Конспект музыкального занятия
во второй младшей группе
«Лошадка»
Цель: развитие творческих способностей детей, вовлечение их в музыкальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с понятиями: оркестр; учить детей передавать характер музыки через музыкально-ритмические движения; обучать игре на детских музыкальных инструментах; формировать умение различать на слух попевки, песни, фрагменты музыкальных произведений.
Развивающие:
Развивать коммуникативное поведение детей; развивать у детей чувство ритма и мелодический слух.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес и любовь к музыке; воспитывать умение слаженно играть на музыкальных инструментах.
Оборудование, материал:
Игрушки (лошадка, собачка, зайчик); домик, платочки, красный сапожок, разборная игрушка Матрешка, деревянные ложки, погремушки, бубны, игрушка – Петрушка, музыкальный центр, компьютер, фонограммы произведений,
Раздаточный материал: ложки, бубны, погремушки, платочки.
Музыкальный материал.
1. П.И.Чайковский «Детский альбом».
2. «Веселый автобус», муз.М.Еремеевой, сл.Е. Еремеева.
3. И.Брамс «Петрушка»
4. «Мы в тарелочки играем», муз. и сл. Г. Вихаревой.
5. «Танец матрешек», муз.народная, сл. А.Ануфриевой.
6. «Лошадка», муз. Н.Разуваевой, сл. Макшанцевой.
7. «Собачка», муз. и сл. Н. Петровой.
8. Музыкальная игра «Зайцы и ветерок», муз. и сл. Н. Бодраченко.
9. «Погремушки», муз. и сл. Н. Петровой.
Тип занятия: тематический
Литература: Анисимова Г.И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников», «Потешки и забавы для малышей», «Музыкальный руководитель» 2008- №3.
Ход занятия
I.Вводная часть
Дети входят в зал под музыку «Веселый автобус», муз. М. Еремеевой и садятся полукругом на стульчики.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми, поет: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравстуйте.
Воспитатель: День чудесный на дворе.
Дети: Да-да-да.
Музыкальный руководитель: Заниматься будем все .
Дети: Да-да-да.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости к игрушкам. Послушайте музыку. Как вы думаете, кого изображает эта музыка?
Звучит фрагмент пьесы «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Дети отвечают.
II. Основная часть
Музыкальный руководитель: Вот мы и поедем сегодня в гости к игрушкам на лошадке. Лошадки ходят так (Показывает высоко поднимая колени) А скачут вот так (Показывает одна нога впереди, вторая сзади). А теперь вы будите ходить и скакать как лошадки под музыку.
Муз рук: Молодцы. А теперь давайте возьмем деревянные ложки и изобразим, как цокают копытца. Лошадка может шагать медленно (стучит четвертными длительностями), а может скакать быстро.
1. Исполняется упражнение «Лошадка».
Музыкальный руководитель поет произвольную мелодию на стихи А.Барто
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Дети подпевают. Затем звучит «Игра в лошадки» Чайковского, дети зажимают одну ложку в ладони, а другой ложкой стучат по ее выпуклой стороне.
Лошадка шагает медленно – дети стучат четвертными длительностями и декламируют – ТА,ТА.ТА. Лошадка скачет быстро – дети стучат восьмыми длительностями, проговаривая слоги ТИКИ,ТИКИ,ТИКИ. С окончанием музыки говорят «Тпру-у-у».
Музыкальный руководитель: Ой ребята, куда мы приехали, кто здесь живет? Посмотрите мама утка, мама гусь, мама курица. Правильно это птичий двор.
Музыкальный руководитель предлагает поиграть, раздает детям по 1 карточки с птенцами и начинает рассказ:
«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!" (поет на „ре" первой октавы – мелодия начинается со звука „ре", слоги „тя-та" в слове „утята" и „бя-та" в слове „ребята" поются на „фа")». Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» первой октавы).
Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!" (поет на „ми" первой октавы – ход мелодии тот же). Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке „си" первой октавы. Гусята „отвечают" на „фа" первой октавы (тональность си-мажор); птенчики „отвечают" на „до" второй октавы (тональность фа-мажор)».
Музыкальный руководитель: Мы – веселые ребятки,
Все поскачем на лошадке.
Исполняется упражнение «Лошадка».
Музыкальный руководитель: Вот мы и приехали. Чей-то домик стоит, кто же в нем живет?
Звучит фрагмент музыкальной игры «Зайцы и ветерок», муз. и сл. Н. Бодраченко.
Дети отгадывают, что в домике живет зайчик.
Музыкальный руководитель раздает всем детям погремушки
2.Исполнение песни
Дети исполняют песню «Заинька», играя на погремушках, движения в соответствии с текстом песенки.
Музыкальный руководитель: У зайчика погостили, давайте отправимся дальше.
Дети берут ложки.
Исполняется упражнение «Лошадка»
Музыкальный руководитель: С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. Кто это?
Дети: Собачка.
Музыкальный руководитель исполняет песню «Собачка».
Дети подпевают.
Музыкальный руководитель: А кто же в этом домике живет?
3. Звучит фрагмент песни «Танец матрешек», муз.народная, сл. А.Ануфриевой.
Дети отгадывают.
Музыкальный руководитель: Бейте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли Матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Педагог раздает детям деревянные ложки и бубны.
Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени».
Показ слайдов с изображениями русской матрешки.
Музыкальный руководитель: Ах, Матрешечка – Матрешка!
Хороша - не рассказать,
И с тобою наши дети
Очень любят поиграть! (показывает платочек)
У матрешки есть платочек –
Яркой ткани лоскуточек.
Любим с ним мы поиграть.
В пляске русской помахать.
4.Исполняется песня – игра для пальчиков « Мы платочки постираем»
(педагог поет произвольную мелодию)
Мы платочки постираем
Крепко-крепко их потрем (пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак)
А потом их выжимаем,
Очень сильно отожмем. («выжимаем» белье)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем. так встряхнем, (встряхивают кистями рук)
А теперь платки погладим (водят кулачками по ладони другой руки)
На дощечке утюжком.
И платочками помашем, с ними весело попляшем(«фонарики»).
Музыкальный руководитель: Мы – веселые ребятки,
Все поскачем на лошадке.
Исполняется упражнение «Лошадка».
Музыкальный руководител ( поет): Вышли дети на лужок,
Видят: красный сапожок.
Кто же, кто же здесь гулял.
Сапожок свой потерял?
На полу лежит красный сапожок, дети ходят вокруг него.
Музыкальный руководитель: Может, рыжая лисица? нет?
Дети: нет!
Музыкальный руководитель: Может, белка озорница? Нет?
Дети: нет!
Музыкальный руководитель: Здесь Петрушка наш гулял,
Сапожок свой потерял! (Показывает Петрушку)
Не грусти теперь, дружок,
Мы нашли твой сапожок!
Потанцуй, Петрушка, с нами.
Топай весело ногами!
5.Дети пляшут с Петрушкой под любую веселую музыку по выбору педагога.
III. Заключительная часть.
Музыкальный руководитель: Вам понравилось в гостях у любимых игрушек?
Давайте назовем, у кого в гостях мы побывали?
Педагог показывает игрушку, дети пропевают ее название: лошадка, матрешка, Петрушка, собачка, зайчик.
Музыкальный руководитель прощается с детьми, поет «До свидания, дети».
Дети поют: «До свидания».