Урок математики в 1 классе
?Способы сравнения и измерения длины?
Подготовила учитель начальных классов 
Ванюшкина Ольга Сергеевна
?Класс как место для деятельности – урок как время для жизни?
Урок математики в 1 классе.
Тема. ?Способы сравнения и измерения длины в дециметрах и сантиметрах?
Цель.  Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах.
Задачи. 
Дать представление о измерение  и сравнение длин предметов, расширить знания детей о нумерации чисел второго десятка
Развивать умения измерять отрезки  с помощь линейки в дециметрах и сантиметрах.
Способствовать развитию связной речи, памяти, вниманию, логического мышления.
Формировать культуру умственного труда. Содействовать развитию навыка самоконтроля. Развитие навыков сотрудничества.
Формировать УУД:
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);?
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);?- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).?

Планируемый результат.
    Личностные.
Осознание практической важности изучаемой единицы измерения
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
   Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Умение выявлять проблему;
Умение определять и сохранять цель;
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
Умения использовать научные методы познания;
Умения сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей.
Умение  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
   Предметные:
Знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра и дециметра
Умение измерять длину
Применение новых знаний в жизненных ситуациях 
Оборудование.
компьютер, проектор, экран; 
учебник   Рудницкой В.Н. ?Математика? 1 класс;
буквы с цифрами слово ?дециметр?;
полоски у учителя разной длины;
полоски у каждого 4 в конверте (желтая 1 см, зеленая 8 см, красная 10 см, синяя 13 см);
магнитная доска, магниты;  
карточки для индивидуальной работы;
нетбуки с документом;
таблички ?на глаз?, ?прикладыванием?, ?линейкой?, ?способы измерения длины?

Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности
-Улыбнитесь, Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.?- О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)?– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)?– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)?- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.?- Итак, начнем. II. Актуализация опорных знаний (2 мин)?Дополните предложение словами ?килограмм?, ?литр?, ?сантиметр?
- Папа держит чемодан, масса которого 11…(кг)
- В ведро вмещается 10…(л) воды
- Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1…(см)
Соедините величины и единицы их измерения.
(Учитель вывешивает на доску карточки, учащиеся называют величину и единицу ее измерения. Учитель ставит их в одну строку.)

Сантиметр                   масса
Литр                             длина
Килограмм                  объем

У вас на столах карточки с цифрами и буквами 
-Расположите числа в порядке возрастания, и вы  узнаете, с какой новой единицей длины мы познакомимся сегодня на уроке 
17
12
15
19
11
18
14
20

м
е
и
т
д
е
ц
р


(Дециметр)

III. Постановка учебной задачи.(1 мин)?
- Какую цель ставим? Откройте учебники с 54
Посмотрите что мы будем делать на уроке?

III ?Открытие? нового знания (14 мин)?
У меня 2 полоски, одна из них длиннее, другая короче. 
-Что означает слово короче, слово длиннее
А как вы сравнили? (На глазок) т.е. предполагаем 
-Вот кто выше я или ученик. А как вы сравнили? Он же сидит,  а я стаю. Кто выше 1 ученик или 2 ученик – они сидят и мы не видим, мы сравниваем на глазок, мы предполагаем.
Амина подойди ко мне выбери у меня на столе самую длинную полоску и самую короткую (крепит на доску) Как мы их сравнили (на глаз)

Теперь посмотрите у Вас на партах лежат конверты. Возьмите по одному себе, вытаскиваем полоски их конверта.
У самых внимательных и аккуратных оказалось (4 полоски). Назовите цвета. Поднимите самую длинную, (синяя), самую короткую (желтая). Как сравнили? (На глаз)

А теперь давайте подумаем, как еще можно сравнить?
Мы же до сих пор не знает кто выше 1 ученик или 2 ученик,  3 ученик или 4 ученик.
- Как определить кто выше Я или 5 ученик  (ученик встает на стул) Почему так происходит. Кто объяснит? (прислоняются спинами и измеряют)

Вот посмотрите у меня два отрезка один узенький, он длинный, другой толстый значит он короткий. Правильно?
А как? (прикладывают отрезки) 

Значит, мы с вами сравнивали на глазок, сравнивали прикладыванием.
Давайте, теперь сравним свои отрезки. Положим их в порядке увеличения или уменьшения длинны.

-А как мы можем еще сравнить? Чем мы сегодня еще не пользовались? (по линейке).А для чего нужна линейка (измерять) 
-А можно с помощью моей линейки измерить (без цифр), а такой?
-А как  с помощью линейки измерить?  Расскажите. (Посмотрите друг у друга. Как вы приложили линейки), А чем можно заменить линейку (картинки в нетбуке) рулетка, сантиметровая лента.

-Найдите отрезок 10 см, поднимите. Сделал сам , помоги соседу.
-Как по другому называется 10 см. (цепочка, которую собрали дети) ДЕЦИМЕТР
-Как называется другая единица измерения длины, которую мы знаем (САНТИМЕТР)
-Покажите пальцами длину 1 сантиметр, 1 дециметр

 На глазок измеряли, прикладыванием  измеряли, линейкой измеряли

-Измерьте зеленую полоску. Больше 1 дм или меньше. Проверьте друг у друга. 
-Почему длина зеленого отрезка меньше 1 дециметра (длина зеленого отрезка 8 см)

Теперь потренируемся записывать длину отрезка, если длина отрезка больше 1 дм
-Измерьте синюю полоску. 
 (Показываю на доске 13см или 1дм 3см) Давайте проверим, возьмите синюю полоску и красную полоску, приложите их друг к другу, сколько дм, измерим оставшуюся часть отрезка = 3см 
А для чего это нужно знать? Для измерения чего удобен дм?

IV. Первичное закрепление
Теперь проверим как вы умеете измерять отрезки, больше 1 дм
Работа в группах. 
Измеряют красный отрезок (15 см) 
Измеряют желтый отрезок (17 см)
Измеряют розовый отрезок (14 см)
Измеряют синий отрезок (12 см) 
Отрезки разного цвета приклеены на полу, на доске слайд  вписывают результат, затем проверяем.
V. Проверка с доски.
Электронное приложение к учебнику математики 1 класс (задание 2) по цепочке
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Составление схемы способы сравнения и измерения

Молодцы, и измеряли и сравнивали и всё у нас получилось. Молодцы, урок окончен.

- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? А для чего надо это знать и уметь измерять
Что было для вас сегодня самым трудным?
Что было самым интересным?
Как работали сегодня на уроке?
Кто доволен собой, товарищем? (Смайлики)
Кто чувствовал помощь друга?
Давайте сами себе поаплодируем.