* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Школьный конкурс учебно-методических разработок

Тема:

«Конспект урока на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13.3 в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (2 часа)

Исполнитель: Реш Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы

ГО Краснотурьинск 2024

Содержание:

Цели урока, задачи, методы, приемы……………………………..3

Ход урока………………………………………………………………5

Сочинение 13.3………………………………………………………11

Список электронных ресурсов…………………………………….13

Цели урока:

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

образовательные

: расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

развивающие

: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные

: формировать такие нравственные качества учащихся как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 13.3.

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,   находить ответы на вопросы.

 Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеорепортаж,

текст М. Чванова; записи на доске (тема урока, эпиграф);   компьютер, проектор, экран.

                                                        

Ход урока.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Какие каналы на телевидении освещают нашу с вами жизнь в Кирове? (ГТРК «Вятка», 9ТВ)

- Сегодня мы посмотрим отрывок из репортажа нашей замечательной журналистки Юлии Шалаевой «Неравнодушные кировчане спасают собак, попавших в беду» от 28.09. 2021 г., ГТРК «Вятка». Смотрите внимательно и запоминайте героев этого репортажа (просмотр 2 мин.)

-Какие качества проявляют муж и жена Никулины по отношению к собакам? Кто вас порадовал в этом репортаже, а кто огорчил? Как зовут собак? Какие они?

-Доброту, заботу, милосердие к искалеченным собакам. Никулины заботятся ,а хозяева после аварии даже не отвели собаку  к ветеринару.

2.Актуализация знаний

-Чем мы сегодня будем заниматься? Что нас ждет в конце года?  Какие виды работ вы будете выполнять? Чему мы должны научиться? Какое задание самое трудное? О  каком понятии мы сегодня будем писать?

-Итак, сегодня мы будем учиться выявлять и понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Формировать такие нравственные качества, как доброту, милосердие, отзывчивость, человечность. Будем учиться самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью, готовиться к самой трудной задаче – это написанию сочинения – рассуждения. Его мы будем писать по тексту из Открытого банка заданий ФИПИ, а второй аргумент –это  репортаж Юлии Шалаевой.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

-Запишите дату.

-Давайте прочитаем эпиграф на доске

                              Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась...
                                                                                              В. М .  Шукшин

-Как вы понимаете этот эпиграф? (комментирование учителем)

-Мы будем сегодня писать сочинение-рассуждение 9.3 о таком понятии, как ДОБРОТА. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Обратимся к словарям:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка.Запомните, как пишутся эти слова.)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Вопросы классу:

- Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

Тезис( утверждение) . Приведите примеры.

– Аргументы (доказательства).

– Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис

 Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным

- Прочитайте задание .

(Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (13.3). Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один из текста ,а второй из прослушанного репортажа Юлии Шалаевой о доброте Юрия Никулина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Собеседование с классом

 –Итак, над каким понятием сегодня мы будем работать?

 – Над понятием доброта.

 Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается  в бескорыстном отношении  к людям,  животным, птицам.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта, то есть из репортажа Юлии Шалаевой.

Михаил Чванов, «Билет в детство» ,ОГЭ,ОБЗ, 2020 ,ФИПИ).

Чтение текста вслух. (На парте имеется у всех распечатанный)

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними. (4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым. – (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом. (12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы. – (13)Шарик! (14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему... (17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?! (21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам... (23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза. – (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову. (27)...На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства. – (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь. (33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось. (34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю... – (36)Стой! (37)Тормози! (38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом.

-Какова тема текста? Главная идея?

_-Кого встретил автор? Каким он стал? Почему Шарик даже не оглянулся? Кем автор  был для Шарика? Можно ли бросать друзей? Пусть и животных? Смог ли Шарик простить рассказчика? Как автор описывает глаза собаки? Смог ли автор повторно предать друга? Что он проявил?

5.Этап закрепления новых знаний и способов действий

- Итак, давайте вместе будем работать над созданием связного текста. Начнем со вступления. У вас записаны понятия доброты. Какое ближе к тексту и репортажу по содержанию?

     Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в проявлении искренних, добрых чувств по отношению к кому –либо или чему –либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Как солнце растапливает лёд, так доброта убирает непонимание, недоверие и враждебность. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями ( комментарий к понятию).

-Давайте подберем нужные предложения –примеры из текста к нашему В каких предложениях говорится о том, как герой просил прощения у друга?  Что помогло растопить лед ?  Какие предложения? Какой комментарий напишем? (Какие предложения? Внимательно вчитайтесь в текст . 

(Повторяем правописание слов: рассказчик, растопить, выскочил, расставаться.)

-Как будем записывать номера предложений ? Можно записать  словосочетания для аргументации , но не пересказываем текст. Как будем связывать предложения ?

     Рассказчик долго добивался прощения у своего друга детства Шарика, которого он, уезжая, оставил в родном селе (предложения 25-26). Только доброта и милосердие помогли ему растопить лед в сердце собаки (предложения 29-30). А сколько счастья было в глазах Шарика, когда герой выскочил из автобуса, чтобы «уже больше никогда не расставаться с самым преданным в жизни другом». Отзывчивость   рассказчика отогрела   сердце собаки(комментарий)

-Давайте подумаем, как начнем писать 2 аргумент? Откуда  возьмем? О ком легче заботиться ? О здоровых, красивых или о больных животных? Наш земляк заботится о больных, брошенных собаках, которые не могут ходить, не видят. Кормит их, выгуливает, лечит. Как зовут собак? Кто еще помогает? Как реагируют соседи? (репортаж Шалаевой «Кировчане спасают собак, попавших в беду».

Бескорыстно, с добротой, с участием относится Юрий Никулин к больным собакам из репортажа Юлии Шалаевой «Неравнодушные кировчане спасают собак, попавших в беду». Семья Никулиных кормит, лечит одиннадцать искалеченных, брошенных   собак. Особенно поражает забота о собаке, у которой нет задних ног.  Юрий Никулин привязывает ее к коляске, сделанной им самим, и каждый день  выгуливает.  Ухаживать   за собаками ему помогают   жена и соседские девочки.(комментарий)

6.Этап коррекции знаний и способов действий.

(Исправление речевых недочетов,  пунктуационных, орфографических ошибок проверка с конца сочинения, считаем слова, переписываем с черновика на чистовик. ПОЛЬЗУЕМСЯ СЛОВАРЕМ! Нет навыка у учеников.)

                            

Сочинение 13.3.

                           Что такое доброта?

        Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в проявлении искренних, добрых чувств по отношению к кому –либо или чему –либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Как солнце растапливает лёд, так доброта убирает непонимание, недоверие и враждебность. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

           Рассказчик долго добивался прощения у своего друга детства Шарика, которого он, уезжая, оставил в родном селе (предложения 25-26). Только доброта и милосердие помогли ему растопить лед в сердце собаки (предложения 29-30). А сколько счастья было в глазах Шарика, когда герой выскочил из автобуса, чтобы «уже больше никогда не расставаться с самым преданным в жизни другом». Отзывчивость   рассказчика растопила лед в сердце собаки(комментарий)

             Бескорыстно, с добротой, с заботой относится Юрий Никулин к больным собакам из репортажа Юлии Шалаевой «Неравнодушные кировчане спасают собак, попавших в беду». Семья Никулиных ухаживает за одиннадцатью   искалеченными, брошенными   собаками. Особенно поражает его забота о собаке, у которой нет задних ног.  Юрий Никулин привязывает ее к коляске, сделанной им самим , и выгуливает . Заботиться о собаках ему помогают   жена и соседские девочки. Действительно, добрых людей намного больше(комментарий)                      

               Таким образом, доброта, забота, отзывчивость  очень важны в нашей жизни, потому что они приносят радость и тепло  не только людям , но и животным.

7.Этап первичной проверки понимания изученного.

-Сколько абзацев в сочинении? О чем не надо забывать? (о комментарии). Что такое тезис? Аргумент? Как вы относитесь к братьям нашим меньшим? У кого есть собака? Кто выгуливает?

8. Этап рефлексии

-Какие трудности испытали при написании?

– Давайте по критериям оценим наше совместное сочинение. Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка, взаимопроверка.)

9. Этап информации о домашнем задании.

-Составьте карту-мысли к понятию «Материнская любовь».

Список электронных ресурсов:

[1] Подготовка к ОГЭ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinhelp. ru/vizualnaya-pamyat-chast-1/#_ftn1

[2] Запоминаем быстро и легко – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 319 с.

[3] Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Подготовка к ОГЭ (русский легко): Запоминание на основе визуального мышления - М. Школа рационального чтения, 2009.

[4] А. Развитие и тренировка памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mnemonikon. ru/bpm_20.htm