Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности
в подготовительной к школе группе
«Родословная моей семьи
Составила: воспитатель МАДОУ №18 «Родничок» Масленникова Светлана Юрьевна
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям понятие: «род», «родословная», «родственники», уточнить понятие: «семья», «родители».
2.Дать представление о значимости народной песни на протяжении всей жизни русского народа, о распределении семейных обязанностей.
Обучающие:
1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
2. Дать понятие «Семейная реликвия».
Воспитательные:
1. Обогащать духовный мир ребёнка.
2. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким.
Интеграция образовательных областей
Познание:
-формировать понятие о семье;
-систематизировать знаний детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
Коммуникация:
-развитие зрительного и слухового внимания, умения слышать и слушать друг друга и педагога;
-развитие логического мышления, через установление пар родственных отношений;
Чтение художественной литературы:
-выразительное чтение стихов;
-объяснение смысла пословицы: « Не нужен и клад, если в семье лад».
Социализация:
-формирование представления о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге.
Методы организации:
Наглядные: рассматривание предметных и сюжетных картинок;
Словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение наизусть;
Игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы по теме « Моя семья».
2. беседы «Моя семья», «Мои родственники».
3. Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.
4. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
5. Дидактические игры по теме «Семья».
6. Выставка рисунков «Наша дружная семья», фотоальбомов «Традиции моей семьи».
Предварительная работа с родителями:
1. Консультация «Родословная –старинная традиция всех народов».
2. Консультация «Творим вместе с детьми».
Предварительная работа родителей:
Провести беседу с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказать о своём детстве, школьных годах, семейных традициях, реликвиях.
Рассказать о значении фамилии, и имён членов семьи.
Изготовление генеалогического древа семьи.
Изготовление гербов семьи.
Оборудование:
Заготовка кроссворда «Моя семья», макет дерева «Дружная семейка», фотографии детей, семейные реликвии- старые фотографии, украшения, книги, предметы быта.
Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: « Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Я хочу предложить вам поиграть в игру «Подари улыбку другу»-закройте на минуточку глазки и представьте тёплое, доброе солнышко на небе, как оно улыбается вам. Откройте глазки, улыбнитесь друг другу и скажите «Ты мне нравишься, ты мой друг, будем дружить». Ребята от ваших улыбок стало светлее в нашей группе. А я приглашаю вас встать в полукруг.
Объявление темы:
Ребята, перед вами кроссворд, который имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего занятия. Вам надо правильно ответить на вопросы и вписать слова по горизонтали.
Вопросы кроссворда:
Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа)
Самый младший член семьи. (Ребёнок)
Кто из вашей семьи ходит в детский сад. (Я)
Все нарядные с утра: я, братишка и…….. (Сестра)
Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка)
Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом)
Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения)
Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает слово- семья? (Ответы детей)
Это значит, что как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка-походку папы, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих сестёр и братьев. Но сходство проявляется не только по внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестёр
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой жил избушке.
(Ю.Энтин)
В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети читают пословицы и поговорки о семье)
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что мы часто в пословицах и поговорках слышали слово семья. Замечательное, доброе, тёплое слово семья. Если произнести его по слогам, то получиться слово-
Дети: Семь-Я.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти – семь – я?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти семь-я- ваша семья, родная, близкая и любимая.
А вы знаете стихи о семье? Расскажите.
(Дети читают стихотворения о семье, приготовленные дома)
Воспитатель: Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья-самая счастливая!». О счастливой семье у нас и песня есть! Русский народ всегда любил песню. Песни сопровождали не только праздники, но и труд, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Давайте споём нашу песню о семье.
(Дети исполняют песню «Что такое семья?» (Музыка и слова Е. Гомоновой)
Воспитатель: Спасибо, ребята, за такую замечательную песню. А расскажите, пожалуйста, о своих бабушках и дедушках-как их зовут, чем они занимаются, как вы к ним относитесь.
Дети: (Называют полное имя, отчество бабушек и дедушек, рассказывают про них, высказывают своё отношение к ним.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу по вашим рассказам, что вы очень любите своих дедушек и бабушек. Я очень рада этому, я горжусь, что вы такие добрые, заботливые. Ведь благодаря им, появились ваши дружные и крепкие семьи.
Ребята, вы дома, со своими родителями, составили генеалогическое древо-родословную вашей семьи. Давайте внимательно рассмотрим эти генеалогические древа. Это дерево. У него есть глубокие корни: это прабабушки и прадедушки. Крепкий высокий ствол- это дедушки и бабушки. Ветки, которые тянутся в право и влево –это ваши папы и мамы. А на самом верху, на тоненьких веточках-это вы ребята.
Сегодня к нам в гости пришли некоторые семьи, которые хотят поделиться с вами своими рассказами о семье, своими традициями.
Татьяна Владимировна, расскажите пожалуйста нам о своей родословной.
Кириллова Т.В. Ребята, слово род- это одна большая семья, это родственники. Родословная- история одной семьи-прапрадедушки, прапрабабушки, прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, папа, мама и дети. (рассказ Т.В. и дочки Марии о истории её семьи).
Воспитатель: Большое спасибо Вам за интересный рассказ о вашей большой и дружной семье.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре /хлопают в ладоши/
Кто живёт у нас в квартире /поднимают плечи/
Раз, два, три, четыре , пять /прыгают на месте/
Всех могу пересчитать /считают пальчиками/
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка и дедушка /показывают ладошкой/
Кошка Мурка, два котёнка /наклон вправо, влево/
Мой сверчок, щенок и я /повороты вправо, влево/
Вот и вся моя семья. /хлопают в ладоши/
Репина Елена Владимировна: Мы хотим поделиться с вами историей нашей семьи, о наших родственниках, о её традициях. (Рассказ Е.В. и её сына Вовы)………………………..
У нашей семьи есть очень интересная игра «Поменяйся местами». Я хочу вам предложить в неё поиграть. Возьмите на столе картинку, рассмотрите её. А теперь давайте поиграем………
Выйдите сюда те, у кого изображены белые птицы. А теперь те, у кого изображены 2 животных. А сейчас выйдут те, у кого изображены колосья. (у кого ломаные линии, у кого 1 зверь, у кого изображены петух и орёл).
Молодцы! Что у вас в руках? (ответы детей- гербы городов)
Что такое герб? ответы детей
Воспитатель: Правильно, герб-это отличительный знак, символ города или страны.
Но не только у страны или города может быть герб. Он может быть и у семьи. Семья это тоже маленькое дружное государство, у которой есть свои интересы, традиции, свои занятия.
Наши ребята тоже придумали герб своей семьи и сейчас они вам их представят. (Дети рассказывают о своих гербах)
Спасибо, молодцы, очень интересно было послушать про гербы ваших семей.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. У каждой семьи есть вещи, которые они бережно хранят и передают из поколения в поколение. Это семейные реликвии. Реликвия-это свято хранимая, почитаемая вещь, которая хранится в семье-это могут быть и старые фотографии, украшения, медали, ордена, игрушки, игры.
Ребята, мама Илюши , Наталья Петровна, передала нам книги, игрушки, украшения. Игрушки не простые, а старинные, т.е. эти игрушки были сделаны очень давно, когда мама и бабушка Натальи Петровны были ещё маленькими. Такие игрушки сейчас не продаются. Очень замечательно, что Наталья Петровна сохранила их. И сейчас мы послушаем рассказ об этих игрушках . (Н.П. с сыном Ильёй рассказывает историю этих игрушек)
Игра «Собери символ семьи» К серединке, на которой написано слово «род», нужно подобрать только те лепестки, на которых написаны слова с корнем «род» (Родина, родственники, родители, родословная, родился, родинка, родство…………………..)
род
Родина
Воспитатель: Мы много сегодня говорили о вашей семье. Детский сад-это ваш второй дом. Вы согласны со мной? Целый день вы находитесь в детском саду и только вечером уходите домой. Наша группа это ваша вторая семья. И у нашей группы есть своё родное дерево «Дружная семейка», дерево дружбы, согласия и мира. ( Вместе с детьми приклеиваем фотографии детей, воспитателей и помощника воспитателя на веточки)
Рефлексия:
Воспитатель: Что интересного и необычного вы сегодня узнали?.................
Предлагаю вам на будущее узнать о песнях, играх, увлечениях своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, составить о них рассказ или нарисовать рисунок. А в следующий раз мы с вами об этом поговорим.