* {font-family: XO Thames; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Plain Text {font-family: 'Consolas'; font-size: 10.5pt;} .Текст Знак {font-family: 'Consolas'; font-size: 10.5pt;}

МБУДО АМР СК

Александровская ДМШ

Методическое сообщение на тему

«Система комплексных упражнений Т.А.Докшицера».

Докладчик

Васев А.В.

преподаватель

класса духовых инструментов

Ежедневно перед каждым трубачом возникает вопросы - С чего начать домашнее занятие? Сколько времени заниматься? Играть ли упражнения и гаммы или только поиграть пьесы? Как отдыхать и расслаблять губы? Как правильно питаться и построить расписание домашних занятий?

В своей методической работе "Система комплексных упражнений трубача" Т.Докшицер дает всестороннюю базу самостоятельной работы трубача дома.

В первом разделе рассматриваются все проблемы развития всех элементов исполнительского аппарата трубача.

В первую очередь Т.Докшицер выделяет четыре основных элемента составляющих исполнительский аппарат трубача - губные мышцы, мышцы языка, органы дыхания и пальцы рук. Систематическое комплексное развитие этих элементов составляет основу занятий трубача.

Весь учебный материал Т.Докшицер делит на два больших раздела: Динамические упражнения и Статические упражнения. Статические упражнения развивают устойчивое звуковедение, основанное на стабильном вдохе и выносливости губных мышц, формируют окраску и интонацию звука. Динамические упражнения развивают двигательные навыки исполнительского аппарата - развивают технику трубача.

Какие же упражнения рекомендует трубачам Т.Докшицер?

Для подвижности пальцев лучше всего подходят гаммы исполняемые легато и упражнения на трели и группето. Для подвижности языка - гаммы, этюды и упражнения исполняемые стаккато. Стабильность дыхания и выносливость губ достигаются при исполнении вокализов и мелодических этюдов. Подвижность губ и дыхание развивают на арпеджио,интервалах и губных трелях.

Целый раздел Т.Докшицер посвящает развитию дыхания. Выделяя несколько типов дыхания - малый вдох, половинный вдох, глубокий вдох, максимально глубокий вдох - Т.Докшицер предостерегает от ошибочной постановки дыхания, злоупотреблением при вдохе выпячиванием мышц живота. Такое "поставленное" дыхание может проивести к имитации вдоха и в гортани в результате спазма могут перекрыться дыхательные пути. Исполнительское дыхание должно развиваться разнообразным. Максимально глубокий вдох в исполнительской практике используется редко и он утомителен для исполнителя, Дыхание должно быть обьемным и глубоким, к нему в практических занятиях нужно подходить постепенно, чередуя малый, половинный и глубокий вдох.

Вдох ртом - основной и самый распространенный вид вдоха.

Вдох носом - разновидность основного вдоха применяется реже. При пересыхании слизистой рта, перед извлечением нот высокого регистра.

Выдох - один из важнейших моментов игры на духовых инструментах. Его сложно классифицировать, В зависимости от музыкальной фразы его обьем и характер меняется, выдох многообразен. Основная проблема - недостаток воздуха при исполнении трудных и продолжительных по времени фраз можно компенсировать дополнительным вдохом, который не должен нарушать музыкальную фразу.

Особенное внимание Т.Докшицер уделяет проблеме владения контролируемого выдоха. Правильный расчет дыхания связан с осмыслением исполнительского процесса, степенью дарования музыканта и его профессиональной зрелости.

Дыхание, как основная часть исполнительского аппарата трубача, формируется и развивается в процессе ежедневных практических занятий, в соответствие с конкретными ощущениями и индивидуальными особенностями исполнителя, оно должно точно соответствовать содержанию исполняемой музыки.

Большое внимание в книге уделено атаке, соединению и окончанию звуков. Развитию штриховой культуры трубача помогает комплекс упражнений напечатанный во втором разделе книги.

Также большое внимание в книге Т.Докшицер уделяет питанию и распорядку дня трубача. Прямая связь между приемом пищи, распорядком дня и состоянием губного аппарата. Т.Докшицер дает рекомендации по организации расписания приема пищи в день концерта и в дни обычных занятий.

Второй раздел - практический, в котором дается комплексная система упражнений в нотных примерах.Здесь подобрана буквально энциклопедия технических возможностей трубача. Все возможные технические проблемы отражены в соответствующих упражнениях. Вот список разделов упражнений точно распределенный по возрастающей физической нагрузке Т.Докшицером.

1. Разминки:

упражнения на расслабление губ

разминки перед работой

2. Вокализы:

вокализы для начинающих

укрепление губ

регистры

выдержанные звуки

филированные звуки

3.Секвенции:

Подвижность губ, языка и пальцев

Легато, двойная и тройная атака

Гаммы

Интервалы

Гибкость и эластичность губных мышц

Трель

4.Этюдные фрагменты

В заключении хочу сказать, что труд Т.Докшицера "Система комплексных упражнений трубача" одна из базовых методических работ, дающая как педагогам так и ученикам полный материал для домашних занятий.

Использование упражнений Т.Докшицера дает высокий результат в освоении техники игры на трубе и развитии иполнительского аппарата трубача.

Материал упражнений разминки, секвенций, вокализов актуален по сей день.

В моей практике преподавания трубы в детской музыкальной школе я использую следующие комплексы упражнений Т.Докшицера.

1 класс:

Разминки №1, №2

Выдержанные звуки упражнение №1

Вокализы №1, №2, №5

Секвенции №1, №2

2 класс:

Разминка №1, №2

Выдержанные звуки упражнение №1

Вокализы №1, №2, №5

Секвенции №1, №2

3 класс:

Разминка №3, №4

Выдержанные звуки №2

Вокализы №2, №3, №5

Секвенции №2, №3

4 класс:

Разминка №5, №6

Выдержанные звуки №1, №2, №3

Вокализы №3, №4, №6

Секвенции №3, №4

5 класс:

Разминка №5, №6, №7

Выдержанные звуки №3, №4

Вокализы №3, №4, №6, №7

Секвенции №2, №3, №4

Так же используется в учебном процессе комплекс гамм и арпеджио, рекомендованных Т.Докшицером в соответствии уровня подготовки учащегося.

На гаммах отрабатываются основные штрихи, проводится работа над дыханием, работа над звуком.

Для более развитых учеников возможно расширение комплекса упражнений. То есть подбор упражнений идет индивидуально в зависимости от развития ученика, его физической подготовленности и развития дыхания.

______________________________

Литература использованная в докладе:

Т.А.Докшицер "Система комплексных упражнений трубача" Издательство "Музыка" 1985 г.