Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ?Новомайнская детская школа искусств?

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Успехи современной электроники как уникальная возможность для решения музыкальных задач.
Опыт использования современных компьютерных технологий в ДШИ.
Цели, задачи и работа  музыкального творчества на компьютере.
Необходимое техническое оснащение .
Практическое применение работ учащихся
Широкое распространение компьютеров привело к тому, что они стали появляться во многих семьях, но не секрет, что компьютер дома детьми используется чаще всего для компьютерных игр, а это – далеко не лучшее применение технике, способной пробудить в ребёнке интерес к творчеству и созиданию.
Успехи современной электроники, бурное развитие компьютерной техники и программного обеспечения, становящиеся всё более доступными и, вместе с тем, всё более мощными персональные компьютеры, создали условия для возникновения уникальной возможности: рядовой пользователь может сконфигурировать свой домашний компьютер для решения музыкальных задач. Таким образом, получившаяся в результате ?виртуальная? аудиостудия будет иметь возможности настоящей, и даже сможет выполнять некоторые профессиональные задачи. Приборы пространственной обработки, сэмплеры, синтезаторы – у всего этого дорогостоящего оборудования больших студий, к которому имели доступ единицы желающих творить музыкантов, теперь появились программные аналоги - с теми же возможностями, но за гораздо меньшую стоимость.
Высокие технологии аудиоиндустрии стали доступны почти любому, и появилось много желающих попробовать себя в сфере электронной музыки, многие пытаются записать собственные творения, сделать аранжировки для своих песен, но результата удаётся достичь далеко не всем. Персональный компьютер изначально сконструирован отнюдь не для музыки, и чтобы добиться чего-то, нужны некоторые знания, умение ориентироваться в нескольких специализированных музыкальных компьютерных программах. Зачастую случается так, что дети, получившие классическое музыкальное образование, владеющие тем или иным музыкальным инструментом, имеющие хороший музыкальный вкус, оказываются неподготовленными к работе с современной сложной техникой, зато в более выигрышном положении те, кто хорошо знает компьютер, но с музыкой знаком лишь по лёгким эстрадным шлягерам. 
Данное положение нельзя считать нормальным. Имея такой мощный инструмент для музыкального творчества, кому как не музыкальным школам и школам искусств использовать его в своей работе?
Учащиеся народного отделения музыкальных школ или школ искусств, в частности, баянисты и аккордеонисты всегда были наиболее активной, живой составляющей школьного коллектива. Это они в числе первых с энтузиазмом осваивали электромузыкальные инструменты во времена бума вокально-инструментальных ансамблей, они собирали первые рок-группы, они же сегодня сидят за компьютерами, пытаясь освоить музыкальные компьютерные программы для аранжировки – аудиосеквенсоры. 
Опыт использования современных компьютерных технологий накоплен в  детской школе искусств. Уже семь лет в школе ведётся предмет ?Музыкальное творчество на компьютере.?
Работа студии ориентирована на решение проблемы музыкальной школы или музыкальных отделений школ искусств по подготовке юных музыкантов к работе с современной техникой и рассчитана на развитие творческих возможностей ребёнка, на привитие желания самостоятельного музицирования и воспитание любителя искусства. 
Целью является знакомство юных музыкантов с новыми возможностями для творчества, которые дает им современная техника.
Студией решаются такие задачи как: развитие музыкальных способностей ребёнка в соответствии с окружающим его современным разножанровым миром музыки, пробуждение творческой и самостоятельной активности на основе новых технических возможностей, воспитание личности посредством искусства и восприятия многообразного мира музыкальных инструментов. Благодаря использованию современного сопровождения, соединению современного электронного звучания со звучанием русских народных инструментов, повышается интерес учащихся к урокам специальности. Ученики не только учатся самостоятельности в работе с компьютерными музыкальными программами, в процессе работы происходит совершенствование тембрового слуха, навыков подбора, гармонизации, знакомства с элементами аранжировки, находят применение на практике знания, умения и навыки, полученные на уроках сольфеджио. 
Занятия в студии, в соответствии с программой, рассчитаны на трёхгодичный курс при пяти- и семилетней систем обучения. Работа ведётся с учащимися старших классов, в основном с учащимися народного отделения (баянистами, аккордеонистами). Возраст детей - от 10 до 18 лет. 
Для работы используется предусмотренный учебным планом урок инструмента по выбору - 1 час индивидуальных занятий в неделю (40 минут), по желанию разбивая его на два урока в неделю (по 22 минуты).
Форма занятий – индивидуальная. 
Необходимое техническое оснащение является вполне доступным на сегодняшний день. Для проведения занятий подойдёт любой современный компьютер, подходящий по требованиям программного обеспечения, и оснащённый звуковой платой. Средние по классу компьютерные аудиомониторы, либо усилитель с акустическими системами, либо аудиоцентр. МИДИ-клавиатура, микрофон для записи голоса и акустических инструментов, программное обеспечение (программа - аудиоредактор и аудиосеквенсор, например, Soundforge и Sonar). Облегчённые версии этих программ часто в виде бонуса идут в комплекте со звуковой картой или клавиатурой, так что проблема лицензионного программного обеспечения тоже вполне решаема.
Работа над аранжировкой ведётся в программе “Sonar”. Такой выбор объясняется тем, что именно эта программа наиболее доступна начинающим, и вместе с тем, является продуктом, предназначенным для работы в профессиональной студии. Программа позволяет, последовательно записывая инструментальные партии, создать полноценную фонограмму ?минус один? для аккомпанемента собственному живому исполнению, а также, записать исполнение целиком, получив полную фонограмму. При этом компьютерные технологии допускают глубокое редактирование и не требуют больших исполнительских навыков, позволяя даже ученику справиться с записью аккомпанирующих партий. Работая над аранжировкой, ученик получает возможность взглянуть на исполняемое произведение новым, свежим взглядом, от него требуется анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Полученные навыки, такие как: умение играть под метроном и в ансамбле с записанным аккомпанементом, чувство формы, исполнительская выдержка помогают ему в работе над произведением на уроке специальности. Тщательная проработка аккомпанирующих партий в студии позволяет лучше почувствовать роль левой руки в исполнении аккомпанемента на баяне и аккордеоне. Работа с темпотреком в редакторе позволяет наглядно увидеть темповые изменения и осознать их роль в исполнительской выразительности.
Учащиеся осваивают компьютер и компьютерные программы, начиная от первого знакомства и написания аранжировки до полного создания произведения, включая сведение, мастеринг и запись на компакт-диск. Сравнительно небольшое количество часов предполагает лишь ознакомительный уровень, но он достаточен для практического применения.
Публичное выступление с самостоятельно выполненной фонограммой дают для учащегося мощный эмоциональный толчок и стимул для дальнейшего совершенствования. 
Работы учащихся имеют конкретное практическое применение: они предназначаются для исполнения на концерте, используются как аккомпанемент к собственному исполнению на инструменте, либо для учащихся вокального отделения на их экзамене. Аранжировки инструментальных пьес используются для подготовки танцев отделением хореографии, а короткие работы начинающих - при озвучивании праздничных мероприятий (новогодний утренник, день первоклассника и т.п.). В соответствии с этим, преподаватели вокального, инструментального и хореографического отделений согласовывают репертуар и совместно подбирают программу для учащихся студии.
За время существования студии с учащимися класса аккордеона подготовлены и проведены два городских концерта эстрадной аккордеонной музыки ?Аккордеон на эстраде? и ?Мой друг – аккордеон!?, отдельные номера использовались в таких мероприятиях как концерт при аккредитации школы. 
Наличие подобных студий, использующих новые технологии и новые формы работы в музыкальных школах и школах искусств, не только помогают решить ряд насущных проблем, связанных с подготовкой и проведением качественных концертов, набором и сохранением контингента учащихся, но и поддерживают имидж школы как современного, динамично развивающегося учебного заведения, шагающего в ногу со временем. 




 Подготовила преподаватель Матвеева Анжела Евгеньевна










HYPER13PAGE  HYPER15