Конспект мероприятия по экспериментальной деятельности «Исследовательская станция «Наука с Енотиком»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами магнита.
Задачи:
Формирование представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Сформировать представления о свойствах магнита;
Познакомить с понятием «магнетизм»
Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение, фиксировать результаты экспериментальной деятельности.
Развивать познавательную активность, речь, логическое мышление.
Создать условия для применения полученных в ходе экспериментальной деятельности знаний на практике.
Воспитывать любознательность, заботливое отношение к природе, экологическую осознанность.
Материалы:
Комплект карточек «Магнетизм», Наглядно-дидактическое пособие «Опыты с магнитами»; разные виды магнитов; магниты для экспериментирования из УМН для проектной деятельности в ДОО №2-ЕН (физика, астрономия); интерактивная доска; скрепка металлическая, деревянная линейка, винт металлический, винт пластиковый, свисток, ложка деревянная, ложка металлическая, лист бумаги, деталь LЕGO; стакан с водой и металлической скрепкой на дне; журналы для фиксации результатов экспериментов; простые карандаши, прозрачный контейнер с водой, металлические предметы – скрепки, машинки, гайки, ключ и т.д., верёвки разной длины, сетчатый мешочек, дипломы для детей.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
Ритуал занятия: «Башня дружбы».
В-ЛЬ: Чтобы день был веселым и добрым,
А также очень плодотворным!
Кулачки друг на друга поставим
Башню дружбы мы составим
и друг другу обещаем: (ставят кулачки и дают советы)
1 реб.: Чаще улыбайся
2 реб.: Имей верных друзей
3 реб.: Цени дружбу
4 реб.: Будь доброжелателен
5 реб.: Помогай тому, кто нуждается в помощи
В-ЛЬ: ты и я - мои друзья,
Дружба - это ценный дар!
2. Актуализация знаний.
Педагог демонстрирует детям доску, на которой с обратной спрятаны магниты разных видов.
– Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным предметом. А что это за предмет – догадайтесь сами!
- Он не маг, не волшебник, но тем знаменит:
Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит.
Вмиг прилипнет к нему – тяжело оторвать.
Оторвёшь только гвоздь – он прилипнет опять! (Магнит)
Верно! (показываю магнит)
Почему вы считаете, что это магнит? (ответы детей)
Педагог переворачивает доску, на которой расположены разнообразные магниты: лабораторный с обозначенными полюсами, природный, магнит на холодильник и др.
- Ребята, рассмотрите эти предметы, как вы думаете, что их объединяет? (это все магниты). Как вы догадались? (они все примагничиваются к доске).
- А как же у человека появился такой чудесный предмет, как магнит?
3. Расширение знаний. Рассказ педагога о магните.
- Посмотрите на карту (Слайд 1. Карта с областью Магнезия.)
Я хочу рассказать вам одну интересную историю, которая произошла давным-давно. Жил когда-то в холмах Магнезии пастух по имени Магнус. (Слайд 2. Пастух с тростью. Однажды он обнаружил необычное явление: железный наконечник его посоха и железные гвозди его сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнит». (Слайд 3. Природный магнит).
- Учёные стали изучать свойства этого камня и были очень удивлены. А вы хотите сделать научное открытие?
- Тогда мы тоже сегодня попробуем стать учёными. Мы изучим свойства магнита, проведем опыты и создадим научный труд: журнал о свойствах магнита. А поможет нам в этом наш друг Енотик. (картинка Енотик).
- Учёные проводят опыты и делают открытия в специально оборудованных лабораториях. Мы тоже создадим в группе лабораторию по изучению свойств магнита (воспитатель приглашает детей к столу с табличкой «ЛАБОРАТОРИЯ».
- Это наша научная лаборатория, в ней мы проведём эксперименты и сделаем настоящие открытия! Здесь есть стол для проведения экспериментов, а также оборудованы рабочие места, за которыми вы будете работать в своих научных журналах. Нашим научным руководителем будет Енотик, а я, с вашего разрешения, буду старшим научным сотрудником.
4. Экспериментальная деятельность.
Опыт №1 «Что притягивает магнит?»
- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к столу для экспериментов.
- Енотик приготовил для нас карточки с описанием научных экспериментов с магнитами.
- Рассмотрите карточку эксперимента. Как вы думаете, какие предметы притягивает магнит?
- Ваши предположения? (гипотеза)
– Чтобы проверить, какие предметы притягивает магнит, мы проведём эксперимент.
(на столе в лотке выложены предметы, которые изображены на карточке:
тетрадный лист, пластиковый болтик, железный болтик, пластиковый свисток, карандаш, металлическая скрепка, кубик ЛЕГО, чайная ложка, линейка, конфета, деревянная ложка).
- Ребята, проведите магнитом над каждым предметом. Что вы заметили? (некоторые предметы притягиваются к магниту, а некоторые остаются лежать на месте). Эксперимент проводит 1 ребёнок
Какой вывод вы можете сделать? (ответ ребёнка)
- Магнит притягивает металлические предметы, а предметы из пластика, бумаги и дерева не притягиваются.
- Это свойство магнита притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм.
- Зафиксируйте на первой странице своего научного журнала: какие предметы притянулись к магниту (поставьте рядом с этими предметами знак «плюс»).
Дидактическая игра с карточками из комплекта
- Чтобы проверить ваши знания, Енотик приготовил для вас интересную игру «Притянет - не притянет» (набор карточек из комплекта).
- На каждой карточке изображён магнит и предмет. Если вы считаете, что магнит притягивает этот предмет, то кладёте в поле для ответа соответствующую карточку. Так же, если вы считаете, что магнит не притягивает этот предмет, то кладёте на поле для ответа карточку с соответствующим ответом.
- Когда все карточки с ответами выложены, мы можем проверить себя: перевернуть карточку с ответом, и посмотреть на Енотика. Если Енотик показывает большой палец вверх – значит, вы ответили правильно! Если Енотик развёл лапки в стороны – значит, вы ошиблись.
Дети проверяют себя, переворачивая карточки.
- Поднимите вверх карточки с Енотиком. Сколько правильных ответов у вас? Сколько ошибок? (если есть ошибки, ободрить ребёнка: В следующий раз ты будешь внимательнее, и у тебя всё получится!)
- Прекрасно! Вы сделали первое научное открытие!
Пройдите, пожалуйста, к столу для экспериментов.
Опыт №2 «Прилипалы» (достаю лоток с экспериментом 2)
- Рассмотрите внимательно карточку следующего эксперимента. Что на ней изображено? Магниты.
- Как вы думаете, притягиваются ли магниты к другим магнитам? (ответы детей)
Чтобы проверить, как взаимодействуют магниты друг с другом, проведём эксперимент.
Ход эксперимента:
Ребята, обратите внимание, что у магнитов стороны обозначены разными цветами, одна сторона окрашена в синий цвет, а другая – в красный цвет.
- Расположите магниты так, как показано на верхнем рисунке, красными сторонами друг к другу. Что вы заметили? (магниты отталкиваются друг от друга).
- Расположите магниты так, как показано на втором рисунке (разными сторонами друг к другу). Что вы заметили? (магниты притягиваются друг к другу).
- Расположите магниты так, как показано на третьем рисунке. Что вы заметили? Что вы заметили? (магниты в таком положении никак не взаимодействуют друг с другом, они не притягиваются и не отталкиваются).
- Расположите магниты так, как показано на нижнем рисунке. Что происходит? (Магниты отталкиваются).
- Как вы думаете, почему магниты сейчас отталкиваются? (красная сторона рядом с красной, а синяя рядом с синей).
Какой вывод вы можете сделать? (Одинаковые стороны магнита отталкиваются, а разные – притягиваются).
- Верно. Происходит это потому, что у каждого магнита есть два полюса, северный и южный – они обозначены синим и красным цветом. Одинаковые полюсы отталкиваются друг от друга, а разные полюсы – притягиваются друг к другу.
- Зафиксируйте результат эксперимента в своих научных журналах: в каком случае магниты притягиваются друг к другу (обведите знак «плюс»), а в каком случае магниты отталкиваются друг от друга (обведите знак «минус»). Если магниты не притягиваютя и не отталкиваются, то не нужно ставить никакой знак.
- Какие вы замечательные учёные! Вы сделали второе открытие!
Чтобы познакомиться с ещё одним свойством магнита, пройдите к столу для экспериментов.
Опыт №3 «Магнитная рыбалка» (переходим к столу с экспериментами)
На столе стоит стакан воды со скрепкой на дне.
- Ребята, как достать скрепку из стакана, не намочив рук? (предложения детей)
- Ребята, как вы думаете, сможет ли магнит притянуть скрепку через стекло и воду? (предположения детей)
- Я предлагаю вам проверить. Ход эксперимента изображён на карточке.
1.Поднесите магнит к стенке стакана.
2. Двигайте магнит вверх вдоль стенки стакана.
3. Вытащите скрепку из стакана, когда она достигнет его краёв. (Эксперимент проводят 1 ребёнок).
- Какой вывод можно сделать? Сила магнита (магнитные волны) способна воздействовать на предметы через препятствие, например, через стекло и воду.
- А если препятствие более сильное, чем вода и стекло, например, дерево? Положите скрепку на стол, и попробуйте магнитом сдвинуть скрепку (простым магнитом не получается).
- Как вы думаете, как сдвинуть скрепку через такое препятствие, как стол? (взять более сильный магнит) (эксперимент проводят 1 ребёнок).
- Какой вывод можно сделать? (чем больше препятствие, тем сильнее нужен магнит для того, чтобы он смог притянуть предмет).
- Зафиксируем этот эксперимент в научных журналах. (между стаканом с водой и скрепкой, а также между скрепкой и магнитом поставим знак «плюс»)
- Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми предложенными экспериментами, изучили основные свойства магнита, и теперь являетесь специалистами в области магнетизма (область науки, занимающаяся взаимодействием магнитов).
Уважаемые учёные, теперь представим Енотику (слайд ЕНОТИК) результаты наших экспериментов. Я буду показывать страницы научного журнала, а вы называйте то свойство магнита, которое мы открыли с помощью данного эксперимента:
Магнит притягивает металлические предметы.
Одинаковые полюсы
магнита отталкиваются, а разные – притягиваются.
Магнитные волны способны воздействовать на предметы через препятствие, например, через стекло и воду.
- Коллеги, вы создали настоящую научную работу о свойствах магнита, стали грамотными специалистами. Теперь вы знаете всё о магните и его свойствах, и знаете, где можно применить магнит. Наш научный руководитель Енотик очень доволен вашей работой! (слайд Енотик показывает КЛАСС)
- Любое научное открытие должно приносить пользу! Вот и ваше открытие может принести огромную пользу людям и природе нашего края!
- Сегодня Енотик получил письмо (слайд КОНВЕРТ) от экологических волонтёров Югры с просьбой о помощи. (открываю слайд ПИСЬМО)
Уважаемый Енотик! Обращаемся к тебе и твоим учёным сотрудникам за помощью! В одном из прекрасных водоёмов Югры мы обнаружили ужасные загрязнения. С мусором на поверхности водоёма мы справились быстро. Но на дне осталось много металлического мусора, и мы не знаем, как его оттуда достать. Просим вас применить свои научные достижения и помочь нам очистить дно пруда от металлических предметов!».
- Какие предложения можете внести вы, как учёные? (достать металлический мусор с помощью магнита).
- Прежде чем предложить волонтёрам этот вариант, нужно сначала проверить – а получится ли у нас это сделать? Предлагаю вам провести ещё один эксперимент – «как достать металлические предметы из воды с помощью магнитов»!
(На столике стоит прозрачный контейнер с металлическими предметами на дне – скрепки, машинки, гайки, ключ и т.д., рядом ставит поднос с верёвкой, сетчатым мешочком, маленькими магниты.)
- Мы создали модель водоёма, на дне которого лежат различные металлические предметы, которые необходимо убрать. Как же это сделать?
каждый ребёнок по очереди озвучивает свою версию, как можно опустить магнит на дно водоёма, и проверяет её:
с помощью верёвки, привязав магнит к верёвке
с помощью мешочка, положив в него несколько магнитов
с помощью короткой верёвки и «цепочки» магнитов (один магнит привязать к верёвочке, а остальные магниты примагнитить друг к другу в виде цепочки) и
т.д
Ситуации 1. - а если мусор на середине озера, на глубине ( на лодке, катере и т.д.)
2. а если на глубине и очень тяжелый? (Технику использовать (кран), машину с тросом)
Замечательно, ребята! Вы изобрели столько способов, как можно с помощью магнитов очистить водоём!
Теперь зафиксируем ваши предложения в виде памятки: соединим линией те предметы, которые помогли вам достать железо со дна водоёма, например, длинная верёвка и магнит.
- Эти памятки мы отправим эковолонтёрам Югры, они им очень помогут!(слайд ПАМЯТКА)
5. Рефлексия
Ребята, вы сегодня проделали большую работу: сделали научные открытия, помогли волонтёрам восстановить чистоту водоёма Югры. А вам понравилась делать открытия? Енотик благодарит вас за работу и вручает вам дипломы научных сотрудников лаборатории Енотика! (слайд ДИПЛОМ)
Желаю вам совершить много новых, интересных открытий!