* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Урок-рынок (описание формы проведения)

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами эффективной формой проведения заключительного урока по любой теме математики. Назовем его урок-рынок (возможно урок-ярмарка, урок – базар, урок-распродажа, урок-магазин, урок-лавка или еще как-то, как ваша фантазия сработает). Для моих учащихся это всегда урок праздник, к которому готовятся с самого первого урока по новой теме. Каждый ученик обязан принести на распродажу задачи –задания по пройденному материалу. Количество задач для продажи должно ограничиваться нижним пределом не менее 5-10 заданий, это зависит от временных затрат на решение. Смотря по какой теме проводим распродажу. Верхний предел не ограничиваем, сколько ученик приготовил, как постарался – это только плюс ученику. Условия задач оформляются на карточках. Желательно ярко, красочно, так как задачи на рынке выставляются или раскладываются на столы и должны привлекать внимание ребят – покупателей. К каждой задаче у ученика должно быть решение, решение оформляется на отдельном листе, на котором содержится и условие задачи. Столы в кабинете расставляем буквой П, оставляя проходы для удобного передвижения по классу ребят - покупателей. На перемене половина класса готовит свой товар – задачи карточки к продаже. Каждый ученик раскладывает свои задачи на отдельном столе. Ставит стул для себя, а напротив для покупателя. Включаем фоном спокойную классическую музыку. Каждый покупатель заблаговременно получает файл, в который складываются чистые листы для решений, ручка, карандаш, линейка при необходимости. Файл подписан фамилией ученика. Эти файлы с купленными задачами сдаются в конце урока учителю для возможности оценить деятельность ученика на данном уроке. Урок можно начать с таких слов:

- Добрый день, ребята! Вот и подходит к концу изучение темы ………………………… . Сегодня у нас последний урок. Мы провели с вами много уроков, но этот не такой как все. Он - последний! Поэтому он - необычный. Сегодня мы с вами являемся участниками мероприятия, которое называется «Рынок задач». Класс разбит на две группы – продавцы и покупатели, имеется и ответственный – директор рынка (самый компетентный по теме ученик, его функция состоит в том чтобы разрешать конфликтные ситуации между продавцом и покупателем). Работа рынка будет проходить в два этапа: сначала первая половина класса продает свои задачи покупателям, через 20 минут (40 минут – если проводим в рамках спаренных уроков) меняемся ролями, покупатели становятся продавцами, а продавцы – покупателями. Во всех спорных ситуациях прошу обращаться к директору нашего рынка. Внимание! Рынок – открывается!»

Покупатели начинают ходить по рынку. Выбирать для себя задачи подсаживаться к продавцам и решать выбранные задачи. Задача считается проданной только в том случае, если решение верное. За это отвечает продавец. Поэтому продавец на листке с решением пишет «Продал Иванов ИИ» (Петров, Сидоров) и ставит свою подпись. Правило при проверке учителем – если в файле ученика оказалась неверно решенная задача, то ученик – продавец, тот кто продал задачу, получает штрафные баллы. Задачи к продаже имеют разную стоимость, о ней мы договариваемся заранее в ходе прохождения темы. Примерно определяем какие задания по 1 баллу, какие 2, 3 и так далее. Задача продавцов – продать как можно больше товара, задача покупателей – купить как можно больше товара и заработать большее количество баллов. По прошествии половины времени занятия, учащиеся по команде учителя меняются ролями. Рынок продолжает работу. Так как на данном уроке межличностные отношения в коллективе играют немаловажную роль, учителю необходимо контролировать деятельность учащихся. Не допускать скопления около одних столов и отсутствия учеников около других, перенаправлять ребят, подсказывать следующий маршрут. В целом такой урок проходит на одном дыхании, ученики активны, заинтересованы, мотивированы. В конце урока на проверку сдаются файлы с решениями, по количеству, качеству и сложности купленных задач, учитель может оценить работу ученика по теме.