Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса Легенда педагогического кейса: Необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе (1) по тематике ?Планирование и управление личными финансами? (2) для учащихся 9 класса (3), в котором учатся 26 детей (4). Особенностью класса является то, что дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД (5), дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (6). Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) Характеристики Возможности Ограничения и риски Решения/ рекомендации 1. Малый город - хорошая материально-техническая база - плохой доступ в интернет; -низкий уровень оснащения школы (интерактивная доска, мультимедийное оснащение - использовать мобильный интернет; - проводить занятия в аудитории с проектором 2.Тематика ?Планирование и управление личными финансами? Демонстрация правильного планирования личного бюджета -разный уровень возможностей в формировании личных финансов - братить внимание на возможности при правильном планировании и управлении личными финансами 3. Учащиеся 9 класса -имеют карманные деньги или подработку; - участвуют в управлении личного бюджета. - склонны принимать импульсивные, необдуманные покупки - не умеют планировать личный бюджет - обратить внимание обучающихся на правильное планирование бюджета личных финансов 4.26 учеников -групповая работа; -возможность групповых заданий, позволит выполнить и освоить гораздо больше материала; - знают возможности друг друга -ограничение по времени при индивидуальных формах работы - продумывать чередование групповой и выборочно индивидуальной работы 5. Дети любят работать в группах, активные. имеют опыт участия в КТД - экономия времени на орг. моменты; - возможность мотивации к новым знаниям - соревнование за лидерство; -сложности в организации совместной деятельности и активных форм групповой работы (задания, обсуждения) - продумывать групповую работу состав команд 6. Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным) - рассмотрение жизненных ситуаций понятных для всех учащихся - могут возникнуть сложности при планировании бюджета личных финансов - использовать шаблонные задания планирования и управления личными финансами в не зависимости от уровня доходов родителей Планируемые образовательные результаты Знания Установки (что есть ?грамотно? и как надо поступать) Умения - что такое личные доходы и пути их повышения; - что такое личные расходы и каковы общие принципы управления расходами человека; -что такое финансовая цель и какие бывают виды финансовых целей -понимать последствия дефицита личного бюджета; - понимать отличия долгосрочных финансовых целей от краткосрочных; - понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы; - уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; - уметь выявлять наличие возможностей сокращения расходов; -следить за своими расходами и доходами и при необходимости их корректировать. - уметь составлять план доходов и расходов на различные временные периоды; - уметь составлять личный бюджета; - осознавать свои собственные привычки при расходовании денег; -быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов, распределению доходов по категориям расходов - критически относиться к решениям о приобретении дорогостоящих товаров, пользующиеся спросом среди сверстников и не соотносящихся с доходами - сознавать необходимость ограничивать свои желания - проявлять готовность к поиску вариантов личного заработка в конкретных жизненных ситуациях. Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса(ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости) Липсиц И.В. Финансовая грамотность. 8-8 классы:учебник для образ. орг./ И.В. Липсиц, О.А.Рязанова.-М.: ВАКО, 2023.-352с., модуль 1. Образовательные проекты ПАКК https://edu.pacc.ru/kinopacc/ , https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/89/#128 ?Реальный бюджет?. ?Как делать сбережения?. Сборник практических задач по управлению личными финансами https://edu.pacc.ru/finmat/articles/Zadachiimetodicheskierekomendatsiipoikhispolzovaniyunaurokakhmatematiki/ Тема 3. Личный и семейный бюджет и его балансировка. Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) Финансовая и математическая грамотность Финансовая и читательская грамотность Финансовая и естественно-научная грамотность Финансовая и цифровая грамотность Интегративное задание: Составить личный бюджет Что проверяет: Знания: - что такое личные доходы и пути их повышения; - что такое личные расходы и каковы общие принципы управления расходами человека; -что такое финансовая цель и какие бывают виды финансовых целей; - уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; - уметь выявлять наличие возможностей сокращения расходов; -следить за своими расходами и доходами и при необходимости их корректировать. Умения: - уметь составлять план доходов и расходов на различные временные периоды; - уметь составлять личный бюджета; - осознавать свои собственные привычки при расходовании денег; -быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов, распределению доходов по категориям расходов - критически относиться к решениям о приобретении дорогостоящих товаров, пользующиеся спросом среди сверстников и не соотносящихся с доходами - сознавать необходимость ограничивать свои желания - проявлять готовность к поиску вариантов личного заработка в конкретных жизненных ситуациях. Установки: -понимать последствия дефицита личного бюджета; - понимать отличия долгосрочных финансовых целей от краткосрочных; - понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы; - уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; - уметь выявлять наличие возможностей сокращения расходов; -следить за своими расходами и доходами и при необходимости их корректировать. Ответ: Правильно составленный личный бюджет Пояснение: План проведения образовательных активностей Форма проведения активности: Внеурочная деятельность Этап 0. Подготовительный Деятельность учителя Деятельность учеников Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) Этап 1. Мотивационно-целевой (20 минут) 1.1 Деятельность учителя Деятельность учеников Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) Формулирует тему занятия Слушают учителя Формирование положительного отношения интереса, живого интереса к занятию 1.2 Просмотр короткометражных фильмов ?Реальный бюджет?, ?Как сделать сбережения? После просмотра предлагает обозначить главные принципы грамотного планирования и управления личными финансами. Делит класс на 4 подгруппы. Дает слово каждой подгруппе Смотрят фильмы Учащиеся включаются в диалог с учителем, рассуждают, соотнося с собственным опытом. 1.3 Формулирует жизненную ситуацию и обсуждает ее с учащимися. Предлагает группам решить практические задачи по управлению личными финансами Участвуют в дискуссии Учащиеся узнают, как правильно составить личный бюджет. Как правильно распоряжаться личными финансами и планировать доходы и расходы Этап 2. Организационно-действенный (20 минут) 2.1 Деятельность учителя Деятельность учеников Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) Делит класс на 4 группы. Раздает каждой группе практическое задание и формулирует задачу ?Спланировать личный бюджет? Рассаживаются по группам. Осуждаю полученную информацию из практического задания, планируют личный бюджет Учащиеся учатся планировать личный бюджет 2.2 Отслеживает ход выполнения практического задания, поддерживает дисциплину. Заслушивает результаты каждой группы по составлению личного бюджета Выполняют практическое задание, составляют личный бюджет Учатся составлять личный бюджет, осознавать свои собственные привычки при расходовании денег, понимают необходимость ограничивать свои желания. Понимают необходимость поиска вариантов личного заработка в конкретных жизненных обстоятельствах, учатся быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов, распределению доходов по категориям расходов Этап 3. Рефлексивно-оценочный (5 минут) 3.1 Деятельность учителя Деятельность учеников Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) Предлагает учащимся оценить полученный опыт путем применения приема ?гирлянда? На экранах телефона демонстрируют: ?зеленый фонарик? -все понял, все хорошо, беру с собой; ?желтый фонарик? - так себе, надо подумать; ?красный фонарик? - ничего не пригодится, не понял Учащиеся осознают, что правильно составленный личный бюджет может помочь в покупке дорогостоящих нужных вещей и помочь родителям в планировании семейного бюджета
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса по финансовой грамотности