* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h4 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} h5 {font-weight: bold;} h6 {font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text 2 {margin-bottom: 6pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Subtitle {font-family: 'Georgia'; font-size: 24pt; color: #666666; font-style: italic;}

Филиал МОУ «ВССОШ№2» - Нижнесинячихинская ООШ

Конструкт урока литературного чтения в 3 классе

по теме: «Винни-Пух. Предисловие» Б. Заходер

Составитель: Кабанова С. Ю.,

учитель начальных классов

Камышлов, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Тема урока: «Винни-Пух. Предисловие»

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель фрагмента урока: расширение представлений о сказке «Винни-Пух и все-все-все», ее авторах в русской и зарубежной версиях, умение сравнивать, классифицировать факты о сказке относительно того, к какой версии сказки они относятся, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Краткая характеристика категории детей с ОВЗ (количество, вариант нарушения): дети с ЗПР (5 человек) – вариант 7.1, ребенок с РАС – вариант 8.2

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

расширить представление о сказке «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.

Заходера

;

актуализировать знания о сюжете книги, ее основной мысли и о том, как она изменилась при переводе на русский язык;

Предметные

сообщают сведения о

сказке «

Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.

Заходера

;

кратко передают

сюжет книги, ее основн

ую

мысль и о то, как она изменилась при переводе на русский язык;

Развивающая

развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, умение называть главных героев художественного произведения, давать им краткую словесную характеристику;

развивать умение сравнивать, классифицировать факты о сказке относительно того, к русской или зарубежной

версии сказки

они относятся.

развивать самостоятельность при выполнении различных видов заданий;

Метапредметные

ориентир

уются

в системе знаний, называют главных героев художественного произведения, да

ю

т им краткую словесную характеристику;

распределяют факты о русской и зарубежной версии сказки о Винни-Пухе относительно авторов, создавших ее на русском и английском языках.

самостоятельно выполняют предложенные задания по теме урока;

Воспитательная

воспитывать уважительное отношение к иному мнению посредством включения в парную работу;

Личностные

проявляют уважительное отношение к иному мнению

в процессе

участия

в парной работе;

Коррекционно-развивающая задача

развивать умение выделять лишние символы и с учетом исправления осуществлять процесс чтения текста

читают предложенный фрагмент сказки, исключая английские символы из текста, прочитывая его с правильно.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы с детьми с нормой развития и с детьми ОВЗ

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся и обучающихся с ОВЗ

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную продуктивную деятельность, смотивировать на дальнейшую работу

Словесный: беседа, слово учителя, девиз урока

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературного чтения!

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Давайте вспомним правила посадки. Спину держим ровно, ноги вместе, локти лежат на столе, проверьте, чтобы у всех на парте был порядок. Молодцы! Теперь мы действительно готовы начать работать!

-приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

Проверяют готовность к уроку

-

Актуализация знаний.

Актуализировать знания о том, что такое сказка и какие виды сказок бывают

Словесный: беседа, объяснение

Практический: работа с текстом

Для детей с ОВЗ – прием «Волшебный карандаш»

Сегодня, мы поговорим об одной из самых известных сказок, я думаю, что многие ее уже читали, а если нет, то обязательно смотрели мультфильм.

Я предлагаю вам поработать с фрагментом сказки, но работа будет необычной. Эту сказку перевели с английского языка и часть символов случайно осталась в русском переводе – прочитайте текст исключая буквы английского алфавита из слов. Читать необходимо про себя, причем пальчиком следить нельзя – читаем только глазами.

Ребята, вам я предлагаю взять в руки простой карандаш, но обратной стороной. Ваша задача – читать текст, а как только вы увидите букву английского алфавита – закройте ее шляпкой карандаша и продолжайте читать слово. Будьте внимательны.

Прочитайте текст второй раз, но уже быстрее.

Молодцы! С заданием справились!

-читают фрагмент сказки, исключая английские символы

-читают фрагмент сказки, исключая английские символы, закрывая их карандашом

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

-

-

читают предложенный фрагмент сказки, исключая английские символы из текста, прочитывая его с правильно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Умение формулировать тему, цель, задачи урока, составлять план по достижению цели и задач

Словесный: беседа, обсуждение

Наглядный: иллюстрация героя сказки

Практический: прием «Закончи фразу»

Ребята, а вы уже догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь на уроке? Посмотрите на слайд, кто на нем изображен?

Все верно! Это Винни-Пух. Именно с этой сказкой мы сегодня и будем работать!

А вы знаете, кто автор этой сказки? А о том, что у нее целых два автора? Нет?

Тогда сформулируйте, пожалуйста цель нашего урока.

Молодцы! Нам сегодня предстоит сделать много работы, давайте составим план на урок, чтобы ничего не забыть, для этого, я предлагаю вам дополнить следующие фразы словами для справок:

1 узнать об…(авторах)

2 прочитать…(предисловие к сказке)

3 закрепить и проверить…(свои знания)

4 оценить…(свою работу на уроке)

Молодцы! Теперь мы можем начать знакомиться с рассказом.

-Винни-пух

-слушают учителя, формулируют тему урока

-Сказка «Винни-Пух и все-все-все»

-нет

-формулируют цель урока

-заканчивают фразы, составляют план урока.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

С направляющей помощью учителя формулируют тему и цель урока, составляют план работы

-

Первичное усвоение новых знаний.

Познакомить со сказкой, ее особенностями, а также автором

Словесный: объяснение, беседа

Практический: задание на классификацию, самооценка «Горшочек меда»

Итак, ребята, первый пункт нашего плана – знакомство с авторами сказки о Винни-Пухе. И я предлагаю вам следующее задание. У нас есть 2 автора, а еще несколько пунктов того, что они сделали для создания книги. Я буду читать вам небольшую справку об авторах – ваша задача – соединить пункт из столбца с тем автором, к которому он относится. Работать я предлагаю в парах – вспоминаем правила работы.

Итак, готовы? Слушайте внимательно!

На самом деле, Винни-Пуха придумал Алан Милн, а вот перевел книгу на русский язык – Борис Заходер. Нашего Винни, Милн называл «Уинни-тзе-Пу», а говорил он только по-английски. А еще Борис Заходер научил Винни-Пуха сочинять Шумелки, Пыхтелки и Вопилки, без которых мы бы и не узнали нашего медвежонка.

Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, а поможет нам в этом документ-камера – вспоминаем правила работы с ней.

Если ответ верный – ставим +, если нет -.

Молодцы! Оцените, пожалуйста, вашу работу, закрасив горшочек с медом. Если все верно – закрашиваем полностью, если есть 1-2 ошибки – половинку, а если 3 и больше ошибок – то раскрасьте только самый низ горшочка.

-слушают учителя

-работают в парах, выполняют задание

-проверяют и оценивают работу

Ф, П

Сопровождающая презентация

карточки с заданием

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

сообщают сведения о сказке «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера;

распределяют факты о русской и зарубежной версии сказки о Винни-Пухе относительно авторов, создавших ее на русском и английском языках.

проявляют уважительное отношение к иному мнению в процессе участия в парной работе;

Первичная проверка понимания

Оценить уровень первичного усвоения знаний, понимания смысла текста

Словесный: беседа, объяснение, обсуждение, вопрос-ответ

Практический: интерактивное задание по типу «Соедини», ответы на вопросы по тексту.

Физминутка, зарядка для глаз

Ребята, Мы с вами вспомнили про Винни-Пуха, а кто же скрывается под словом «Все-все-все».

Посмотрите на слайд. На нем есть изображения героев и их имена, но имена написаны задом наперед – ваша задача – разгадать головоломку и соединить имя с картинкой героя (по Б. Заходеру).

Задание мы будем выполнять на интерактивной доске – вспоминаем правила работы с ней.

Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Ребята, какое слово осталось лишним?

Верно! Предисловие. Именно предисловие к сказке о Винни-Пухе, которое написал Б. Заходер мы и будем с вами читать.

Но для начала, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать физминутку.

Винни-Пух присел под куст:

«Ой, никак не разогнусь!»

Взялся он за поясницу.

Вдруг к нему летит синица

Винни помахал с азартом

И вернулся вновь за парту.

Молодцы, ребята, мы хорошо отдохнули, но наши глазки тоже устали давайте сделаем зарядку и для них.

В гости к нам пришла пчела, много меда принесла!

Вправо-влево, взад-вперед, не пролить бы даром мед.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко!

Молодцы, ребята, мы с вами хорошо отдохнули, но нам пора вернуться к работе и прочитать предисловие, которое написал для сказки Б. Заходер. Начинаем читать по цепочке, а по ходу чтения – вам нужно ответить на 3 вопроса.

Где жили Винни-Пух и его друзья?

На каком языке они говорили?

Чему научил Винни-Пуха Борис Заходер?

Давайте проверим, верно ли вы нашли ответы на вопросы!

1 – Зачарованный лес

2 – на английском

3– сочинять Пыхтелки, Шумелки, Вопилки.

Молодцы, ребята!

А что еще мы узнали из предисловия?

Кто читал и слушал внимательно, сколько историй в книге Б. Заходера? А было?

Сколько стало книг в русском переводе? Что еще было такого в книгах, без чего их было бы не так интересно читать?

Конечно – это рисунки и иллюстрации. Найдите фамилию художника, который их сделал и поместил в эту книгу. Верно! Э.В. Назаров. Молодцы! Вы очень внимательно прочитали предисловие к сказке!

-слушают учителя

-выполняют интерактивное задание

-предисловие

-делают физминутку и гимнастику для глаз

-читают текст по цепочке, отвечают на вопросы

-проверяют и оценивают свою работу.

-20 – было 18

-2

-рисунки

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

сообщают сведения о сказке «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера;

кратко передают сюжет книги, ее основную мысль и о то, как она изменилась при переводе на русский язык;

ориентируются в системе знаний, называют главных героев художественного произведения, дают им краткую словесную характеристику;

самостоятельно выполняют предложенные задания по теме урока;

проявляют уважительное отношение к иному мнению в процессе участия в совместной работе;

Первичное закрепление.

Осуществить контроль знаний учащихся

Словесный: беседа, объяснение

Практический: «Правда или ложь»

Самооценка «Горшочек меда»

Ребята, мы сегодня с вами работали все вместе, вы работали в паре, а сейчас пришло время поработать самостоятельно!

Я задаю вам вопрос, а ваша задача ответить да или нет – истина или ложь – если это истина – ставите на карточке в таблице +, если нет -.

Ребята, у вас вопросы уже даны, если не поняли вопрос с первого раза – прочитайте его в своих карточках и если утверждение верно, также поставьте +, если нет -.

На английский язык сказку о Винни-Пухе перевел Б. Заходер.

Винни-Пух и его друзья жили в Зачарованном море.

Правда ли, что Винни-Пух в русской версии книги сочинял Шумелки, Пыхтелки и Вопилки, а в английской нет?

Правда ли, что по книге снят целый мультфильм?

Правда ли, что автором зарубежной версии книги является А. Милн?

Давайте проверим, что у вас получилось! Обменяйтесь работами с соседом по парте и сравните работу с эталоном на доске.

Оцените, пожалуйста, работу, закрасив горшочек с медом. Если все верно – закрашиваем полностью, если есть 1-2 ошибки – половинку, а если 3 и больше ошибок – то раскрасьте только самый низ горшочка. Верните карточки обратно.

Поднимите руки те, у кого оказался целый горшочек меда. Молодцы! Вы хорошо поработали! Остальные – не расстраивайтесь, вам нужно быть внимательнее и у вас все обязательно получится!

-выполняют самостоятельную работу, соединяют героя с нужной пословицей/поговоркой.

-оценивают свою работу.

Ф, И

Сопровождающая презентация

Карточки с заданием

Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль

сообщают сведения о сказке «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера;

ориентируются в системе знаний, называют главных героев художественного произведения, его авторов

проявляют уважительное отношение к иному

Информация о домашнем задании

Записать домашнее задание, пояснить ход его выполнения

Словесный: объяснение, слово учителя

Ребята, скажите, что кроме книг было создано по истории Винни-Пуха?

Конечно это мультфильмы! И ваше домашнее задание – прочитать 1 главу истории о Винни-Пухе и посмотреть мультфильм, а после сравнить, чем они похожи и чем отличаются. Найдите три сходства и три отличия мультфильма от книги и заполните таблицу.

-слушают домашнее задание

Ф

-

Контроль со стороны учителя

-

Понимают суть и ход выполнения домашнего задания

-

Рефлексия

Подведение итогов урока

Словесный: объяснение, слово учителя, вопрос-ответ

Самооценка «Улыбка для Винни-Пуха»

Ребята, наш урок подходит к концу, и пора подвести итоги.

С каким произведением мы сегодня работали?

Кто его авторы?

Что вам больше всего запомнилось?

Все ли пункты плана мы выполнили?

Молодцы!

И в завершении я предлагаю вам оценить свою работу на уроке следующим образом:

Нарисуйте улыбку Винни-Пуху.

Если вам понравился урок и вы справились со всеми заданиями – нарисуйте широкую улыбку. Если остались вопросы и возникли трудности – Винни улыбается не так широко, а даже застенчиво.

А если урок не понравился и с заданиями справиться не получилось – улыбка грустная.

Ребята, вы все молодцы! Спасибо за работу!

-отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

сообщают сведения о сказке «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера;

ориентируются в системе знаний, называют главных героев художественного произведения, его авторов

-