* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Метод исследования ключевых ситуаций как средство активизации познавательной деятельности обучающихся при подготовке

к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике.

Данная методическая разработка посвящена проблеме повышения эффективности подготовки обучающихся к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике путем использования метода исследования ключевых ситуаций.

В работе раскрываются теоретические основы метода ключевых ситуаций, обосновывается его актуальность и целесообразность применения в образовательном процессе по физике. Подробно описываются этапы разработки и проведения занятий с использованием ключевых ситуаций, акцентируется внимание на особенностях отбора задач и организации работы обучающихся.

Ключевая идея разработки заключается в том, что анализ и решение специально подобранных, ключевых ситуаций, демонстрирующих наиболее важные и сложные физические закономерности, способствует:

Более глубокому и осознанному усвоению теоретического материала.

Развитию логического мышления и умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Формированию навыков самостоятельной работы и поисковой деятельности.

Активизации познавательной деятельности и повышению мотивации к изучению физики.

Успешной подготовке к решению олимпиадных задач и заданий повышенной сложности на ГИА и ЕГЭ.

В разработке представлены конкретные примеры ключевых ситуаций по различным разделам физики, методические рекомендации по их использованию и варианты организации работы обучающихся (индивидуально, в группах, в формате проектной деятельности). Приводятся примеры заданий для самоконтроля и оценки усвоения материала.

Разработка предназначена для учителей физики общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также для преподавателей учреждений дополнительного образования, занимающихся подготовкой обучающихся к олимпиадам и экзаменам по физике. Материалы разработки могут быть адаптированы для различных уровней подготовки и возрастных групп обучающихся.

В современной системе образования, подготовка к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике требует не только глубокого знания теоретического материала, но и умения применять эти знания в нестандартных ситуациях, анализировать сложные задачи и находить оптимальные решения. В своей практике я столкнулась с проблемой недостаточной познавательной активности обучающихся, формальным заучиванием формул и неумением видеть физические закономерности за словесными описаниями задач. В связи с этим, был разработан и внедрен в педагогическую деятельность метод исследования ключевых ситуаций, который позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить эффективность подготовки к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ.

Работа по данной проблеме ведется с 2020 года:

Изучены теоретические аспекты и сущность данного метода, проанализировала библиографические источники и данные

официальных

интернет-порталов.

Разработаны методические указания к решению задач и внедрены в педагогическую работу.

Представлена методическая разработка «Метод исследования ключевых ситуаций как средство активизации познавательной

деятельности обучающихся при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике» экспертному сообществу в виде докладов, мастер-классов, открытых уроков, публикации статей.

Диссимилирован

педагогический опыт по данной теме в образовательных организациях различного уровня.

Метод исследования ключевых ситуаций (МИКС) - это педагогический подход, основанный на создании и анализе проблемных ситуаций, отражающих ключевые физические закономерности и принципы. В отличие от решения типовых задач, МИКС предполагает не просто применение готовых формул, а активное вовлечение обучающихся в процесс исследования, анализа, выдвижения гипотез и поиска решений.

Цель и задачи применения метода исследования ключевых ситуаций.

Цель метода: активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие их аналитического и критического мышления, формирование умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

Способствовать формированию умения анализировать условия задачи, выявлять противоречия и проблемы.

Развивать навыки выдвижения гипотез и построения моделей.

Совершенствовать умения применять теоретические знания для решения практических задач.

Способствовать повышению мотивации к изучению физики.

Повысить уровень подготовки к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, а также к участию в олимпиадах.

Ключевые ситуации – это тщательно отобранные или специально разработанные задачи, в которых явно проявляются важные физические принципы и закономерности, а также возникают противоречия или нестандартные условия, требующие глубокого анализа. Эти ситуации могут быть представлены в различных формах:

Экспериментальные задачи:

требующие проведения реального или мысленного эксперимента для установления закономерности.

Качественные задачи:

требующие объяснения физического явления без использования математических формул.

Расчетные задачи:

с нестандартными условиями, требующими применения нескольких физических законов и умения строить математические модели.

Задачи с альтернативными решениями:

позволяющие продемонстрировать различные подходы к решению одной и той же задачи.

Метод исследования ключевых ситуаций на сегодняшний день является весьма актуальным. При подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ используются именно контролирующие задания. И тут метод ключевых ситуаций весьма эффективен, так как все задания группируются вокруг таких ситуаций. Обучающиеся, решая задачи, многократно практикуется в применении ключевых ситуаций. Разбирая тесты с выбором ответа, ученики имеют возможность быстро проверить усвоение всех изученных тем.

Таким образом, творчески осваивая ключевые ситуации, находя закономерности, ставя на их основе задачи и решая их, ученик учится решать задачи и тем самым готовится к сдаче государственного экзамена, решению олимпиадных задач Деятельное знакомство с ключевыми ситуациями повышает уверенность ученика в своих знаниях по физике, поскольку эти знания, естественно, становятся умениями.

Этапы работы с ключевой ситуацией:

Представление ситуации:

обучающимся представляется проблемная ситуация в форме задачи, эксперимента или качественного вопроса.

Анализ ситуации:

обучающиеся самостоятельно или в группах анализируют условия задачи, выделяют известные и неизвестные величины, определяют физические закономерности, которые могут быть применены.

Выдвижение гипотез:

обучающиеся выдвигают различные гипотезы о возможных решениях проблемы.

Проверка гипотез:

обучающиеся проверяют свои гипотезы с помощью расчетов, экспериментов или теоретических рассуждений.

Обсуждение результатов:

обучающиеся обсуждают полученные результаты, сравнивают различные подходы к решению задачи и делают выводы.

Обобщение:

учитель подводит итоги, акцентирует внимание на ключевых моментах и закономерностях, связывает изученную ситуацию с другими темами курса физики.

Для учеников данный алгоритм представлен в виде схемы, которая доступна для понимания и отражает сущность применения метода исследования ключевых ситуаций (рис. 1).

Система уравненийЗаконы и закономерности

Что ищем? Ситуация

Ответ Задача

Рисунок 1 – Схема алгоритма, применяемого при решении задач методом исследования ключевых ситуаций

Примеры применения МИКС в моей практике:

Задача:

«Два одинаковых шарика подвешены на нитях одинаковой длины. Один шарик заряжен, а другой - нет. Как изменится угол между нитями, если шарики привести в соприкосновение и снова развести?» Эта задача позволяет исследовать закон сохранения заряда, закон Кулона и принципы электростатики.

Обучающиеся

должны не только рассчитать угол, но и объяснить, почему он меняется.

Экспериментальная задача:

«Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити и массы груза

Эта задача позволяет не только повторить известные формулы, но и провести реальный эксперимент, обработать результаты и сделать выводы о погрешностях измерений.

Качественная задача:

«Почему нагревается проводник при прохождении по нему электрического тока?» Эта задача требует от

обучающихся

понимания природы электрического тока и механизма теплового действия тока.

В своей работе использую метод исследования ключевых ситуаций в сочетании с другими методами обучения, такими как:

Лекции-дискуссии: для представления теоретического материала и обсуждения сложных вопросов.

Групповая работа: для совместного решения задач и обмена опытом.

Проектная деятельность: для разработки и реализации исследовательских проектов.

Использование ИКТ: для визуализации физических явлений и моделирования физических процессов.

Важным элементом моей методической системы является создание благоприятной образовательной среды, где обучающиеся чувствуют себя комфортно, не боятся задавать вопросы и высказывать свои идеи. Я стараюсь поддерживать их инициативу и стимулировать самостоятельную работу.

Как показал опыт, изучение физики наиболее эффективно и интересно, когда оно построено как исследование ключевых ситуаций. При использовании в образовательном процессе данного метода стирается искусственная грань между теорией и задачами: вместо «запоминания» и «применения заученного» - исследование.

Анализ результатов учебных достижений, обучающихся за последние пять лет показал, что применение описанного выше метода способствует формированию ключевых компетенций: учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Внедрение МИКС в мою практику привело к следующим положительным результатам:

Повышение познавательной активности

обучающихся

:

Они стали более заинтересованы в изучении физики, проявляют инициативу и самостоятельно ищут ответы на вопросы.

Развитие аналитического и критического мышления:

Обучающиеся научились анализировать сложные ситуации, выделять ключевые моменты и находить оптимальные решения.

Улучшение результатов ГИА и ЕГЭ:

Количество

обучающихся

, сдающих экзамены на высокие баллы, увеличилось.

Успешное участие в олимпиадах:

Обучающиеся стали более успешно выступать на олимпиадах различного уровня.

Мониторинг познавательной деятельности обучающихся показывает положительную динамику образовательных результатов выпускников 9, 11 классов и продуктивность применения метода исследования ключевых ситуаций при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Результаты государственной итоговой аттестации по физике обучающихся 11 классов

Учебный год

Численность обучающихся МОАУ «Лицей № 4», сдававших ЕГЭ

Средний балл

Максимальный балл

РФ

Оренбургская область

гренбург

МОАУ «Лицей № 4»

МОАУ «Лицей № 4»

2019-2020

21

56,3

58

62

73,8

100

2021-2022

26

54,1

59

63

80

100

2023-2024

24

63,21

67

73

84

100

Результаты государственной итоговой аттестации по физике обучающихся 9 классов

Учебный год

Численность обучающихся МОАУ «Лицей № 4», сдававших ОГЭ

Средний балл

Максимальный балл

Оренбургская область

г. Оренбург

МОАУ «Лицей № 4»

МОАУ «Лицей № 4»

2021-2022

52

26

42

2022-2023

39

24,3

26,8

27,3

44

2023-2024

41

23,9

24,6

27,9

34

Ежегодная положительная динамика численности участников перечневых мероприятий, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской Федерации и министерства образования Оренбургской области (%):

наименование мероприятия

2022-2023

2023-2024

2024-2025

муниципальный этап

(%)

муниципальный этап

(%)

муниципальный этап

(%)

Всероссийская олимпиада школьников

1,8

3,6

5,6

Областная олимпиада школьников

1

2,8

4,4

Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»

3

6

10

Олимпиада школьников «Физтех»

2,5

5

7,4

Всесибирская открытая олимпиада школьников

0

1,2

4

Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи - будущее науки»

1

3,4

5,1

Отраслевая олимпиада школьников «Газпром»

0

2

4,5

Подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников:

наименование мероприятия

год участия

класс

этап (региональный/ всероссийский заключительный)

Результат

(победитель, призер)

Всероссийская олимпиада школьников

2021-2022

9

региональный

1 призер

Всероссийская олимпиада школьников

2023-2024

10

региональный

1 победитель

Всероссийская олимпиада школьников

2024-2025

9, 10,11

региональный

2 призера

1 победитель

Содержание методической разработки «Метод исследования ключевых ситуаций как средство активизации познавательной деятельности обучающихся при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике» получило отражение в Учебно-методическом пособии «Механика: методические указания к решению задач», которое внедрено в учебный процесс частного учреждения дополнительного образования «Просвещение» города Оренбурга и применяется мной, и другими преподавателями физики данного учреждения, с 2020 года по настоящее время при проведении занятий по физике для подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (приложение 1).

Метод исследования ключевых ситуаций является эффективным средством активизации познавательной деятельности обучающихся при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике. Он позволяет не только углубить знания по предмету, но и развить важные навыки, необходимые для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности. Я планирую продолжать развивать и совершенствовать этот метод, а также делиться своим опытом с коллегами. Уверена, что данный метод может быть полезен не только в физике, но и в других областях знания, где требуется развитие аналитического и критического мышления.