачи мне помогает организация самостоятельной учебной деятельности на уроках учебной и производственной практике. Это может быть выполнение определенных заданий с использованием справочной литературы, нормирующей документации, расчет требуемых материалов, выполнение упражнений по применению теоретических знаний на практике, выполнение технологических карт по определенной теме, карты трудовых ресурсов, заданий по осуществлению самопроверки, самоконтроля при осуществлении конкретного технологического процесса.

Список используемой литературы

Зазюк

И. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для

пед. спец. учеб. Заведений. М. 1999 . 302 с.

Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах.

Метод . пособие . М. ИРПО 1997 . 176 С.

Ю. А.

Якуба

.

Методика тестирования качества производственного

обучения . Москва . 2001 . 56 с.

И. И.

Ищенко .

Технология каменных и монтажных работ . ПТО . ВШ. 4

Изд. 1989 . 335 с.

И .

И. Чичерин . Общестроительные работы .Учебное пособие . М. ПОИ.

2009 . 416 с .

Ресурсы Интернет:

http://www.stroyopyt.ru/?p=47 Кладка стен.

http://luxcottage.ru/menu_113.html Строительство коттеджей под ключ.

http://www.shuruping.ru/electric/categor/1030 Лазерный уровень.

http://prokatin.ru/blog/bricky-bystraya-kladka-kirpicha Приспособление для кладки «Вricky»

Приложение 1

План – конспект фрагмента урока

Добрый день ребята. Проверка присутствующих на уроке, внешний вид.

Ребята, я думаю, что вам всем знакомы эти слова – строитель, монтажник, сварщик, но это лишь названия.

Слайд 2 В реальности мы творцы, такой красоты, которая будет жить и восхищать ещё тысячи лет.

А начать наш урок я хочу с притчи О ТРЕХ КАМЕНЩИКАХ.

Три каменщика (Притча) (слайд 3)

Три каменщика работали на стройке.

Одного спросили:

-Что ты делаешь?

-Я кладу камни.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

-Я зарабатываю на хлеб для себя и для своей семьи.

Третьего спросили:

-Что ты делаешь?

-Я строю красивый храм.

Так вот, если ты не просто перекладываешь камни, а занимаешься чем-то важным и осмысленным, то ты меньше устаёшь, даже если много работаешь. Так уж устроены люди.

Я рассказал вам эту историю, чтобы вы видели в труде не просто работу и деньги, а грандиозный результат общего труда, зачастую не заметный поначалу.

Ну, что уже у вас появился интерес! Так давайте проверим!

(Слайд 4)

Тема нашего урока: ««Кладка сплошных стен с вертикальным ограничением толщиной 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов». А как вы думаете? Какая цель нашего урока? (обучающиеся отвечают на вопрос).

Правильно! Научиться выкладывать сплошные стены толщиной в 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов

(слайд 5) Кирпич- это искусственный материал, сделанный из глины (красный цвет и его оттенки), извести (белый) и, а такие яркие разноцветные получаются путём добавления краски.

(слайд 6) Любой кирпич имеет грани, которые носят своё название и свои размеры. (ложок, тычок, постель) Кирпич можно разделить на части, и каждая часть также имеет своё название и свой размер (половинка, четвертинка и трёхчетверка)

(слайд 7) «Нормокомплект каменщика» - инструменты каменщика, (кельма для нанесения и разравнивания раствора, молоток-кирочка для рубки и тёски кирпича, отвес для проверки вертикальности углов, причальный шнур для натягивания вдоль кладки и соблюдения горизонтальности рядов, уровень для проверки выложенных рядов)

(Слайд 8) Организация рабочего места каменщика

(Слайды (9-11) приёмы кладки, схема раскладки, контроль качества

Зная эти не хитрые правила, вы сможете самостоятельно применить на практике и увидеть, как это выглядит в реальности.

Сейчас я вам продемонстрирую приёмы работ по кладке сплошных стен толщиной в 1 1/2 кирпича по однорядной системе перевязки швов, используя инструкционно –технологическую карту, которая лежит у вас на столах. Для соблюдения правил ТБ на мне одета спецодежда, а на руки я одеваю перчатки.

Для точного

выполнения

кладки сплошных стен

,

я беру инструкционно

-

технологическую карту.

Я

укладываю первый ряд согласно схеме в инструкционной карте и проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем

Выкла

дываю второй ряд

согласно схеме в инструкционной карте

и снова проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем.

Выкладываю третий ряд, который повторяет первый согласно схеме в инструкционной карте и снова проверяю вертикальность и горизонтальность уровнем.

Перед тем как вам приступить к работе давайте вспомним приёмы работ по укладке кирпича:( Сморим видео и анимацию, с пояснениями мастера, вопросы задают обучающие)

Вопросы:

Перед тем как начать кладку, что нужно одеть? (

спецодежду, перчатки

)

Для точного выполнения орнамента, что нужно изучить? (Инструкционно-технологическую карту)

На какую часть кирпича сдвигаем ряды относительно друг друга? (на четверть кирпича)

При кладке рядов из кирпича, что постоянно проверяют и каким инструментом? (

Вертикальность и горизонтальность кладки, уровнем

)

Практическое задание

Я предлагаю вам приступить к практической работе. Работать вы будете по 2 человека. Каждому команде необходимо выложить стенку из кирпича 6 рядов, (Каждый в звене выкладывает по три ряда) чтобы получилась стена как на рисунке в инструкционно-технологической карте.

Перед началом производства каменных работ нам необходимо правильно организовать свое рабочее место, потому что от этого зависит, техника безопасности и производительность труда.

Для этого строительную площадку мы разбиваем на три зоны. Главная из них рабочая зона. Это расстояние от выкладываемой стены до расположения кирпича, которая равно 700 мм.

Начинаем укладку кирпичей. Показываю, как заготавливать неполномерный кирпич, установку первого и второго ряда кладки.

Внимание! Соблюдаем толщину вертикального шва и продольного шва.

Соблюдайте ровность вертикальности угла, а также горизонтальность кладки. Особое внимание уделяйте перевязке вертикальных и горизонтальных швов, а также продольных поперечных швов.

Так как вы не обладаете линейным и объемным глазомером, чаще необходимо производить контрольно – измерительные операции.

Все можно проверить инструментом «уровень», так как этот инструмент универсальный.

1. Студенты проходят инструктаж по технике безопасности, разделяются на звенья «двойка» и приступают к выполнению самостоятельного практического задания.

2. Организация рабочего места.

3. Подготовка инструментов к работе

4. Подготовка раствора для кладки

5. Заготовка неполномерного кирпича.

6. Расстилание растворной постели

7. Кладка первого ряда и последующих рядов (см. Стенд для порядовки кирпича)

Текущий инструктаж: по ходу выполнения работ.

1. Соблюдение безопасных условий труда

2. Организация рабочего места.

3. Правильность выполнения рядов кладки, толщина швов.

4. Хватка инструмента.

5. Использование рабочих и контрольно-измерительных инструментов.

6. Во время работы обращать внимание на правильное рабочее положение студентов.

7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

В процессе кладки не забываем проверять вертикальность и горизонтальность уровнем. Эти навыки помогут вам выполнять кладку хорошего качества.

Подводим итоги: Провести анализ работы группы, отметить положительные результаты, успехи обучающихся и группы в целом, разбор и анализ типовых ошибок, дать оценку качества выполнения работ.

Рефлексия

Преподаватель: А теперь поделитесь мнениями об уроке.

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научилась…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Уборка рабочего места.

Приложение 2

Инструкционно-технологическая карта.

№ операции

наименование операции

эскиз

описание

Техника безопасности

1

Организация рабочего места

к1; к2; к3- каменщики

Инструменты, приспособления, инвентарь располагают в непосредственной близости от места работы (рабочая зона), но так чтобы они не мешали передвижению. Материалы и раствор располагают за рабочей зоной в зоне складирования, за зоной складирования располагается свободная зона для передвижения рабочего

На строительной площадке необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

надеть каску, спецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.

По окончании работы каменщики обязаны:

а) убрать со стены, подмостей и лесов мусор, отходы материалов и инструмент;

б) очистить инструмент от раствора и убрать его в отведенное для хранения место;

в) привести в порядок и убрать в предназначенные для этого места спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты;

г) сообщить руководителю или бригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.

2

Выбор материала и приготовление раствора

Материалы для кладки это кирпичи, которые выбираются по проекту.

Для кладки кирпича нам понадобится цементно-песчаный раствор. Для его приготовления мы будем использовать следующее соотношение:

1 доля цемента (лопата, ведро, кг)

4 доли песка (лопата, ведро, кг)

известь либо пластификатор, либо жидкое мыло (

Fairy

)

вода (на глаз).

Соотношения цемента к песку может отличаться в зависимости от нужных нам характеристик цементно-песчаного раствора (1 доля цемента к 2,5-6 долям песка). Пластификатор добавляется для придания раствору пластичности. Данная характеристика важна для комфортной работы во время кладки.

3

Натягивание причального шнура

Для того чтобы весь ряд у нас был на одном уровне натягиваем шнур-причалку между двумя противоположными рядами, которые у нас выведены в одной горизонтали.  Для причалки можно использовать либо капроновую нить, либо леску, либо аналог. Главное чтобы она была прочная и была видна вам при кладке. Причалку можно крепить:

к порядовке, если в ней предусмотрены отверстия;

с помощью скоб и гвоздей.

Закрепить кирпичом

Причалку крепят с отступом от кладки по вертикали на 2-3мм, чтобы не было соприкосновения причалки с кирпичом по всей протяженности.

4

Укладка кирпича

По натянутой причалке мы выставляем первый ряд кирпичей между двумя углами. Толщину вертикальных швов и расположение кирпича контролируем по рискам на фундаменте. Дальше укладываем по тому же принципу остальные ряды с перевязкой швов.

5

Проверка качества кладки

следим, чтобы вертикальные швы через ряд были смещены на четверть кирпича, проверяем вертикальность и горизонтальность кладки уровнем или правилом

6

Расшивка швов

Не забываем следить за чистотой лицевой стороны кладки и расшивать швы до схватывания раствора.

7

Уборка рабочего места

По окончании работ рабочее место должно быть убрано, инструменты вымыты и аккуратно сложены.


Приложение 3

Выберите правильный ответ.

1. какой вид архитектурного оформления создаёт игру светотеней на стене:

а) облицовка плит их природных или искусственных камней

б) обрамление проёмов кирпичом различного цвета

в) использование орнамента в виде отдельных вставок

г) вкрапление в кладку рельефных рисунков;

д) использование профильного кирпича

2. Какими инструментами выполняют кладку?

а) мастерок б) швабровка г) правило д) металлическая щетка

3. На лицевую версту в декоративной кладке укладывают кирпич

а) керамический б) силикатный в) силикатный лицевой г) керамический лицевой

4. Какая обработка поверхности выполняется перед укладкой кирпича?

а) увлажняют б) очищают от пыли и грязи

в) просушивают г) укладывают гидроизоляцию

5. Какими инструментами выполняют уплотнение швов?

а) шпатель б) расшивка в) кельма

6. Допустимая толщина горизонтального шва.

а) 5 мм б) 3 мм в) 10 мм

7. Кладка ведётся?

а) в любое время года

б) только в летний период

Лист ответа

1

2

3

4

5

6

7

б.в.г

а

в,г

б,г

б

в

а


Приложение 4

Тест «Верю-не верю»

верите ли вы, что кладку, можно вести без перевязки швов? (нет)

верите ли вы, что проверять вертикальность и горизонтальность кладки, можно отвесом? (нет)

верите ли вы, что не надо пользоваться инструкционно-технологической картой, во время кладки? (да)

верите ли вы, что хороший каменщик, никогда не оденет спецодежду? (нет)

верите ли вы, что

можно не выполнять контроль качество

? (нет)

Приложение 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (выполнения практического задания)

Оценка

Организация рабочего места

Соблюдение правил техники безопасности

Качество кирпичной кладки

Кладка стен согласно алгоритма работ.

Полное заполнение швов.

Соблюдение

Расшивка швов

горизонтальности

вертикальности

5

правильно организовано рабочее место

соблюдены правила безопасности труда

без отклонений

Без отклонений

без отклонений

без отклонений

Швы расшиты полностью по горизонтальности и вертикальности

4

правильно организовано рабочее место

соблюдены правила безопасности труда

отклонения составляют до10%

Заполнение швов по горизонтали, по вертикали с нарушениями

Отклонение кладки по горизонтали не более 2мм

Отклонение по вертикали не более 5 мм

Швы расшиты с отклонениями, некоторые ряды пропущены

3

незначительные недочеты в организации рабочего места

соблюдены правила безопасности труда

отклонения составляют 15%

Заполнение швов по горизонтали с нарушениями, по вертикали с нарушениями

Отклонение кладки по горизонтали не более 3мм

Отклонение по вертикали не более 10 мм

Швы расшиты с отклонениями, пропущены вертикальные швы

2

нерационально организовано рабочее место

нарушены правила безопасности труда.

отклонения составляют свыше 30%

Заполнение швов не соответствует регламенту, заполнены «впустошовку»

Отклонение кладки по горизонтали более 3мм

Отклонение по вертикали более 10 мм

Швы не расшиты