МБУДО АМР СК
Александровская ДМШ
Методическое сообщение на тему
«Система комплексных упражнений Т.А.Докшицера».
Докладчик
Васев А.В.
преподаватель
класса духовых инструментов
Ежедневно перед каждым трубачом возникает вопросы - С чего начать домашнее занятие? Сколько времени заниматься? Играть ли упражнения и гаммы или только поиграть пьесы? Как отдыхать и расслаблять губы? Как правильно питаться и построить расписание домашних занятий?
В своей методической работе "Система комплексных упражнений трубача" Т.Докшицер дает всестороннюю базу самостоятельной работы трубача дома.
В первом разделе рассматриваются все проблемы развития всех элементов исполнительского аппарата трубача.
В первую очередь Т.Докшицер выделяет четыре основных элемента составляющих исполнительский аппарат трубача - губные мышцы, мышцы языка, органы дыхания и пальцы рук. Систематическое комплексное развитие этих элементов составляет основу занятий трубача.
Весь учебный материал Т.Докшицер делит на два больших раздела: Динамические упражнения и Статические упражнения. Статические упражнения развивают устойчивое звуковедение, основанное на стабильном вдохе и выносливости губных мышц, формируют окраску и интонацию звука. Динамические упражнения развивают двигательные навыки исполнительского аппарата - развивают технику трубача.
Какие же упражнения рекомендует трубачам Т.Докшицер?
Для подвижности пальцев лучше всего подходят гаммы исполняемые легато и упражнения на трели и группето. Для подвижности языка - гаммы, этюды и упражнения исполняемые стаккато. Стабильность дыхания и выносливость губ достигаются при исполнении вокализов и мелодических этюдов. Подвижность губ и дыхание развивают на арпеджио,интервалах и губных трелях.
Целый раздел Т.Докшицер посвящает развитию дыхания. Выделяя несколько типов дыхания - малый вдох, половинный вдох, глубокий вдох, максимально глубокий вдох - Т.Докшицер предостерегает от ошибочной постановки дыхания, злоупотреблением при вдохе выпячиванием мышц живота. Такое "поставленное" дыхание может проивести к имитации вдоха и в гортани в результате спазма могут перекрыться дыхательные пути. Исполнительское дыхание должно развиваться разнообразным. Максимально глубокий вдох в исполнительской практике используется редко и он утомителен для исполнителя, Дыхание должно быть обьемным и глубоким, к нему в практических занятиях нужно подходить постепенно, чередуя малый, половинный и глубокий вдох.
Вдох ртом - основной и самый распространенный вид вдоха.
Вдох носом - разновидность основного вдоха применяется реже. При пересыхании слизистой рта, перед извлечением нот высокого регистра.
Выдох - один из важнейших моментов игры на духовых инструментах. Его сложно классифицировать, В зависимости от музыкальной фразы его обьем и характер меняется, выдох многообразен. Основная проблема - недостаток воздуха при исполнении трудных и продолжительных по времени фраз можно компенсировать дополнительным вдохом, который не должен нарушать музыкальную фразу.
Особенное внимание Т.Докшицер уделяет проблеме владения контролируемого выдоха. Правильный расчет дыхания связан с осмыслением исполнительского процесса, степенью дарования музыканта и его профессиональной зрелости.
Дыхание, как основная часть исполнительского аппарата трубача, формируется и развивается в процессе ежедневных практических занятий, в соответствие с конкретными ощущениями и индивидуальными особенностями исполнителя, оно должно точно соответствовать содержанию исполняемой музыки.
Большое внимание в книге уделено атаке, соединению и окончанию звуков. Развитию штриховой культуры трубача помогает комплекс упражнений напечатанный во втором разделе книги.
Также большое внимание в книге Т.Докшицер уделяет питанию и распорядку дня трубача. Прямая связь между приемом пищи, распорядком дня и состоянием губного аппарата. Т.Докшицер дает рекомендации по организации расписания приема пищи в день концерта и в дни обычных занятий.
Второй раздел - практический, в котором дается комплексная система упражнений в нотных примерах.Здесь подобрана буквально энциклопедия технических возможностей трубача. Все возможные технические проблемы отражены в соответствующих упражнениях. Вот список разделов упражнений точно распределенный по возрастающей физической нагрузке Т.Докшицером.
1. Разминки:
упражнения на расслабление губ
разминки перед работой
2. Вокализы:
вокализы для начинающих
укрепление губ
регистры
выдержанные звуки
филированные звуки
3.Секвенции:
Подвижность губ, языка и пальцев
Легато, двойная и тройная атака
Гаммы
Интервалы
Гибкость и эластичность губных мышц
Трель
4.Этюдные фрагменты
В заключении хочу сказать, что труд Т.Докшицера "Система комплексных упражнений трубача" одна из базовых методических работ, дающая как педагогам так и ученикам полный материал для домашних занятий.
Использование упражнений Т.Докшицера дает высокий результат в освоении техники игры на трубе и развитии иполнительского аппарата трубача.
Материал упражнений разминки, секвенций, вокализов актуален по сей день.
В моей практике преподавания трубы в детской музыкальной школе я использую следующие комплексы упражнений Т.Докшицера.
1 класс:
Разминки №1, №2
Выдержанные звуки упражнение №1
Вокализы №1, №2, №5
Секвенции №1, №2
2 класс:
Разминка №1, №2
Выдержанные звуки упражнение №1
Вокализы №1, №2, №5
Секвенции №1, №2
3 класс:
Разминка №3, №4
Выдержанные звуки №2
Вокализы №2, №3, №5
Секвенции №2, №3
4 класс:
Разминка №5, №6
Выдержанные звуки №1, №2, №3
Вокализы №3, №4, №6
Секвенции №3, №4
5 класс:
Разминка №5, №6, №7
Выдержанные звуки №3, №4
Вокализы №3, №4, №6, №7
Секвенции №2, №3, №4
Так же используется в учебном процессе комплекс гамм и арпеджио, рекомендованных Т.Докшицером в соответствии уровня подготовки учащегося.
На гаммах отрабатываются основные штрихи, проводится работа над дыханием, работа над звуком.
Для более развитых учеников возможно расширение комплекса упражнений. То есть подбор упражнений идет индивидуально в зависимости от развития ученика, его физической подготовленности и развития дыхания.
______________________________
Литература использованная в докладе:
Т.А.Докшицер "Система комплексных упражнений трубача" Издательство "Музыка" 1985 г.