« Музыкальная игра на уроках хореографии в группах детей раннего развития»
Подлубная Л.А.
Концертмейстер МБУДО ДДТ
Г.Гаджиево.
« Игра - в значительной степени основа
всей человеческой культуры.»
А.В.Луначарский.
Уроки хореографии развиваются такие данные, как слух, память,
ритм, помогают выявлению творческих задатков обучающихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Считается, чем ярче и разнообразнее фантазии у детей, тем выше их уровень развития.
Дети 2- 3х лет чрезвычайно эмоциональны и непосредственны
движения под музыку доставляют им большую радость, но в этом возрасте движения их еще не достаточно точны, и координировыны, плохо развито чувство равновесия, поэтому, все занятия носят, как правило игровой характер.
В результате чего к концу первого года занятий, у детей появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, формируется
элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к
происходящему, повышается танцевальная активность: ребенок исполняет несложные танцевальные композиции (в том числе и с
атрибутами), танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в
музыкально- подвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку,
передает характерные движения игровых персонажей, появляются первые творческие проявления ребенка в движении.
Повторение за взрослым становится более осознанным, он уже не
просто созерцает, но и наблюдает и неосознанно анализирует.
Подвижные игры на уроках, содержат упражнения,
применяемые практически на всех уроках и являются ведущим видом
деятельности детей раннего возраста. Здесь используются приемы имитации,
подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то,
что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий
по танцевально-игровой деятельности. Каждая игра требует музыкального оформления, доступного для восприятия детей данного возраста. Детей с первых дней знакомства с танцем нужно учить выражать через жесты как положительные, так и отрицательные эмоции, опоэтизированные музыкой, навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, добрых и положительных ассоциаций.
Игра: «Бабочки».
Содержание: Звучит музыка колыбельной, дети сидят на ковриках, ножки сложены в бабочку,наклон корпуса вперед( бабочка спит), музыка меняется, бабочки полетели по залу, на повторение первой музыкальной темы , дети возвращаются на коврик.
Музыкальное сопровождение: «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов, «Вальс» А.Грибоедов.
Игра: « Дождь и лужицы».
Содержание: звучит музыка, дети танцуют, прыгают, на смену музыкальной темы, дети бегут на коврики (прячутся от дождя),
снова звучит первая музыкальная тема, дети встают с ковриков, танцуют, топают по воображаемым лужицам.
Музыкальное сопровождение: «Дождик» С.Майкапар, «Детская полька» А. Жилинского.
Дети учатся различать характер музыки, слышать ее, координировать свои движения.
Эмоциональный настрой на игру, дает простор детской инициативе.
Игра: «Цветы и садовник».
Содержание : дети сидят в ковриках посреди зала, они цветы.
Выбегают детки-садовники в руках воображаемая леечка, они подбегают, каждый к своему цветку и начинают поливать его. Цветок растет дети – постепенно поднимаются, (вырастают). В группах детей 2 х лет, роль садовника выполняет педагог.
Музыкальный материал: «Вальс цветов»- П.И.Чайковского.
Игра: «Птички и ветерок».
Содержание: детки летают по зал, выполняя движения (птички клюют зернышки, чистят перышки, машут хвостиком, на тему ветра улетают в домик).
Музыкальное сопровождение: «Птички и ветерок» - фонограмма.
.Дети приобретают навыки выразительного движения, развиваются их творческие способности.
Игры: «Паровозик», «Карусель», это работа над темпом.
Музыкальное сопровождение: «Паровоз Букашка» А.Ермолов,
«Карусель» В.Шаинский.
Игра: «Хлопотушки, топотушки», развивают чувство ритма, внимание.
Музыкальное сопровождение: « Озорная полька» Н.Вересокина.
«Танец-марш»; развитие восприятия музыки.
Музыкальное сопровождение: «Марш» С.Прокофьев, «Итальянская полька»
С,Рахманинов.
«Игры в стихи» - дети их очень любят.
Хорошим примером являются стихи Агнии Барто:
«Бычок»- дети изображают идущего по доске бычка, раскачиваясь из стороны в сторону и поют, а затем поднимают ножку на (пассе, у 2-х леток просто наклон) и наклоном вниз имитируют падение.
«Наша Таня» - детки сидят на ковриках ножки поджав, поют, эмоционально, изображая, как плачет Таня, после слов: «Тише, Танечка, не плачь», поднимаются и начинают прыгать (Не утонет в речке мяч».
«Барабан»- дети изображают барабанщиков, имитируя игру на барабане, на слова «Левой, правой» - садятся на пол и ножками барабанят по полу, на последние слова: « Барабан дырявый – ножки врозь и наклон вперед.
«Самолет построим сами»- дети изображают самолет, затем руки разводят в стороны, имитируя крылья, двигаются по залу (Понесемся над лесами, летают) и на последние слова возвращаются на свои места.(А потом вернемся к маме).
«Мишка косолапый»- дети поют изображают мишку, на последние слова топают ножкой.
Музыкальное сопровождение: Музыка О.Деточкиной.
Игры с предметами:
«Мячики» - дети стараются выполнять прыжки, изображая мячики, останавливаются и хлопают в ладоши.
Музыкальное сопровождение – «Детская полька» М.Глинки.
«Ежики» - детям раздаются мячики (мячики с шипами), детки бросают их и догоняют (ежик убегает, дети догоняют).
Музыкальное сопровождение:
«Маленький ежик» - В.Москвин.
Игра – вид деятельности, в процессе которой развиваются: внимание, память,чувство ритма, музыкальность, воображение, эмоциональность, дисциплинированность.
Кроме того, игра мобилизует духовные и физические силы ребенка, это своеобразный способ усвоения общественного опыта, она формирует все стороны личности ребенка, создает изменения в психике ребенка, подготавливает переход к новой, более высокой стадии развития, а также выполняет воспитательные задачи…