Лахардова Наталья Викторовна - учитель начальных классов г. Саратов, МОУ ?СОШ №106? Технологическая карта занятия по внеклассному литературному чтениюс применением методик театральной педагогики:"Литературные герои произведений Аркадия Гайдара" Данное занятие было запланировано как результат долговременного проекта по литературному чтению в 3 классе. Тема проекта соответствует программному материалу школьного предмета. В течение нескольких уроков обучающиеся выполняли различные задания, изучая произведения А.П. Гайдара, его автобиографию; выполняли творческие работы, занимались театральной деятельностью в кружке. Заключительное занятие по проекту прошло в городской библиотеке, где была организована выставка всех прочитанных книг. Занятие проходило 1ч., с небольшими физ. минутками. Присутствовали родители учеников. Тема "Литературные герои произведений Аркадия Гайдара?Презентация проекта Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка. Внеклассное мероприятие в городской библиотеке №13 Основные предметные цели: 1. Обобщить знания детей о литературных героях Аркадия Гайдара. 2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; психологические процессы ребёнка (внимание, память, эмоциональная способность). 3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество, патриотизм. Технологии Личностно-деятельностный подход, задания по групповой работе, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания), мпровизация. Методы Словесный, наглядный; частично-поисковый. Использование приёмов театральной педагогики Планируемый результат Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к литературным героям и биографии известных людей 2. Формирование восприятия. Метапредметные умения Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели занятия. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах . 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной речи. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в паре, корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Предметные умения 1. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. 2. Соотносить автора, его произведения со временем их создания. 3. Самостоятельно давать характеристику герою. Предварительная подготовка. 1) Проведение запланированных классных часов: ?А.П. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.?, ?Тимуровцы нашего времени?. 2) Выставка рисунков к произведениям А. Гайдара (каждый рисунок имеет пояснительный текст) 3) Создание презентации из рисунков учеников к сказке ?Горячий камень? (диафильм) 4) Создание на уроке ?Технологии? книжки-самоделки. 5) На уроке ?Русского языка? составление краткого пересказа произведения ?Тимур и его команда?. Запись текста в книжку-самоделку. 6) На уроках ?Изобразительного искусства? иллюстрирование книжки-малышки. 7) Работа в театральном кружке: инсценирование мини-сценки по произведению А. Гайдара ?Тимур и его команда? 8) Домашняя работа с толковым словарём. Что такое ?счастье?? Кто такие ?пионеры?? – записать в книжку–самоделку. 9) Поход в городскую библиотеку. Тема занятия ?А.П. Гайдар – жизнь и творчество?. 10) Составление кино — викторины по произведениям А.П. Гайдара (учитель) 11) На уроках музыки – разучивание песни ?Гайдар шагает впереди!? Технология проведения урока (этапы), номер слайда презентации Деятельность учителя Деятельность учеников I. Психологический настрой Организационный момент. Включение учеников в учебную деятельность. II . Актуализация опорных знаний слайд №1 1) Объявление темы и постановка цели урока слайд №2 III. Работа по теме урока слайд №3 1) Кино – викторина по произведениям А.Гайдара слайд №5, №6 2 видеосюжета из фильмов 2) ?Горячий камень в рисунках класса? слайд №7 слайды №8 – 15 3) Выводы по сказке слайд №16 слайд №17 (слова писателя) Дыхательная гимнастика слайд №18 4) О повести ?Тимур и его команда? 5) Сценка из повести ?Тимур и его команда? слайд №19 6) Анализ сценки.Словарная работа слайд №20 Подведение итогов беседы 7) Выводы по повести ?Тимур и его команда? слайд №21 слайд №22 8) Игра ?Кто я?? IV. Подведение итогов Выставка книжек - самоделок V. Рефлексия слайд №23 (вопросы на слайде) Песня ?Гайдар шагает впереди? слайд №24 - Добрый день, ребята. - Прозвенел звонок весёлый. - Мы начать урок готовы. - Будем слушать, размышлять - И друг другу помогать. Я очень рада видеть вас на уроке. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачу. - Ребята, мы в течение долгого времени на уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. Перед нами вставали проблемы, которые мы успешно разрешали. Мы работали над проектом. - Кому же посвящён проект? Дети:. – Героям Аркадия Петровича Гайдара. На экране: ?Литературные герои произведений А. Гайдара? - У нас не просто урок. Мы подводим итоги нашего проекта. Вспоминаем, рассказываем о героях произведений писателя. - Вспомните, какие произведения А. Гайдара вы читали? (обратить внимание на выставку) - Их по поступкам узнают, И это не беда, Что по-гайдаровски зовут Героев не всегда. - Задание: узнайте, о каком герое идёт речь. Мне нужны помощники. Используйте нужную интонацию, мимику, жесты. Вспомните, как мы тренировались в театральном кружке. 1) - Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, вечером. (Тимур) 2) - Оля, я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. (отец Жени и Оли) 3) - Ты Тимур? Это ты укрыл меня ночью простынёю? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь? (Женя) 4) - Я спал. Он пришёл. Я встал. Он послал. Он велел, чтобы мы с тобой спустились вниз, к калитке. (Коля Колокольчиков – Жене) 5) - Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же. (Ольга - Тимуру) 6) – Человек должен трудиться…Труд облагораживает человека… (Доктор Колокольчиков – внуку) - Следующее задание: узнать, из какого произведения этот видеосюжет. Коротко рассказать, что происходит в данный момент. Показ видеосюжетов - К какому произведению можно отнести пословицу: ?Жизнь дана на добрые дела?? (?Горячий камень?) - Пословица отражает главную мысль сказки. Какова эта мысль? (Старик не захотел жизнь начинать заново, потому что он её прожил честно, для народа и Родины. Он её прожил счастливо.) - Ребята, мы с вами сделали коллективную презентацию по сказке ?Горячий камень? (сказка в рисунках). Каждый из вас попытался выразить в рисунке то, что больше всего запомнилось, что вас тронуло. Рисунки все сопровождали текстами, которые выразительно прочитаем. Чтение сказки со сказочной интонацией (подготовлены заранее 2 ребёнка) - ?Счастья вам?, ?Будьте счастливы?, ?Счастливого пути? - так мы часто говорим друг другу. -И в разговоре с Ивашкой старик упоминает о счастье. - Что такое счастье? - Откройте наш ?Толковый словарь? (Читают в книжках-самоделках переписанную словарную статью). - А что для вас является счастьем? - Можно ли счастье купить за деньги? - О ком же эта сказка? (О честных и добрых людях, которые любят свою Родину, делают всё, чтобы люди были счастливы) - С.Михалков так говорит об А.Гайдаре: ?Горячий камень? - воспринимается как подлинная, мудрая повесть, и что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное перед смертью своим читателям детям. Прожил он всего 37 лет. Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово ?Гайдар? есть в монгольском языке, оно значит: всадник, скачущий впереди войска.? Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. Выходит ученик в образе Тимура (на шее красный галстук):–Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, значит, и я спокоен тоже! Учитель: - Ребята, кто к вам пришёл в гости? - О Тимуре, без сомненья, (обложка книги)Вы читали с увлеченьем,Слово дав себе потомПодражать ему во всем. - Где и когда происходит действие повести? Почему это важно знать??(Действие происходит в середине лета под Москвой. Это предвоенный год. Повесть проникнута тревогой за судьбу Родины. Гайдар предчувствовал трагическую неизбежность войны.) – Назовите главных героев повести.?(Женя, Тимур, Квакин и др.) - Посмотрите и внимательно послушайте сценки, которые приготовили наши артисты. Получится ли у них передать мимику, жесты, движения героев. Сценка №1 , ?Встреча Тимура с Квакиным? Сценка №2 ?Разговор Тимура с Нюркой и Гейкой? А теперь давайте сравним наших героев. В помощь вам – план: Тимур Гараев и его команда Михаил Квакин и его шайка Характеры командиров Смелый, отзывчивый, решительный Безответственный, хулиган, грубый Занятия Помощь семьям красноармейцев Обворовывание садов Поведение в переговорах Мужество, благородство Хамство ?Ультиматум?Дать объяснение слову из толкового словаря – прочитать из книжки-самоделки В ответ: грубое ругательство, арест парламентеров - Какие добрые дела выполняли тимуровцы в повести? (В годы войны тимуровцы выполняли самые разнообразные поручения, в том числе доставляли письма семьям бойцов.После войны – помогали семьям погибших. Во второй половине ХХ века помогали ветеранам Великой Отечественной войны. - А какие тимуровские дела можете выполнять вы, ребята XXI века? (Свободные высказывания детей.) - Сделайте?вывод:?зачем нужна эта книга современным школьникам? - У каждого из вас на парте лежит красная звездочка. Что означала звезда на заборе в повести? Кто её рисовал? -Вспомните примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, отчего другому человеку стало приятно, а у вас на душе – светлее. Напишите на звезде кратко, какое доброе дело вы совершили. Приколите звёздочки на доску. - Кем были тимуровцы? (пионерами). Вы работали с толковым словарём. Зачитайте, кто такой пионер. Работа в группах. Инсценировка диалога: ?Кто я?? (два человека из группы должны разыграть диалог таким образом, чтобы другие группы догадались, о ком идёт речь). Раздаются карточки. Время подготовки – 1-2 мин) -Какой подарок ты получила от отца на день рождения? (аккордеон)-Какой учебник ты читала? (физика)-Почему ты не любила Тимура? Ответ: Ольга -Почему ты погрозил палкой Квакину?-Зачем сдернул со стены двустволку? (защищался от ?вора?)-Кто помогал тебе чинить настенные часы? (внук) Ответ: дедушка Колокольчиков -Куда ты проводила сына? (Красную армию)-Зачем вызвалась прибирать дачу Ольги? (помогала)-Почему ты отскочила от бочки с водой? (бочка была полная) Ответ: молочница -Что у тебя сломалось пор дороге? (мотоцикл)-На каком заводе ты работаешь? (автомобильный)-Зачем ты гримировался? (репетировал , ? Я сам немного артист?) Ответ: Георгий Гараев (дядя Тимура) Учитель: - какая пара сыграла лучше, почему? - Подведём итог всему сказанному на уроке и порассуждаем:- Что значит жить по-гайдаровски? (Уступить место пожилому человеку, сбегать за хлебом больной соседке, жить честно, уметь прощать, любить свою Родину, трудиться, приносить добро.) - Ребята, в ходе работы над проектом, каждый из вас готовил книжку-самоделку, в которую вы вложили старание, любовь, умение правильно и красиво оформлять. Я прошу показать и рассказать о своей книжке. (После рассказов 1-2-х человек, делаем выставку книжек-самоделок на доске) - Поделимся впечатлениями о нашем уроке. - Урок заставил меня задуматься… - Я понял, что… - Считаете ли вы, что мы не напрасно готовили этот проект? - Что, на ваш взгляд, было самым трудным в работе? - Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы над проектом? -Хотели бы вы и дальше продолжить работу по созданию и внедрению новых творческих проектов по другим темам? -За что ты можешь похвалить себя? А одноклассников? - Кто хочет исполнить песню ?Гайдар шагает впереди?, прошу выйти. Желающие могут маршировать, как это делали раньше пионеры. - Урок окончен. Всем спасибо. Настраиваются на работу Отвечают на вопрос Включаются в учебную деятельность Один ученик рассказывает четверостишие Ученики по желанию разбирают карточки с текстом и сразу начинают читать вслух Просмотр видео-сюжетов Выполняют задание учителя Чтение сказки Отвечают на вопросы Проверка домашней работы со словарём Отвечают на вопросы учителя Историческая справка Релаксация В гости пришёл литературный герой - Тимур Отвечают на вопросы учителя, вспоминают главных героев Ученики разыгрывают сценки из повести ?Тимур и его команда? Опираясь на план, ученики, дают характеристику главным героям. Дети отвечают на вопросы. Подводят итоги беседы Дети пишут свой пример на звезде Проверка дом задания: работа с толковым словарём Работа в группах Рассуждения и выводы детей (какая пара сыграла правдоподобней, почему?) Рассуждения детей Желающие ученики демонстрируют свои книжки-самоделки 8
Работа творческого конкурса: "Лучшее внеклассное мероприятие"
"Литературные герои произведений Аркадия Гайдара"