* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 16pt; color: #365F91;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 16pt; color: #365F91;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Emphasis {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;} .Обычный (веб) Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; color: #000000;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; color: #000000;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote text {font-size: 10pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Текст выноски Знак1 {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Без интервала Знак1 {color: #000000;} .No Spacing {color: #000000;} .Абзац списка Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 11pt; color: #auto; font-style: italic;} .ConsPlusNormal {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;} .c21 {font-family: 'Calibri'; color: #000000;} .c48 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c58 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Default {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt; color: #000000;} .western {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c93 {font-family: 'Calibri'; color: #000000;} .Table Paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c26 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c31 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Текст сноски Знак1 {font-size: 10pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .fontstyle01 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; color: #000000;} .c72 {font-family: 'Times New Roman';} .c02 {font-family: 'Times New Roman'; color: #444444; font-style: italic;} .c32 {font-family: 'Cambria'; color: #444444;} .Font Style21 {font-family: 'Tahoma'; font-size: 9pt;} .c84 {font-style: italic;} .c05 {font-family: 'Times New Roman'; color: #444444; font-weight: bold; font-style: italic;} .c114 {font-family: 'Times New Roman';} .Без интервала Знак {color: #000000;} .Strong {font-weight: bold;} .Основной текст (3)_ {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10.5pt;} .Основной текст (3) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10.5pt;} .Основной текст (8)_ {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10.5pt; font-weight: bold;} .Основной текст (8) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10.5pt; font-weight: bold;}

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

урока математики по теме:

«Показательная функция, ее график».

Преподаватель математики

ГАПОУ «СКАТК»

Дзигасова Роза Романовна

г. Ардон 2025г.

Пояснительная записка
Тема «Показательная функция» изучается на 1 курсе в рамках главы 4 «Корни, степени, логарифмы» Башмаков М. И. Математика.

На ее изучение дается два часа уроки №109 и 110, которые распределены так, что на первом уроке изучается определение показательной функции и ее график, а на втором ее свойства выводятся по графику функции. Это классическая тема курса алгебры и начал анализа. Изучение показательной функции предоставляет большие возможности обогатить знания обучающихся о функциях вообще, о способах их задания, о связи способа задания функции с ее свойствами.

На примере показательной функции можно развить представления о функциях как о модели процессов и закономерных связей явлений.
Тема «Показательная функция» тесно связана с темами «Степени с различными показателями», «Степенная функция», как бы обобщает предметное содержание понятия степень и в тоже время является ступенькой перехода к теме «Логарифмы».
Представленный урок – это урок изучения новой темы, на котором в ходе фронтальной работы, обучающихся формулируют определение показательной функции, а затем строят график, а на следующем уроке исследуют функцию, предварительно построив график. Знания определения и свойств показательной функции будут применены при решении показательных уравнений и неравенств.

Для развития самостоятельности, логического мышления студентов предлагаются проблемно-поисковые ситуации, выполнение нестандартных заданий, различных видов деятельности.
В целях демонстрации связей математики с другими предметами на уроке, будет показано, что само понятие показательной функции и, вытекающее из него, понятие экспоненциальной функции имеют большое практическое приложение, так как описывают законы природы, техники и общества. И это дает возможность формирования у обучающихся целостной картины окружающего мира и развития познавательного интереса к математике как науке.
С целью формирования у обучающихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры, использованы исторические сведения. Обучающиеся должны:

Знать:

·         определение показательной функции;

·         алгоритм построения графика показательной функции;

Уметь:

·         находить области определения и значений функции,

·          строить по точкам графики показательных функций,

·          строить эскиз графика показательной функции   у=ax в зависимости от значения основания a.

·         сравнивать числа с применением свойств показательной функции

·         применять  свойство возрастания/убывания при решении задач

Общие компетенции

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-07

Планируемые результаты обучения

ПК 5.1,ПР3, ПР4, ПР7

Дисциплина: Математика.

1курс - урок №109

Преподаватель: Дзигасова Роза Романовна ГАПОУ «СКАТК»

Тема: Показательная функция.

Некоторые наиболее часто встречающиеся

виды трансцендентных функции, прежде

всего показательные, открывают доступ

ко многим исследованиям.

Л.Эйлер.

Цели урока: формировать овладение каждым обучающимся знаний

показательной функции, построение графика показательной

функции.

Задачи урока:

Образовательные - научить обучающихся определять показательную

функцию, строить график показательной функции;

Развивающие – развивать умения и навыки обучающихся определять

показательную функцию, самостоятельно выполнять

построение ее графика с разными основаниями,

развивать чувство ответственности и навыки

самостоятельного труда, развивать алгоритмическое

мышление, наблюдать, сравнивать, делать выводы,

обобщать, использовать аналогии.

Воспитательные - воспитывать навыки культуры труда, эстетический

вкус, интерес к теме, к предмету, воспитывать и

активизировать у обучающихся интерес к получению

новых знаний, формировать точность и аккуратность

при выполнении чертежей.

Методическая тема:

«Совершенствование фонда оценочных средств, как условие повышения качества подготовки квалифицированных специалистов на уроках

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: интерактивная доска совместно с мультимедийным проектором и компьютером, Переносная доска, Классная доска, Доклады обучающихся (опережающее задание), Игра: «Прочитай слово».

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный; 

Методические приемы (МП):

словесные: рассказ, работа с учебником;

наглядные: иллюстрация, демонстрация слайдов;

решение типовых упражнений.

План урока

Организационный момент -2мин.

Проверка домашнего задания -5мин.

Изучение нового теоретического материала - 15 мин.

Закрепление теоретического материала -17 мин.

Домашнее задание - 2мин.

Подведение итогов урока -2 мин.

Рефлексия - 2мин.

Ход урока:

1.Организационный момент: подготовка студентов к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей, проверка готовности рабочих мест студентов и преподавателя, готовности обучающихся к работе.)

На первом этапе преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к работе.

2.Проверка изученного материала.

Один из обучающихся на доске решает:

Карточка №1. №431(а; в)

Найти значение числового выражения

а)81/2:(81/6.93/2)=? б) 87/3:810,75=?.

Карточка№2

Ученые-биологи, изучая жизнь бактерий, установили, что рост числа бактерий происходит по формуле N=5t, где N-число колоний бактерий в момент времени t, t- время размножения.

Вычислите, как изменится число колоний бактерий за 2 секунды? За 3 секунды?

За это время, с остальными обучающимися проводится устный опрос по домаданию (вопросы на интерактивной доске).

Преподаватель:

1. Что такое степень с рациональным показателем?

2.Какими свойствами обладает степень с рациональным показателем?

3.Найдите значение выражения устно:

163/4; 491/2; 812/4.

Задача. Численность населения Индонезии составляет 2,4.108 человек, а Венгрии- 9,9.106 человек. Во сколько раз численность населения Индонезии больше численности населения Венгрии?

Далее, проверили задание на доске и оценили работу обучающегося по карточке №1.

Преподаватель: Обратите внимание на решение задачи по карточке №2.

Ученые-биологи, изучая жизнь бактерий, установили, что рост числа бактерий происходит по формуле N=5t, где N-число колоний бактерий в момент времени t, t- время размножения.

Вычислите, как изменится число колоний бактерий за 2 секунды? (увеличится до 25). За 3 секунды? (увеличится до 125). Т.е. каждому моменту времени соответствует свое определенное число бактерий. Перед нами небольшая проблема - Как решать такие задачи?

3.Изучение новой темы:

Зависимость такого типа между двумя переменными была замечена не только в процессе роста числа микроорганизмов, но и, например, в спорте – зависимость длины прыжка спортсмена с трамплина от начальной скорости полета, в медицине – способность почек выводить из крови радиоактивные изотопы, в предвыборных кампаниях.

Например:

а) В рамках предвыборной кампании каждый кандидат выбирает себе в помощники двух доверенных лиц. Каждый из доверенных лиц в течение следующего дня, проводя агитационную работу, привлекает в команду этого кандидата еще по одному человеку. На следующий день агитационная работа проводится уже командой в 4 человека. Что произойдет с командой кандидата, если эту работу продолжить по той же схеме? Команда кандидата будет очень быстро расти.

б) В древней легенде об изобретателе шахмат говорится, что он потребовал за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, а за каждую следующую - вдвое больше, чем за предыдущую. Человеку трудно представить себе порядок величины 264-1(общее число зерен, плату за изобретение шахмат).

Преподаватель:

С примерами быстро растущих функций человек столкнулся очень давно. Для зависимостей такого вида составлена следующая математическая модель:    y = aх.

 Я предлагаю вам сегодня на уроке исследовать эту математическую модель.

     А значит “изучить функцию”.

Преподаватель: Что такое функция?

Ответ: Функцией называется зависимость переменной У от переменной Х, при которой каждому Х соответствует единственное У.

Преподаватель: Функция – основной математический инструмент для изучения связей, зависимостей между различными величинами. Чем большим запасом функций мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности математического описания окружающего мира.

Какие функции нам известны?

-Линейная функция, описывает, например, равномерное прямолинейное движение;

-Квадратичная функция – описывает движение с ускорением;

-Обратная пропорциональность – описывает, например, зависимость объема, занимаемого газом, от его плотности.

Если зафиксируем положительное число а и поставим в соответствие каждому рациональному числу m/n - число аm/n, то мы будем иметь числовая функция f(х)х.

Как называется эта числовая функция??? Поможет нам ответить на этот

вопрос правильно, разгаданный ребус. (Показываем на переносной доске - ребус).

Правильно мы разгадали ребус - «Показатель», а функция будет называться?

Обучающиеся: «Показательная функция».

Преподаватель:

Чтобы узнать полное название темы урока и цель урока, мы с вами еще поработаем устно: «Составь слово». (Задания проецируются на интерактивную доску).

Решите пример, выберите букву, соответствующую ответу, и из всех букв cоставьте слово.

1)33+3= ф - 2

2)2-3+7/8 = а - 10

3)52 - 15= р - 1

4)81/3 = и- 4

5)24:4 = к – 27

6)93/2 =. г - 30

Преподаватель: Правильно составили слово – это слово «ГРАФИК».

Итак, тема нашего урока: «Показательная функция и ее график».

На уроке мы должны научиться определять показательную функцию, изображать эскиз графика показательной функции и в конце урока провести коррекцию знаний.

Преподаватель: Функция, заданная формулой у = ах (где а> 0, а≠1), называется показательной с основанием а или обращаем внимание на слайд (Записываем в тетради).

Преподаватель: Например:

Обучающийся: у=5х, у=3х, у=2х, у=(1/2)Х.

Такие функции называются показательными.

Преподаватель: Это название объясняется тем, что аргументом показательной функции является показатель степени, а основанием степени – заданное число. Показательная функция часто используется при описании различных физических процессов.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Обучающийся: Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функции, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям.

Преподаватель: Любая функция имеет свой график.

Вопрос: Что мы называем графиком функции?

Обучающийся: Графиком функции f называют множество всех точек (х; у) координатной плоскости, где у = f(х), а х «пробегает» всю область определения функции f

Преподаватель: Построим графики функции у=2х и у = (1/2)х .

Преподаватель: (Обращаем внимание на интерактивную доску) Объяснение:

Рассматривая графики показательных функций с основаниями 2, 3, 5, 10. Смотрите построение графика функции y=2x выше

Выводы записать в тетради:

1) Переменная х может принимать любое значение (D (y)=R), при этом значение у всегда больше нуля (E (y)=R+).

2) Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1), так как любое число в нулевой степени равно единице; с осью Ох графики не пересекаются, так как положительное число в любой степени не может быть равным нулю. Чем больше основание а (если a1) показательной функции у=ах, тем ближе расположена кривая к оси Оу.

3) Все данные функции являются возрастающими, так как большему значению аргумента соответствует и большее значение функции.

Такой же вид имеет график функции у = ах, если 0<a<1.

y=(1/2)x, y=(1/3)x, y=(1/5)x, y=(1/10)x.

Сделать выводы и записать в тетради:

Смотрите построение графика функции y=(1/2)x выше, графики остальных функций строим аналогично, вычислив их значения при х=0 и при х=±1.

1) Переменная х может принимать любое значение: D (y )= R, при этом область значений функции: E (y) = R+.

2) Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1), так как любое число в нулевой степени равно единице; с осью Ох графики не пересекаются, так как положительное число в любой степени не может быть равным нулю.

3)Чем меньше основание а (при 0<a<1) показательной функции у=ах, тем ближе расположена кривая к оси Оу.

4) Все эти функции являются убывающими, так как большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

4.Закрепление.

Преподаватель: По графику показательной функции мы выведем ее свойства, а затем научимся решать графически показательные уравнения, но это на следующих уроках, а сейчас.

1)Построите график функции у = 2 х+1.

Как это сделать, кто как думает?

Решение.

Обучающийся: Сначала строим график функции у=2х, а затем приподнимаем его на единицу по оси Ох (попробуйте изобразить график функции у = 2 х+1-дома).

А сейчас (раздали листочки с вопросами) тест на закрепление темы урока.

Самостоятельная работа тест (3мин.)

1. В какой функции переменная представляет собой основание:
а) y = 0,4x б) y = x3  в) y = 3x

2.Функцию вида y=ax, где а>0, a≠1, х – любое число, называют:

а) показательной б) степенная в) линейной

3. Какая из функций является показательной:

а) у= 1,2х б) у=2x — 7 в) у= x — 3

4. Напишите показательную функцию с основанием 5 и показателем х+1

а) y = х5+1 б) y = x5  в) y = 5x+1

5.Функцию вида y=ха, где х – любое число, называют:

а) показательной б) степенная в) линейной

Собираем работы и пока проверяется тест слушаем обучающегося с опережающим заданием.

Обучающийся: Доклад - по интерактивной доске.

С целью формирования у обучающихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры, использованы исторические сведения.

Законы, подчиняющиеся показательной функции

1)                 Рост различных микроорганизмов, бактерий, дрожжей и ферментов описывает формула: N = N0 · akt,

2)Давление воздуха изменяется по закону: P = P0 · a-kh,

3) Закон роста древесины: D = D0 · akt,

4) Процесс изменения температуры чайника при кипении описывается формулой: T = T0 + (100 – T0)e-kt.

5)Закон поглощения света средой: I = I0 · e-ks,

6)Рост народонаселения. Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой  ,

Радиоактивный распад

.

Задача:

Ежемесячно на банковский вклад, равный S 0 рублей начисляется р%. На сколько процентов возрастет банковский вклад за х месяцев?

Решение.

Пусть р = 2%, х = 12 месяцев. Тогда за год банковский вклад возрастет на

Ответ: на 27%.

5.Подведение итогов урока и оценка знаний обучающихся.

6. Домашнее задание:

- Башмаков М. И. Математика: §18, Стр.163-165

-Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2018

П35, Построить график функции у=3х и у = (1/3)х

7.Коррекция знаний.

Преподаватель: У вас на столах коррекционные листы, где вы должны продолжить предложение - со следующей колонки и передать мне при выходе.

На уроке я работал(а)_________________

Своей работой на уроке я__________

Урок для меня показался___________

Материал урока мне был___________

Мое настроение__________________

доволен / не доволен

коротким / длинным

полезен / бесполезен

активно / пассивно

интересен / скучен

стало лучше / стало хуже

Литература:

- Башмаков М. И. Математика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва: КНОРУС, 2021.(Рекомендовано для ТОП-50)

-Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2018