* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

МАОУ «СОШ № 24» п. Кедровое ГО Верхняя Пышма

Свердловской области

Открытый классный час на тему

«Родной край – частица Родины»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Солонникова Т.В.

март 2024 г.

Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

Задачи

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости

патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

4 Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Планируемый результат:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока: презентация к уроку, карта Свердловской области, атлас России, карточки с заданиями для исследовательской работы

Ход классного часа

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.

Подготовка класса к работе.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Ученик

“Малая Родина”

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

- Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).

- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)

Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

-Что каждый из вас считает своей малой родиной?

- Что значит моя?

- Что значит малая?

- Что значит родина?

- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!

Отвечают на вопросы учителя.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

III. Постановка учебной задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация: 

Учитель держит в руках  узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?»

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.

- Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек).

- Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.

- Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем.

- В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)

- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)

Отвечают: земля

Высказывания обучающихся.

Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.

Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.

- Как можно связать два понятия: родина и край.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час?

-  Действительно, тема нашего урока «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.

- А мы с вами в какой области проживаем?

- А знаете ли вы, ребята, что наша Свердловская область в этом году отметила 90 лет со дня ее образования? (17 января 1934 год)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в Екатеринбург ( 19 августа 2023- 300 лет) город, который является главным городом нашей малой родины.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на классном часе.

- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?

Название города

Символы области

Достопримечательности

Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.

– На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния

Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?

Почему город так назван?

Как выглядят символы нашего города?

Какие достопримечательности есть в городе?

Высказывания обучающихся.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..

Виртуальное путешествие по Екатеринбургу

Станция Историческая

– Слово предоставляет нашим экспертам.

Ученик

Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Свердловская область раскинулась на стыке Европы и Азии. Высшая точка — гора Конжаковский Камень (1569 м). Самая северная точка — гора Яныгхачечахль (1023,8 м).

Свердловская область – центр промышленного освоения всего Урала. Здесь были основаны первые казенные горные заводы: Невьянский и Каменский (1701 г.), Уткинский (1702 г.), Алапаевский (1704 г.).

Средний Урал – место дислокации крупнейших российских горнопромышленных империй: Демидовых, Яковлевых, Строгановых, Турчаниновых. Уже к концу XVIII века на Урале действовало более 140 горно-металлургических предприятий

Горная промышленность Среднего Урала сыграла решающую роль в целом ряде внешнеполитических действий России: обеспечила победу русской армии в долголетней Северной войне со Швецией во времена Петра I, снабдила русские войска качественной артиллерией в борьбе с наполеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 года и зарубежном походе русской армии (1812–1814 гг.), приведшем к разгрому французской Империи.

В годы Великой Отечественной войны, показали, что Урал и в первую очередь Свердловская область действительно «Опорный край державы». На территорию Свердловской области было эвакуировано более 200 заводов и в установленные Правительством СССР сроки они вступили в строй, обеспечив вместе с уральскими предприятиями действующую армию танками, артиллерийскими орудиями, боеприпасами и снаряжением. Только на Уралвагонзаводе (Нижний Тагил) за годы войны для фронта изготовлено 35 тысяч танков. Трудящиеся Уралмашзавода за годы войны освоили 6 типов корпусов танков, 12 типов конструкций самоходных артиллерийских установок. Поставили для черной и цветной металлургии Урала и Сибири 25 тыс. тонн специального оборудования.

Свердловская область известна различными туристическими достопримечательностями. Заводы соседствуют с лесными просторами и горами. На территории Свердловской области находится граница двух континентов. Свердловская область вошла в топ-10 наиболее популярных туристических регионов России в 2017 г.

17 января 1934 года стала именоваться Свердловской областью.

Станция Географическая.

Работа в группах по физической карте Свердловской области.

- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России и Свердловской области и задания.

- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: Изучите по карте, с какими областями, странами граничит Свердловская область – на западе, на востоке, на севере, на юге.

В какой части Евразии находится Екатеринбург? ()

На какой равнине или возвышенности расположен Екатеринбург? (.)

2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Свердловской области, назвать города.

Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. ()

- Решите, кто будет предоставлять отчет.

Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками.)

Станция Геральдическая.

- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

– Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.)

Ученик

Герб – официальная эмблема, отличительный знак.

Герб -представляет собой червленый щит с серебряным восстающим соболем, держащим передними лапами золотую стрелу, положенную в столб оперением вверх. Щит увенчан золотой императорской короной. Щит поддерживают золотые грифоны, держащие поставленные в столб по сторонам щита знамёна в цвет флага Свердловской области с золотыми древками, бахромой, на вершиями и подтоками, стоящие на подножии из золотых кедровых ветвей, перевитых червленой лентой с золотыми каймами, на которой серебряными буквами начертан девиз «Опорный край державы».

Ученик

Флаг Свердловской области выполнен в виде прямоугольного полотнища – из четырех горизонтальных полос – сверху вниз- белого, синего , белого, зеленого цветов Художественная композиция утверждена 3 апреля 1997 года.

Ученик

Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране.

Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины..

(дети исполняют гимн).

Давайте исполним гимн Свердловской области.

Станция Экскурсионная

-На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Екатеринбургу. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название.

1 группа:

Дом (Севастьянова)

Театр оперы и (балета)

Музей (истории Екатеринбурга)

(Храм) «На крови»

Краеведческий (областной Свердловский) музей

Екатеринбургский (театр кукол)

Площадь (1905 года)

2 группа:

Шарташки(каменные палатки)

Зеленая роща – (парк)

Богоявленский (собор)

Плотина ( Городского пруда)

Театр юного (зрителя)

Театр оперы и (балета)

Царский ( мост)

- Что вы сейчас называли? (достопримечательности)

- Почему вы так решили? (синонимы интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)

Рассказы детей о городе, дополнение.

Рассматривают карту Российской Федерации, Свердловской области отвечают на вопросы.

Граничит: на юге — с Челябинской областью, на юго-востоке- Курганской областью, на юго-западе- с Республикой Башкортостан, на западе — с Пермским краем, на севере — с Республикой Коми, на востоке- с Тюменской областью, на северо-востоке-с Ханты-Мантымансийской областью.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Высказывания обучающихся.

Просмотр видеоролика «Мой город», заполнение карточек

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

Игра «Цветик - семицветик»

-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось)

- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?

1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы.

2 лепесток - школы, училища, институты, университеты.

3 лепесток – музеи, театры, библиотеки.

4 лепесток – полезные ископаемые.

5 лепесток - парки.

6 лепесток - памятники.

7 лепесток – зерно, хлеб.

- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)

- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться

- Они нужны для нормальной жизни.

- Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашей Свердловской области и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.

Станция Логическая

Кроссворд

-Назови наиболее крупные города края.

Е

к

а

т

е

р

и

н

б

у

р

г

П

е

р

в

о

у

р

а

л

ь

с

к

Н

и

ж

н

и

й

-

Т

а

г

и

л

К

а

м

е

н

с

к

У

р

а

л

ь

с

к

Работа в парах.

За одну минуту напишите как можно больше слов, которые можно составить из букв в слове «Екатеринбург» ( трибуна, гарнитур, банкет, игра, берет, брат, грунт, тренер. краб……)

- С каких понятий мы начинали наш урок? (родина, Екатеринбург)

- Составьте синквейн используя эти понятия.

Составление синквейн

Екатеринбург

Многолюдный, гостеприимный,

Строится, развивается, встречает.

Екатеринбург - столица Урала.

Родина.

Свердловская область

Любимая, родная

Цветёт, растёт, строится.

Любимый сердцем край.

Родина.

Екатеринбург

Красивый, шумный

Украшает, возвышается, роднит.

Город на Уральских горах.

Возвышенность.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

IX. Итоги урока. Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашей области. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Екатеринбурга, познакомились с достопримечательностями города.)

– Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)

– Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.

- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.

- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Екатеринбурге, Свердловской области, то возьмите флажок.

- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться.

- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Ученик:

Любите свой родной Свердловский край!

Любите Родину, её поля и шири,

Деревни малые, большие города.

Любите Родину за то, что в целом мире

Такой не будет в жизни НИКОГДА!

Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.

Чем богата наша область?

Какие растения, животные ? Кто из писателей и поэтов родился в Свердловской области?