* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Классный час "Без труда мы никуда" во 2 классе.

Цели: - формирование потребности трудиться; понимания того, что труд – основа жизни; - воспитывать трудолюбие; - развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе иллюстраций

Задачи: - систематизировать знания учащихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, работы с пословицами; - воспитывать ответственное отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями; изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, карточки – кирпичики (слова), крыша «семья».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

2.Основная часть.

1.Чтение стихотворений.

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. А чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые прочитают выразительно стихотворения.

1ый ученик:

Стол, за которым мы сидим, Кровать, в которой мы спим, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломоть хлеба – Все это создано трудом, А не свалилось с неба.

2–ой ученик.

По душе найди работу, Будь в ней мастером, твори, Не стесняйся грязи, пота, Грубых слов не говори!

3ий ученик.

Труд любой нам очень важен, Постарайся всё пройти, И душою будь отважен, Постигая труд в пути.

Учитель: - Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей). - Верно, тема нашего занятия: «Без труда мы никуда». Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

2. Работа над высказываниями (на доске).

«Труд создал самого человека»

«Труд – источник богатства»

- Труд - это источник радости, удовольствия. В семье, в трудовом коллективе человек учится общению с людьми, взаимопомощи, возможности ощутить силу и поддержку. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит благополучие самого человека и его семьи.

Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.

- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.) - Труд – это добывание пропитания.

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают. -- Можно ли уважать таких людей? - Каким должен быть труд? (честным) - Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.

- Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени, высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. («Морозко», «12 месяцев», «Золушка», «По щучьему веленью»)

3.Задания от сказочных героев.

- Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это? (на доске сказочные герои – Емеля и Золушка) 1. - К какому герою больше всего подходит пословица?

«Ленивый сидя спит, лежа работает?» (Емеля)

2. - Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)

Есть у меня работники, Во всём помочь охотники. Живут не за горами – День и ночь со мной: Целый десяток верных ребяток. (Руки)

- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Поглядите на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Всё, решительно всё, сделали человеческие руки. Всё могут, всё умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу.

3. Игра «Кто быстрее».

- И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает сделать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее распределить крупы по тарелкам.

Правила: нужно отделить горох от фасоли, кто быстрее это сделает?

4. Работа с правилами (ленивые и труженики).

- Все люди живут на свете по правилам. По каким, назовите эти правила? (Ответы детей)

- Но у наших сказочных гостей таких правил нет, им тяжело жить без них. Попробуем им помочь?

- На столах в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, вам нужно составить правила для Емели и для Золушки.

Для Емели: Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.

Не берись за веник, спинка заболит.

Не клади в рот кашу, устанешь жевать.

Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.

Не смотри телевизор, а то глазки устанут.

Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Для Золушки: Вставай пораньше, успеешь больше.

В доме содержи порядок.

Следи за своим внешним видом. Помогай старшим и младшим. Выполняй все то, о чём попросят тебя родители. Учись любому делу, оно всегда пригодится в жизни.

- А вам какие правила вам больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.

Учитель: - У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

/Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье/.

5. Игра «Распредели обязанности».

Учитель: Давайте поиграем в весёлую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

1 ряд мамы 2 ряд папы Все – дети

/ Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д./

Вопросы для игры:

1) Готовить обед. 2) Отремонтировать утюг. 3) Собирать портфель. 4) Помочь помыть посуду. 5) Ухаживать за цветами. 6) Застилать постель. 7) Убирать квартиру. 8) Погулять с младшим братиком или сестренкой. 9) Сделать покупки в магазине. 10) Оберегать тепло родного очага.

6. Игра «Окончи пословицы». У русского народа детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

- Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Терпенье и труд... (все перетрут).

Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Сделал дело, … (гуляй смело).

Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).

Учитель: - Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

- Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей.

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,

Того не надо по утрам будить по десять раз.

И он не станет говорить, что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Учитель: - В заключении занятия давайте построим дом для нашей школьной семьи. А чтобы он получился крепким, прочным, тёплым для всех нас, нужно приложить старание, трудолюбие, терпение, силу воли и другие качества.

А помогут нам в этом слова на карточках - кирпичиках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “кирпичики”, на которых написаны слова:

ТЕПЛО

ЗАБОТА

УВАЖЕНИЕ

ВЗАИМОПОМОЩЬ

ПОНИМАНИЕ

ДОБРОТА

ДРУЖБА

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

• ПОРУЧЕНИЯ

/ В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”/.

3. Итог занятия.

Учитель: О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни?

Стало быть, так и выходит,

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать в будущем мастерами – золотые руки.

4. Рефлексия.

- Поднимите нужного цвета листочек: оранжевый - понравилось занятие, жёлтый - остались ещё вопросы, коричневый - не понравилось занятие.