Шмакова Н.Ю.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ пос.Уральский»
Тема: « Умные игры для родителей или как сделать родительское собрание эффективным и интересным»
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных работ в педагогической деятельности. С первого дня, как ребенок переступил порог образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех обучения и воспитания. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями.
Но, к сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо выразительную роль на родительских собраниях. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний и сделать собрания интересными и эффективными?
- Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным!
Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения творческого характера дают положительный эффект.
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого можно с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.
Приём «Рисунок – метафора».
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор.
Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
Сопроводительный текст:
- Посмотрите на предложенный рисунок и скажите, что на нем изображено.
- Какой это замок?
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис).
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенкана основе личного примера взрослого.)
Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
Также в начале собрания для определения темы можно использовать приём «Устами детей». Родителям предлагается видеофрагмент, на котором учащиеся описывают какой- то предмет или явление, не называя его, а родители должны догадаться, о чём идёт речь.
Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением.https://vk.com/topic-59899136_39039728
- «Все оставляет след»,
- «Индивидуальный подход»,
- «О материальности мыслей»,
- «Все познается в сравнении»,
- «Не слушайте мнения окружающих»,
- «Все в твоих руках» и д.р.
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд игр и упражнений для подачи теоретической информации.
Игра «Зарядка»
Сейчас я буду говорить утверждения, а вы выполнять определенные действия, если конечно, согласны с данным утверждением.
1.Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения
родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
2.Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
3.Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
4.Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, покачайте головой.
5.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе,встаньте.
А теперь ответьте, всегда дети, приходя из школы, передают правильно и точно ту информацию, которую они услышали в таком виде, в котором ее передал учитель?
Игра «Передай информацию».
Сейчас я хочу с вами сыграть в одну игру и посмотреть, насколько вы родители воспринимаете информацию правильно или неправильно. И стоит ли из этого делать проблему. Либо что-то нужно ещё выяснить.
5 человек я попрошу выйти за дверь. (Выходят).
Учитель читает всем информацию, которую родители по очереди будут передавать друг другу.
Текст такой: Звонила Виктория Андреевна. Она сказала, что в субботу мы все едем на экскурсию в Старо-Андреевский монастырь. Сбор в субботу в 7.35 утра возле школы.
Оплата за проезд детям бесплатно, родителям 150 р.
Вот вам яркий пример того, что каждый передает информацию как-то по-своему.
Поэтому когда дети приходят домой и что-то вам рассказывают, то не сразу бросайтесь в панику. Конечно, верить можно, но это может быть частично не так.
Упражнение "Скрепка"
Уважаемые коллеги! Вы получили скрепку, возьмите ее, пожалуйста, попробуйте ее выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребенка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребенка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.
Хочется, чтобы эти скрепки навели вас на размышление, что отношение к своему ребенку можно изменить, а поступки исправить очень тяжело. Если эту скрепку гнуть по несколько раз, то она – ломается.
Мы, педагоги, не хотим, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.
Так и в нашей жизни в общении с близкими, со своей семьей. Очень часто в наших семьях возникают проблемные ситуации, в которых мы не можем быстро найти правильное решение.
Упражнение «Фрукты и овощи»
Как подготовить родителя и ребенка к тому, что возможно их замыслы и ожидания могут не осуществиться? Семья может рассчитывать на успешную учёбу, победу на конкурсе и так далее. Страх того, что вдруг все получится не так, как планировалось, повышает чувство тревоги и разочарования, как у ребенка, так и у родителя. Чтобы психологически подготовить семью к возможному отклонению от ожиданий, среди родителей можно провести упражнение «Овощи и фрукты».
Для работы понадобится набор карточек и муляжей чуть больше, чем количество участников, на которых написаны названия разных фруктов и овощей как заведомо вкусных и предпочтительных, так и простых, непопулярных.
Перед тем, как раздать карточки, каждому участнику задается вопрос: «Какой фрукт или овощ ты сейчас хотел бы попробовать?»
После того как участники получили карточки задаются вопросы: какие чувства и ощущения в данный момент вы испытываете? На следующем этапе участникам предлагается проговорить фразу: «Я получил (а) не то, что хотела, зато …» Этот этап позволяет смягчить уровень переживаний и разочарований и увидеть компенсирующие личностные ресурсы в сложные периоды жизни.
- Также для того чтобы интересно провести собрание, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни класса», «Как прошла 2 четверть», «Наши успехи и достижения», фотогазеты, которые соответствуют теме, подготовить детские высказывания на тему собрания, выставку детских работ, выставку наработок (игр, пособий, папок - передвижек и др.).
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Я в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями». Перед своим выступлением я вам раздала, так называемый, «Портфельчик» и предлагала заполнять его в течение моего выступления разнообразными пометками, советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы из своего опытаи т.д.
Давайте посмотрим, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.