* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Доброе утро, ребята!
Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.
Подготовка класса к работе.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Введение в тему
Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.
Ученик
“Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
- Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).
- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)
Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.
-Что каждый из вас считает своей малой родиной?
- Что значит моя?
- Что значит малая?
- Что значит родина?
- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!
Отвечают на вопросы учителя.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
III. Постановка учебной задачи.
Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.
Проблемная ситуация:
Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?»
- Как вы думаете, откуда эта земля?
- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.
- Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек).
- Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.
- Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем.
- В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?
- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)
- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)
Отвечают: земля
Высказывания обучающихся.
Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.
Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
Постановка задач и целей урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.
Для нас неведомой страной
Является наш край родной!
- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.
- Как можно связать два понятия: родина и край.
- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час?
- Действительно, тема нашего урока «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.
- А мы с вами в какой области проживаем?
- А знаете ли вы, ребята, что наша Свердловская область в этом году отметила 90 лет со дня ее образования? (17 января 1934 год)
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в Екатеринбург ( 19 августа 2023- 300 лет) город, который является главным городом нашей малой родины.
Побуждение к высказыванию своего мнения.
Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?
- Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на классном часе.
- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?
Название города
Символы области
Достопримечательности
– Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.
– На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
- Край есть у стола, у леса,
- Край – место, где мы живём,
- Страна или часть страны, область, губерния
Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?
Почему город так назван?
Как выглядят символы нашего города?
Какие достопримечательности есть в городе?
Высказывания обучающихся.
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..
Виртуальное путешествие по Екатеринбургу
Станция Историческая
– Слово предоставляет нашим экспертам.
Ученик
Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Свердловская область раскинулась на стыке Европы и Азии. Высшая точка — гора Конжаковский Камень (1569 м). Самая северная точка — гора Яныгхачечахль (1023,8 м).
Свердловская область – центр промышленного освоения всего Урала. Здесь были основаны первые казенные горные заводы: Невьянский и Каменский (1701 г.), Уткинский (1702 г.), Алапаевский (1704 г.).
Средний Урал – место дислокации крупнейших российских горнопромышленных империй: Демидовых, Яковлевых, Строгановых, Турчаниновых. Уже к концу XVIII века на Урале действовало более 140 горно-металлургических предприятий
Горная промышленность Среднего Урала сыграла решающую роль в целом ряде внешнеполитических действий России: обеспечила победу русской армии в долголетней Северной войне со Швецией во времена Петра I, снабдила русские войска качественной артиллерией в борьбе с наполеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 года и зарубежном походе русской армии (1812–1814 гг.), приведшем к разгрому французской Империи.
В годы Великой Отечественной войны, показали, что Урал и в первую очередь Свердловская область действительно «Опорный край державы». На территорию Свердловской области было эвакуировано более 200 заводов и в установленные Правительством СССР сроки они вступили в строй, обеспечив вместе с уральскими предприятиями действующую армию танками, артиллерийскими орудиями, боеприпасами и снаряжением. Только на Уралвагонзаводе (Нижний Тагил) за годы войны для фронта изготовлено 35 тысяч танков. Трудящиеся Уралмашзавода за годы войны освоили 6 типов корпусов танков, 12 типов конструкций самоходных артиллерийских установок. Поставили для черной и цветной металлургии Урала и Сибири 25 тыс. тонн специального оборудования.
Свердловская область известна различными туристическими достопримечательностями. Заводы соседствуют с лесными просторами и горами. На территории Свердловской области находится граница двух континентов. Свердловская область вошла в топ-10 наиболее популярных туристических регионов России в 2017 г.
17 января 1934 года стала именоваться Свердловской областью.
Станция Географическая.
Работа в группах по физической карте Свердловской области.
- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России и Свердловской области и задания.
- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:
1 группа: Изучите по карте, с какими областями, странами граничит Свердловская область – на западе, на востоке, на севере, на юге.
В какой части Евразии находится Екатеринбург? ()
На какой равнине или возвышенности расположен Екатеринбург? (.)
2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Свердловской области, назвать города.
Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. ()
- Решите, кто будет предоставлять отчет.
Физкультминутка
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Станция Геральдическая.
- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.
– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)
– Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.)
Ученик
Герб – официальная эмблема, отличительный знак.
Герб -представляет собой червленый щит с серебряным восстающим соболем, держащим передними лапами золотую стрелу, положенную в столб оперением вверх. Щит увенчан золотой императорской короной. Щит поддерживают золотые грифоны, держащие поставленные в столб по сторонам щита знамёна в цвет флага Свердловской области с золотыми древками, бахромой, на вершиями и подтоками, стоящие на подножии из золотых кедровых ветвей, перевитых червленой лентой с золотыми каймами, на которой серебряными буквами начертан девиз «Опорный край державы».
Ученик
Флаг Свердловской области выполнен в виде прямоугольного полотнища – из четырех горизонтальных полос – сверху вниз- белого, синего , белого, зеленого цветов Художественная композиция утверждена 3 апреля 1997 года.
Ученик
Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране.
Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины..
(дети исполняют гимн).
– Давайте исполним гимн Свердловской области.
Станция Экскурсионная
-На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Екатеринбургу. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название.
1 группа:
Дом (Севастьянова)
Театр оперы и (балета)
Музей (истории Екатеринбурга)
(Храм) «На крови»
Краеведческий (областной Свердловский) музей
Екатеринбургский (театр кукол)
Площадь (1905 года)
2 группа:
Шарташки(каменные палатки)
Зеленая роща – (парк)
Богоявленский (собор)
Плотина ( Городского пруда)
Театр юного (зрителя)
Театр оперы и (балета)
Царский ( мост)
- Что вы сейчас называли? (достопримечательности)
- Почему вы так решили? (синонимы – интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)
Рассказы детей о городе, дополнение.
Рассматривают карту Российской Федерации, Свердловской области отвечают на вопросы.
Граничит: на юге — с Челябинской областью, на юго-востоке- Курганской областью, на юго-западе- с Республикой Башкортостан, на западе — с Пермским краем, на севере — с Республикой Коми, на востоке- с Тюменской областью, на северо-востоке-с Ханты-Мантымансийской областью.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физминутку.
Высказывания обучающихся.
Просмотр видеоролика «Мой город», заполнение карточек
VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.
Игра «Цветик - семицветик»
-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось)
- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?
1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы.
2 лепесток - школы, училища, институты, университеты.
3 лепесток – музеи, театры, библиотеки.
4 лепесток – полезные ископаемые.
5 лепесток - парки.
6 лепесток - памятники.
7 лепесток – зерно, хлеб.
- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)
- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться
- Они нужны для нормальной жизни.
- Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашей Свердловской области и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.
Станция Логическая
Кроссворд
-Назови наиболее крупные города края.
Е
к
а
т
е
р
и
н
б
у
р
г
П
е
р
в
о
у
р
а
л
ь
с
к
Н
и
ж
н
и
й
-
Т
а
г
и
л
К
а
м
е
н
с
к
У
р
а
л
ь
с
к
Работа в парах.
За одну минуту напишите как можно больше слов, которые можно составить из букв в слове «Екатеринбург» ( трибуна, гарнитур, банкет, игра, берет, брат, грунт, тренер. краб……)
- С каких понятий мы начинали наш урок? (родина, Екатеринбург)
- Составьте синквейн используя эти понятия.
Составление синквейн
Екатеринбург
Многолюдный, гостеприимный,
Строится, развивается, встречает.
Екатеринбург - столица Урала.
Родина.
Свердловская область
Любимая, родная
Цветёт, растёт, строится.
Любимый сердцем край.
Родина.
Екатеринбург
Красивый, шумный
Украшает, возвышается, роднит.
Город на Уральских горах.
Возвышенность.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
IX. Итоги урока. Рефлексия
Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашей области. Все ребята – молодцы!
- Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Екатеринбурга, познакомились с достопримечательностями города.)
– Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)
– Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)
- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.
- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.
- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Екатеринбурге, Свердловской области, то возьмите флажок.
- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться.
- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?
- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.
Ученик:
Любите свой родной Свердловский край!
Любите Родину, её поля и шири,
Деревни малые, большие города.
Любите Родину за то, что в целом мире
Такой не будет в жизни НИКОГДА!
Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.
Чем богата наша область?
Какие растения, животные ? Кто из писателей и поэтов родился в Свердловской области?