Спивак Екатерина Борисовна
В работе рассматривается тема положительного влияния занятий изобразительной деятельности на развитие эмоционально волевой сферы детей и подростков с ОВЗ.
?О положительном влиянии занятий изобразительной деятельностью на развитие эмоционально волевой сферы детей и подростков?      

      Ни для кого не секрет, что занятия изобразительной деятельностью занимает особое место в развитии и воспитании детей и подростков. Развивая воображение и фантазию, пространственное и творческое мышление, колористическое чутьё, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит огромный вклад в процесс формирования художественно-эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Обучаясь практическим навыкам и умениям в области художественного творчества, дети получают возможность создавать прекрасное своими руками, нечто новое и удивительное собственными силами. 
Занятия детей изобразительным искусством развивают органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать истинное искусство от дешевых поделок. 
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к шедеврам мировой культуры, любовь и уважение к культуре своей страны.
          Но сегодня мне хочется поговорить еще об одной положительной стороне влияния занятий художественным творчеством на формирование личности подрастающего человека. Как ни парадоксально это может показаться, но художественная деятельность положительно влияет ещё и на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. А ведь эмоционально волевая сфера – это чуть ли не главнейшая составляющая в структуре зрелой, полноценной личности человека. Безвольная личность – это и не личность вовсе.  Об этой особенности художественного воспитания мало кто задумывался, а ведь это вполне очевидно, если посмотреть на занятия художественным творчеством с точки зрения психологии. Ещё Платон предполагал, что душа состоит из трех основных сущностей: ума, воли и чувств, в основе которых лежат эмоциональные переживания. Если ум и воля подчинены человеку, то эмоции возникают непроизвольно и управлять ими удается не так просто. Возникающая эмоция подчиняет себе и ум, и волю. Но зрелая личность усилием воли   может управлять эмоциями.
Эмоции и потребности человека связаны с формированием его личностных качеств и с развитием его интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают важную часть в структуре личности. Изобразительная деятельность как никакая другая крепко связана с эмоциональными переживаниями. Эмоции и чувства – это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему. Многие художники признаются, что испытывают во время работы ?ни с чем не сравнимое наслаждение? и находятся в состоянии эмоционального ?горения?. Но работа художника разделена на три составляющие: это рождение замысла, само воплощение этого замысла и оценка результата. И работа приносит удовлетворение только тогда, когда её итог полностью удовлетворяет творца, то есть близок к задуманному эталону.  А это возможно только тогда, когда человек обладает необходимыми знаниями и умениями в этой области, то есть профессионализмом. Ведь не секрет, нам интересно только то дело, где мы достигли определенных успехов. Такова психология человека. Можно сказать – это своеобразный алгоритм психологии творчества, да и любой другой деятельности.  
Всем известно, как самозабвенно рисуют маленькие дети, они разговаривают со своими рисунками, рассуждают, поясняя окружающим и себе их замысел и сюжет, но повзрослев, очень многие перестают рисовать. Это было справедливо замечено еще известным художником Пабло Пикассо. Он как-то сказал: ?Каждый ребёнок - художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста?.  Этому феномену есть вполне понятное объяснение.  В детстве у ребенка отсутствует критическое отношение как к окружающему, так к самому себе. Дети с удовольствием рисуют и демонстрируют свои произведения родителям и друзьям, совершенно не замечая несовершенств в своих рисунках.  Постепенно взрослея, вступая в переходный возраст, ребёнок все отчетливее осознает все изъяны собственных творений.  Вот и выходит, что как раньше, по-детски, он рисовать не хочет, а как взрослый – не может, не умеет, не хватает знания и мастерства. Вот тут-то и наступает тот критический момент, о котором говорил Пикассо. И задача педагога, как можно скорее и качественнее, помочь перейти этот ?Рубикон?. Каждый рисунок должен полностью удовлетворять самолюбие подростка, рождать только положительные эмоции. Ведь, как известно, только положительные эмоции побуждают человека на продолжение данной деятельности. Цель преподавателя не только давать новые знания и умения, но исподволь, незаметно доводить каждый рисунок до совершенства, но только так, чтобы у ребенка было полное впечатление, что он это сделал сам, а педагог ему только чуть – чуть помог.  Помню по себе, как в художественном училище педагоги, часто беря карандаш, оставляли на наших несовершенных рисунках гениальные, как нам казалось тогда, штрихи. Это было с одной стороны очень полезно, мы учились мастерству на живом примере, а с другой, било по самолюбию – у нас так виртуозно ещё не получалось. Но мы тогда уже вышли из подросткового возраста, переросли все его трудности, выбрали свой жизненный путь. В этом возрасте уже вполне зрелая и сформировавшаяся эмоционально – волевая сфера. У нас же сейчас разговор идет о подростках, и педагог должен обладать профессионализмом не только в художественном творчестве, но и глубокими знаниями в области детской и подростковой психологии, чтобы, давая знания, не отвратить взрослеющего ребенка от занятий, а наоборот укрепить веру в собственные силы и способности. Что бы се совпадала с тем алгоритмом художественного творчества, о котором было сказано выше.  Известно всем, что в подростковом возрасте развитие эмоционально-волевой сферы вступает в новую, завершающую стадию своего развития, (хотя конечно процесс формирования личности продолжается всю жизнь) и поэтому это благодарнейшее время для творческой деятельности педагога над формированием зрелой личности, в этом возрасте, происходит коренная перестройка структуры волевой регуляции и активности. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков (как уже говорилось выше), их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего ?Я?, права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. 
Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание. Настойчивость проявляется только в интересующей его деятельности. А любая деятельность становится привлекательной только тогда, когда индивид видит положительные плоды своего труда. Ребенок должен ясно осознавать, у него все получается. Всё, о чем говорит учитель – легко и понятно. Нужно только чуть- чуть постарается, приложить усердие и результат не заставит себя долго ждать.  Вот тут - то    и включается благодарнейшая реакция, когда положительные эмоции стимулируют развитие само регуляции волевых процессов. Кроме того, поставленная педагогом задача, самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного расположения, колорита, необходимости раскрытия красоты натуры, составлении тематической композиции. Задача обязательно завершить, довести до конца творческую работу (а не просто: не получилось – можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявление воли и укрепляет её особенно необходимы терпение, целеустремленность, воля во время рисования на пленере, когда организуются экскурсии, походы, специальные выходы юных художников для рисования в парк, в лес, на стройку и когда подростки вынуждены нести неудобные и тяжелые этюдники, папки с бумагами, вынуждены постоянно прерывать работу из - за изменений погоды. Или вообще рано встать в воскресный день, выйти на улицу в непогоду, чтобы вовремя прийти на занятия. Подросток испытывает радость творчества, радуется собственному успеху и нее желает останавливаться на достигнутом, а двигается вперед и вперед, тренируя и совершенствуя, тем самым, силу воли. Кроме того, изучение и анализ изображенных на картинах сцен героизма, мужества, смелости, а также живые примеры из биографий самих художников способствует формированию и развитию в детях таких волевых качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, непоколебимую убежденность в своей правоте, умении принять и отстоять принятое решение.
Все выше сказанное справедливо по отношению и к той категории детей, с которой приходится работать мне. В школе – интернате № 44, что уютно расположился в зеленом районе Ново-Переделкино, обучаются, преимущественно, дети со средней и тяжелой степенью тяжести детского церебрального паралича. Так же я руковожу изостудией для детей с ограниченными возможностями здоровья ЦВР при ?Раменки?. К слову сказать, у меня тоже последствия ДЦП, так что все ?прелести? этого недуга. Дети с ограниченными физическими возможностями здоровья – особая категория, требующая особого индивидуального, дифференцированного подхода. У некоторых - грубо нарушено персептивное и пространственное восприятие, замедлены интеллектуальные процессы. Особенно большую трудность представляет собой работа с детьми с тяжелым нарушением функции опорно - двигательного аппарата в сочетании с сохранным интеллектом. Они очень тяжело переживают своё состояние, осознают своё бессилие. Такие, например, у меня Катюша Власенкова, Алеша Белов, Стас Распопов, Настенька Опёнкина и многие другие. Они лишены возможности передвигаться самостоятельно.  Художественное творчество для них чуть ли не единственная возможность самовыражения. Настеньку Опёнкину я знаю с детства. Это удивительный человечек. Она всегда страстно любила рисовать и всегда была уверена, что станет художницей, что нельзя сказать обо мне. Осознавая все серьезнейшие физические нарушения, которые были у девочки, я, честно говоря, поначалу, очень сомневалась, что она сможет профессионально овладеть техникой рисунка и живописи, но видя то желание, с которым занималась девочка, я просто делала свое дело, давала ей знания классической школы рисования, искала новые педагогические подходы, техники исполнения работ. И случилось чудо – человек вырос, а художник остался. Сейчас Настенька Опенкина готовится поступать в университет и учиться на искусствоведа. Я уверена, у неё все получиться.  А вот со Стасиком Распоповым мы познакомились совсем недавно, всего год назад. Он уже совсем взрослый мальчик, но с ночки зрения художественных знаний – он тогда был чистый лист. Мы начали заниматься с ним буквально с нуля. Он с жадностью впитывает все то, чем мы занимаемся и, за такой малый срок, уже сделал громадные успехи в области изобразительного искусства, хотя ему это дается, ох как не просто – процесс обучения грубо тормозит болезнь: не слушаются руки, мешает неразвитое пространственное мышление, но я уверена: мы победим!
Другая категория, это дети с задержкой умственного развития. К сожалению процент таких ребят к году от года продолжает неизменно расти в популяции детей с ДЦП.  Связи со своеобразием мыслительной деятельности, для них главное в работе - это момент воплощения задуманной идеи в жизнь, а не сама идея, которая почти всегда предлагается педагогом, и даже не окончательный результат труда.  Они с самозабвением поглощены в процесс, безоговорочно следуют всем указаниям учителя и искренне радуются не столько конечным результатам, законченному рисунку, сколько похвале старшего и награде за проделанный труд, грамоте или подарку.  Для этой категории подростков — это главная движущая сила их творчества. И тут опять же подспудно, незаметно идет развитие ребенка, его персептивных процессов, эмоционально - волевая регуляция, совершенствование умственной деятельности, достижение, по Л. С. Выгодскому, ?зон ближайшего развития ребенка?. 
Но, наверное, самым трудным представляется работа безразличными учениками, таких, к сожалению, не мало. Этим ребятам, кажется, ничего не нужно, их мало, что интересует в окружающем мире. Принято все списывать на серьезные интеллектуальные нарушения, но на самом деле, тут властвует все тот же эффект, про который было сказано выше; они просто не видят смысла в какой-либо деятельности, так как ни в чем, они не могут достичь успеха. За что бы они не взялись, ничего не выходит, ни в учебе, ни в труде. И тут опять необходимо включать творческую фантазию педагога, подбирая задания так, чтобы, получилось наконец, и загорелись глаза творчеством у каждого, казалось бы, самого тяжёлого и бесперспективного ребенка.
 Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными. Необходимо сделать так, чтобы каждому ребенку было интересно на уроке, что бы каждый ушёл удовлетворенным проделанной работой.  Ведь, как известно, все счастливы одинаково, а беды у всех разные, вот так и с этими ребятишками, у каждого своя беда, но она для него и его родных самая большая.
  Давайте еще раз сфокусируемся на главной мысли наших размышлений и выведем формулу успешного обучения, причём, это касается не только художественной деятельности, но и любой другой, будь-то математика, история или иностранный язык.  Итак, формула успеха любого обучения равна НОВОЕ ЗНАНИЕ + ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ, которая включает произвольные процессы внимания и памяти, то есть, ВОЛЮ. Ну а уж результат того обучения, конечно зависит от индивидуальных способностей человека, конечно далеко не все мои ученики станут художниками, но ценителями и любителями искусства, яркими зрелыми личностями, я уверена, станут все. Ни это ли главная цель любого обучения.