ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ?СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1? Разработка урока по астрономии на тему: ?КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ К ПЛАНЕТАМ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ? Разработал: преподаватель физики Лобода Е.С. Урок посвящается 56-летию полета Ю.А. Гагарина в космос Свердловск, 2021 Космическая одиссея к планетам земной группы Цель урока: научить наблюдать мир вокруг себя и сравнивать, воспитать бережное отношение к богатствам нашей планеты, привить навыки исследования, усвоить новый материал. Оборудование: конспект преподавателя, мини-учебник ?Путеводитель к планетам Солнечной системы?, маршрутный лист ?Практическая работа?, слайд-шоу, видеофрагменты учебного фильма ?Путешествие на край Вселенной? Тип урока: изучение нового материала Форма проведения урока: урок-путешествие Ход урока Ι. Организационный этап Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок посвящается очень значимому событию в космонавтике – прошло 55 лет со дня первого полета человека в космос. Ю.А. Гагарин стал первым человеком, совершившим этот полет 12 апреля 1961г. С тех пор – 12 апреля – День космонавтики. Мы начинаем изучать Солнечную систему и тема урока ?Космическая Одиссея к планетам земной группы? В центре нашей Солнечной системе находится звезда – Солнце, а все Планеты делятся на две группы – планеты земной группы, планеты – Гиганты. Наша задача на уроке – провести исследования планет земной группы и дать им сравнительную характеристику . Для этого мы совершим полет в космическое пространство, а свои наблюдения запишем в маршрутные листы(Приложение 1), помогать вам будут путеводители (Приложение2). ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся Чтобы совершить полет, нам необходимы изученные знания по физике. Чему равно ускорение свободного падения на Земле? Какие бывают космические скорости? Что такое невесомость? Что такое вес тела? Невесомость – это хорошо или плохо? Как расположен космонавт при взлете? Что такое перегрузка? Слышны ли звуки в космосе? Нужные знания повторили и мы готовы к полету. ΙΙΙ. Изучение нового материала Сказал “поехали” Гагарин,Ракета в космос понеслась.Вот это был рисковый парень!С тех пор эпоха началась.Эпоха странствий и открытий,Прогресса мира и труда,Надежд, желаний и событий,Теперь все это – навсегда. Полет к Венере. На экране демонстрируется видеоматериал ?Полет к Венере?. Фильм озвучивает преподаватель. Начитаем наш полет, чтобы оторваться от Земли и выйти на ее орбиту, нужно нам воспользоваться первой космической скоростью V1 = 7,9км/с. Как красива наша планета! Можно очень долго любоваться этой красотой, но нам пора вперед, к другим планетам и нужна вторая космическая скорость, чтобы преодолеть земное притяжение V2 = 11,2 км/с. ЛУНА Оторвавшись от Земли мы не можем пропустить нашего ближайшего соседа – наш естественный спутник. По данным NASSA двенадцать астронавтов уже побывали на Луне. Расстояние – 3 дня пути на космическом корабле. У Луны нет атмосферы, ее каменная поверхность изранена астероидами, об этом говорят многочисленные кратеры. На поверхности можно увидеть лунный модуль ?Аполлона -11? и следы Нила Амстронга, которые он оставил во время первого полета на Луну 21 июля 1969г, следы останутся еще на миллионы лет, потому что отсутствие атмосферы их сохранит на долго. ВЕНЕРА Наш полет продолжается дальше по направлению к Солнцу. Венера – это самый яркий объект на небе через полчаса после захода солнца или перед восходом. Поэтому ее часто называют ?утренняя звезда?, ?вечерняя звезда?. Если освещенность нашего солнечного дня взять за 100%, то на Венере этот показатель будет – 300% . Венера отражает 76% солнечного света в космическое пространство. Это не дружелюбная планета. Ее атмосфера состоит из углекислого газа, аммиака, азота. Мощный облачный слой – из паров серной кислоты. Повер- ность Венеры – это каменные породы, вулканическая деятельность прогрессирует, магма вытекает из кратеров вулканов. Температура ее поверхности достигает до 450?С. Сутки длятся 243 земных суток, год длится 225 земных суток. Вращается не так как другие планеты – вращение Венеры происходит по часовой стрелке. Если бы мы высадились на этой планете – наши легкие разъели пары серной кислоты. Ни один аппарат не может работать более 2-х часов на этой планете из-за сложных условий. ЖИЗНЬ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ НЕВОЗМОЖНА. Обсуждение полета на Венеру. Что интересного вы увидели на этой планете? Что понравилось (или не понравилось)? Хотели бы сюда вернуться? Что вас тут удивило? Похожа ли Венера на свою соседку Землю? На ваших столах лежат маршрутные листы, в них мы будем выполнять практическую работу ?Исследование планет земной группы?, цель нашей работы исследовать планеты и составить сравнительную характеристику планет. Конечно же, мы все планеты будем сравнивать с Землей, не зря этой группе планет дали такое название. Найдем схожие характеристики и различия между планетами. При выполнении работ можно будет пользоваться ?Путеводителем?, который напомнит данные полета. Можете заполнять колонку ?Венера?. Полет к Меркурию. Мы продолжаем наш полет, и движемся дальше по направлению к Солнцу. Следующая планета, на которой мы побываем – Меркурий, это первая планета от солнца. Это небольшая планета, чуть больше Луны. Температура ее поверхности достигает до 430?С, поверхность Меркурия – твердые горные породы. Атмосферы на планете нет, поэтому вся поверхность побита астероидами, это видно по кратерам, которые они оставили. Воды на планете нет, как и нет другой жидкости. Сутки длятся приблизительно 57 земных суток, год длится 88 земных суток. Данных о Меркурии очень мало, изучать планету очень сложно из-за близости к Солнцу. К планете приближалась только одна космическая станция, которая совершила три облета вокруг – в 1974-1975. Получилось сделать картографию только 45% планеты. Обсуждение полета на Меркурий. Что увидели на Меркурии? Что вас удивило на этой планете? Как вы думаете, нужно ли подробно изучать эту планету? Давайте вернемся к нашим маршрутным листам и с помощью ?Путеводителей? заполним колонку ?Меркурий? Полет на Марс. Нам нужно продолжать свое путешествие, и мы разворачиваемся и летим к четвертой по счету планете Марс. Он всегда будоражил воображение ученых. Сколько написано историй о Марсе! Люди постоянно в поисках жизни на этой планете, и не зря… Эта красная планета почти в два раза меньше Земли. Поверхность состоит из каменных пород, основная часть грунта – окислы железа (ржавчина), именно ржавчина и дает такой красноватый оттенок. Атмосфера Марса очень тонкая и не спасает от ультрафиолетовых лучей. Вокруг своей оси делает оборот за 23ч 37 мин. Год на Марсе длится 687 земных суток. Очень часты на планете песчаные бури, они очень сильны. Одна буря намного сильнее торнадо на Земле. Если есть бури – есть ветер, если есть ветер – есть воздух, хоть кислорода и очень мало. Температурный режим планеты: на экваторе до +40, на полюсах до -90?С. В полярных шапках под слоем замерзшей углекислоты предположительно находится водяной лед. Все вулканы на планете потухшие, самая большая гора – Олимп, его высота 21.200 м. Если вулканы проснутся – это может все изменить, вулканическая деятельность может разогреть планету и дать толчок в развитии жизни. Большой Каньон на Марсе – это самый большой каньон в Солнечной системе. Он говорит нам о том, что это были берега очень глубокой реки, значит, там была вода… Марс – самая исследуемая планета. Марс изучают два марсохода, три спутника, многочисленные космические станции и зонды. В планах NASSA начать заселение планеты в 2036г. Существует теория, по которой жизнь зародилась на Марсе, а потом переместилась на Землю. У планеты имеется два спутника Фобос и Деймос (Страх и Ужас). Жизнь на Марсе возможна… Обсуждение полета на Марс. Что увидели на планете? Что удивило и запомнилось? Из вас кто-нибудь хотел бы быть поселенцем на этой планете? Кто еще знает дополнительные факты о планете? Опять возвращаемся к нашему маршрутному листу и заполняем колонку ?Марс?. Все колонки заполнены, а теперь сделаем вывод – ответим на вопрос: ?По каким признакам планеты объединили в одну группу??. ΙV. Сообщения учащихся. Планеты исследовали, характеристики изучили, теперь нам нужно обратить внимание на названия планет и по изученному материалу сопоставить имена богов греко-римской мифологии с названиями планет. Учащиеся подготовили небольшие сообщения. V. Закрепление изученного материала. 1. Какая из этой группы планет самая жаркая планета? 2. Какая планета самая яркая? 3. На какой из планет возможна жизнь? 4. Какая планета самая красивая? 5. Какая из планет расположена ближе всего к Солнцу? VΙ. Подведение итого урока Отмечается работа учащихся, и объявляются оценки. VΙΙ. Домашнее задание. Подготовить сообщения о названии планет-гигантов. ΙΙX. Заключительное слово преподавателя. К ЗВЕЗДАМ Нередко снится нам мерцанье тихих звезд, Полет над утренней зарей.И в тонком, нежном шелесте березКакой –то голос речи неземной, Сиянье полюсов, туманности земель…Мы к дальним звездам свой продолжим путь!И если там кружит лиловая метель,Она надежд не сможет обмануть.Еще один остался нам парсек,Его пройдем и, может быть тогда –?Увидим русла не знакомых рекУвидим неземные города…Сиянье полюсов,туманности земель…Мы братьев там по разуму найдем,Подарим им цветы, весеннюю капельИ радугу, омытую дождем. Игорь Михайлусенко СПАСИБО ЗА УРОК (
Работа творческого конкурса: "Мой лучший урок"
"Космическая одиссея"