МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"НОВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ"
(ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1")
Методическая разработка
Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебный цветок»
Выполнила:
Учитель – логопед
Голованова Галина Романовна
Новоуральск 2024
Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебный цветок»
Многофункциональное логопедическое пособие для детей с ОВЗ. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Игровое логопедическое пособие «Волшебный цветок» направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков в словах; закрепление умения определять позицию звука в слове; совершенствование лексико-грамматических категорий речи, связной речи
«Собери цветок» (Приложение №1.)
Цель: автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков в словах; развитие навыка звукового анализа (определение позиции звука в слове); развитие зрительного и слухового внимание, памяти.
Материал: круги с буквами и картинками, лепестки, предметные картинки.
Ребенок должен собрать цветок так, чтобы на лепестках была картинка, в названии которой был заданный звук, четко произнести слово и определить место звука в слове
«Свистит - шипит - жужжит» (Приложение № 2.)
Цель: дифференциация звуков в словах на слух и по произношению; развитие фонематического слуха, внимания и памяти; воспитания самоконтроля за речью.
Материал: круги с изображением совы и шишки, жёлудей и забора, рыбы и лупы, предметные картинки.
Перед ребенком выкладываются картинки и предлагается подобрать подарки для совы (только со звуком С) и подарки для шишки (только со звуком Ш). Аналогично проводится игра со звуками Ж и З, Р и Л.
Первоначально взрослый сам произносит слова, а ребенок на слух определяет, подойдет ли та или иная картинка в качестве подарка. Если это задание ребенок выполняет без ошибок, то следующим этапом будет самостоятельное произношение слов ребенком.
«Домашние животные и их детеныши» (Приложение № 3.)
Цель: умение использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в согласовании существительных с числительным; развивать речь, память, внимание.
Материал: символ «Сердце», предметные картинки.
Взрослый уточняет знания детей о домашних животных. Предлагает поиграть в игру «Домашние животные и их детеныши».
Символ «Сердце» «Назови ласково» - предлагается назвать выбранную картинку ласково:
- Корова – коровка, коровушка … (все слова по теме).
«Веселый счет» сосчитать детенышей животных в соответствии с цифрой
- один котенок, два котенка, …, пять котят;
«Придумай предложение» (Приложение № 4.)
Цель: закрепление предлогов В, НА, К, ОТ, ПОД; закрепление умения составлять предложения с предлогами; развитие речи, внимания, ориентирование ребенка в пространстве.
Материал: круг, разделенный на сектора со схемами, карточки-картинки.
Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на схемы и подобрать к ним соответствующие картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на).
«Посчитай-ка» (Приложение № 5.)
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительным; закрепить знания цифр; закрепить умение счёта в пределах 5; развивать речь, память, мышление.
Материал: круг с цифрами, карточки-картинки.
Предложить ребенку сосчитать различные предметы (один мяч, 2 мяча) соотнести с соответствующей цифрой. Логопеду, работая над автоматизацией определенного звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.